Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность медицинских работников и медицинских учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения. Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом. Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.
Наказание санитарно-эпидемиологической службы
Санитарно-эпидемиологическая служба — центральный контролирующий исполнительный орган, созданный при минздраве, для поддержания порядка в медицине, улучшения эффективности работы центральных, региональных и местных государственных и частных клиник. Его работа заключается в контроле всех отделений и федеральных субъектов, информировании населения о заболеваниях и другом.
Медицинские учреждения получают административные наказания от санитарно-эпидемиологической службы в виде штрафной санкции, предупреждения, выговора, лишения лицензии, приостановления деятельности на определенный срок, лишения заведующего клиникой и его заместителя полномочий и другое. Тяжесть наказания за правонарушения зависит от степени тяжести самого нарушения права. В каждом отдельном случае действуют статьи из КоАП РФ.
В целом, медицина и фармацевтика — две сферы, к которым привлечено особое внимание со стороны государства. Несоблюдение общегосударственных норм в этих областях приводит к взысканию в виде штрафа, закрытия медучреждения или наступления уголовной ответственности.
Перечислим составы данных правонарушений:
- Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.
- Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.
- Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.
- Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).
- Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.
- Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.
- Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);
Случаи полной и ограниченной материальной ответственности
Стоит упомянуть также, что материальную ответственность несет и сам медицинский работник. В случае причинения работником вреда пациенту МО может взыскать с него сумму ущерба в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Данный вид материальной ответственности является частичным. Также медицинские работники могут нести полную материальную ответственность, при которой с медицинского работника взыскивается полная сумма компенсации независимо от ее размера, в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): в случае нанесения медицинским работником вреда пациенту в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в результате административного проступка, либо в случае причинении умышленного ущерба медицинским работником либо вынесения ему обвинительного приговора по уголовному делу, в случае если ущерб причинен не при исполнении работником своих трудовых обязанностей, а также в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую, врачебную или иную). При этом стоит отметить, что медицинские работники не относятся к работникам, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, так как они не входят в указанную группу лиц согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Исключением являются работники, ответственные за хранение и учет материальных ценностей МО (старшие медицинские сестры, заведующий складом).
Дисциплинарная ответственность
Действует в рамках трудового договора. Каждый работник должен соблюдать его условия, а наниматель вправе требовать от работника исполнения его прямых трудовых обязанностей. К стандартным пунктам трудового договора можно отнести:
- Добросовестно относиться к выполнению своих трудовых обязанностей;
- Соблюдать правила распорядка и не нарушать дисциплину;
- Следовать правилам по охране труда;
- Соблюдать правила безопасности на рабочем месте;
- Бережно относится к имуществу и т.д.
Некоторые из этих пунктов могут отличаться для каждых профессий, поэтому их подробно вписывают в трудовом или коллективном договоре.
При нарушении правил работодатель может применять следующие виды дисциплинарных наказаний:
- Замечание;
- Выговор;
- Увольнение.
Также необходимо знать, что дисциплинарная ответственность может быть общей и специальной. Первая регламентируется Трудовым кодексом РФ, а именно статьями 192-194. Она является универсальной и подходит для всех категорий работников. Специальная дисциплинарная ответственность регламентируется отдельными законодательными актами. Одним из примеров таких актов является Устав о дисциплине работников, которые эксплуатируют опасные радиационные и ядерные производства. То есть специальная дисциплинарная ответственность применима для специфических профессий и особых условий труда. Кроме того, специальная дисциплинарная ответственность имеет ряд отличительных особенностей. Она распространяется только на узкий перечень профессий, для которых могут быть применены специальные взыскания. При этом понятие служебного проступка для этих профессий может быть расширено. Также отличается и порядок обжалования уже наложенных взысканий.
Материальная ответственность
Материальная ответственность регламентируется Трудовым кодексом. Обычно она наступает в тех случаях, когда одна из сторон, заключивших трудовой договор, должна возместить другой стороне причиненный вред. В жизни же чаще всего к материальной ответственности привлекается работник по инициативе работодателя, но не наоборот, так как виновность последнего не всегда можно доказать. Если говорить о судебных делах, где к материальной ответственности был привлечен работодатель, то это будут дела о несвоевременной выплате зарплаты или неправильный расчет при увольнении. Другие причины на практике встречаются значительно реже.
Работника, напротив, можно привлечь к материальной ответственности по большому числу поводов, среди которых порча имущества, хищение, мошенничество и др. При этом одним из важных условий для привлечения является определение величины ущерба, который был причинен одной из сторон.
Как можно заметить, существует большое количество способов, по которым медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности. Для того, чтобы минимизировать возможные риски, работник должен изучить основные положения действующего законодательства, условия трудового и коллективного договора и строго выполнять их.
