Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2022 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Какую формулу нужно использовать
У водного налога есть формула расчета, которую нужно использовать, чтобы получить достоверные данные по его сбору. Выглядит она следующим образом:
- Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.
Чтобы посчитать сумму, нужно знать список используемых коэффициентов. Он определяется законодательством и может быть следующим:
- 5-ти кратный. Используется в формуле для налогоплательщиков, которые превысили лимиты (за год или квартал).
- 10-кратный. Если вода забирается чтобы в дальнейшем её продавать.
- 1,1. Если юридические лица или ИП, не располагают своими средствами измерения.
Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2022 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2022 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Плательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:
- забор воды;
- использование акватории водоемов;
- гидроэнергетика;
- лесосплав в плотах и кошелях.
Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:
- полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами;
- создание летних лагерей и санаториев;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.
Как рассчитать и как оплачивать водный налог в 2021 году? Декларация по водному налогу
Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66
Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.
Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).
Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.
Водный налог в 2018 году
Из названия налога становится ясно, что этот государственный платеж связан с водопользованием и касается не всех хозяйствующих физических и юридических лиц, а затрагивает только те субъекты предпринимательства, которые эксплуатируют водные ресурсы государства в бизнесе.
Этот налоговый платеж не является таким популярным и весомым в налоговой политике, экономическом планировании, на повестке обсуждений, как НДС, налог на прибыль и спецрежимы. Однако за последние годы водного налога коснулись интересные законодательные преобразования, которые, безусловно, достойны внимания.
Водный платеж относится к федеральным налогам, взимается непосредственно с источников доходов, т. е. является прямым, и распределяется в полном объеме в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству России.
На сегодняшний день этому платежу посвящена глава 25.2 Налогового кодекса РФ. Глава принята в 2004 году и вступила в силу с января 2005 года. До введения водного налога его аналогом был налог, взимаемый за пользование водными объектами.
Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2021 г. действует коэффициент 1,52.
Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:
- 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
- 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
- коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.
Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2021 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2021 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях
При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:
Налоговая база | = | Объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях (тыс. куб. м) | × | Расстояние сплава (км) : 100 |
Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
Коэффициенты, применяемые к ставкам
С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. Для 2020 года он равен 2,31.
Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2020 года действует ставка 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.
С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.
Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:
- превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
- отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
- добытая вода перепродается — он равен 10.
Применение трех последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.
Ставки платы за водопользование 2020
Федеральные ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются правительственными Постановлениями № 876 от 30.12.2006 (ред. от 29.12.2017) и № 1509 от 26.12.2014 (ред. от 18.09.2019).
Тарифы сгруппированы следующим образом (постановление № 876):
- за забор воды из поверхностных объектов (кроме морей) в пределах допустимого договором объема (ставки определены за 1 тыс. куб. м воды в разбивке по бассейнам рек и регионам) – раздел I;
- за забор воды из иных водных объектов в пределах допустимых договором (за 1 тыс. куб. м воды в разбивке по морям) — раздел II;
- за использование водных объектов для производства электроэнергии без забора воды (ставки за 1 тыс. кВт ч выработанной электроэнергии приводятся по речным бассейнам) – раздел III;
- за использование акватории поверхностных водных объектов (за 1 кв. км используемой акватории в год по акваториям рек, озер, морей и Тихого океана) – раздел IV.
Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)
Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.
^К началу страницы
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
Правильный КБК, указанный налогоплательщиком в отчётности, направляет платёж по назначению. Указание ошибочного или устаревшего кода грозит тем, что платёж зависнет в категории невыясненных поступлений. Значения КБК по водному налогу на 2017 год указаны в таблице:
Водный налог | 18210703000011000110 |
---|---|
Пеня | 18210703000012100110 |
Штраф | 18210703000013000110 |
Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.
А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.
Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.
Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.
Особенности уплаты ВН в 2021 г.: «старое» и новое.
Перечисленный выше круг обязанных лиц должны платить ВН по завершению каждого квартала до 20 числа месяца, который сразу следует за истекшим кварталом. Оплата вносится по месту нахождения объекта. Т. е. порядок уплаты ВН, по сути, не поменялся. Тем не менее следует знать, что в 2021 г. крайний срок «поквартальной» уплаты ВН приходится на следующие дни.
Квартал 2021 г. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Соответствующий ему крайний срок уплаты ВН | до 20.04.2021 | до 20.07.2021 | до 20.10.2021 | до 20.01.2021 |
Если последний день платежа выпадает на выходной (праздник), то его, как и ранее, переносят на первый же рабочий день, который следует за ним. Так, к примеру, за 3 кв.2021 г. нужно заплатить водный налог до 20 октября. Это суббота, выходной. Поэтому крайний срок переносится с 20.10 на 22.10, понедельник (первый рабочий день). Соответственно, заплатить ВН нужно не позднее 22.10.2021.
Вопросы исчисления водного налога регламентирует п.3 ст. 333.13 НК РФ. Ответственность плательщиков на налоговые нарушения определяет ст. 119 и ст. 120 НК РФ.
Между тем как информирует Минфин РФ (см. письмо № 03-06-06-02/42833 от 06.07.2017), за неправомерное пользование недрами (например, без лицензии либо с нарушением лицензионных условий) предусмотрена адм. ответственность. В подобных ситуациях применяются нормы ст. 7.3 и 7.6 КоАП РФ (ФЗ РФ № 195 от 30.12.2001) и нарушителей штрафуют.