Дисциплинарная и административная ответственность медицинского персонала
Субъективная сторона – отношение работника к своему проступку в виде вины. Ответственность наступает, если вина выражена в виде умысла (работник осознавал, что совершает нарушение и желал его совершения) или неосторожности. Неосторожность возможна в двух формах. Дисциплинарный проступок считается совершенным по легкомыслию, если работок предвидел возможность нарушения, но самонадеянно рассчитывал его не совершить без достаточных оснований. Дисциплинарный проступок считается совершенным по небрежности. Если работник не предвидел. Что он совершит нарушение, хотя мог бы предвидеть последствия своих действий (бездействий). Нарушение трудовой дисциплины может быть совершено как в форме действия, так и бездействия (напр., работник не выполнил свою обязанность).
Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с трудовым законодательством. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего распорядка, который представляет собой локальный нормативный акт организации, который регламентирует порядок приема у увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, меры поощрения и взыскания.
Вопросы медицинской деятельности регулирует достаточно большое количество нормативных актов. Во-первых, это Конституция России, которая предусматривает и гарантирует гражданам право на получение своевременной и качественной медпомощи. Во-вторых, ФЗ № 323 – «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Он является основным нормативным актом, регулирующим вопросы предоставления врачебной помощи населению РФ. Закон о защите прав потребителей и ряд иных правовых актов.
- отказ в медпомощи по необоснованным причинам (о данном нарушении прописано в ст. 11 ФЗ 323, принятым 21.11.2011 г. При недобросовестном отказе в оказании медпомощи врачом, может начать работать уголовное законодательство, если для пациента наступят вредные последствия (см. ст. 124 УК);
- оказание медпомощи ненадлежащего качества (см. ФЗ 323, принятый 21.11.2011 г.; ФЗ 2300-1, принятый 07.02.1992 г.; Правила предоставления медуслуг ПП № 1006, принятые 04.10.2012 г.);
- создание ситуации, когда в ходе обследования или лечебных мероприятий, был нанесен вред здоровью и жизни пациента (в данном случае ответственность медработника будет определяться рядом уголовных статей, в зависимости от квалификации совершенных им действий). Об определении степени тяжести вреда пациенту изложено в Приказе 194н от 24 апреля 2008 г.;
- разглашение сведений о больном (является уголовным преступлением (ст. 137 Уголовного Кодекса);
- требование взятки за оказание медуслуг (291-я статья УК);
- ненадлежащее ведение меддокументации (ст. 73-я Закона об охране здоровья граждан).
Под административным правонарушением понимают противоправное действие или же бездействие, за которое предусмотрена ответственность действующим законодательством. Если говорить другими словами, административная ответственность может наступить только при обязательном соблюдении двух условий:
- Лицо, которое совершило преступление (субъект);
- Наличие вины, мотивов, умысла (субъективная сторона);
- Ценность или интерес, которые должны защищаться, например, здоровье пациента (объект);
- Внешние черты преступления – время и место, причинно-следственная связь и др. (субъективная сторона).
Виды и формы ответственности в медицине
Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Таким образом, вопрос ответственности в сфере медицины на сегодняшний день имеет огромное значение. Но для того, чтобы полностью раскрыть понятие ответственности в сфере оказания медицинских услуг, а также ее виды и формы, необходимо выявить основные причины ее возникновения. Ибо само деление ответственности на отдельные виды происходит по отдельным критериям, основанным на самом важном факторе — правонарушении.
Именно правонарушение является основанием и условием возникновения ответственности медицинских организаций и медицинских работников. В юридической науке правонарушение представляет собой виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.
Административное право
Чтобы понять, за какие именно проступки возникает ответственность медработников учреждений, достаточно заглянуть в статьи 6.1 – 6.8, 6.16, 6.28 – 6.30 КоАП РФ, в которых перечислены виды административных правонарушений работниками здравоохранения:
- неинформирование о возможных разносчиках заболеваний, таких как венерические болезни, ВИЧ и другие;
- нелегальное занятие народными способами врачевания;
- незаконный оборот, хранение и перевозка наркотических средств и растений, их содержащих;
- несоблюдение норм обращения медизделий и т. д.
Профессиональная ответственность медработников возникает за оказание услуг, не отвечающих требованиям законодательства (ст. 14.4 КоАП). Установленные КоАП наказания по степени тяжести распределяются следующим образом:
- Предупреждение.
- Штраф.
- Изъятие (с возмещением стоимости) или конфискация (без возмещения стоимости) предмета нарушения.
- Лишение права на занятие мед. деятельностью или права занимать определенные должности.
- Арест.
- Дисквалификация.
Предупреждение — это наиболее легкая степень ответственности, штрафы медработников — наиболее часто встречающийся административный вид наказания. Размер штрафа определяется в судебном порядке, но не может быть ниже 500 руб. Арест и дисквалификация — крайние меры воздействия.
Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)
Виды ответственности Формы осуществления
Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ
Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.
Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.
Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.
Моральное осуждение коллег (общественное порицание)
Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.
Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.
Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет .условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.
Административные наказания
Формой ответственности за административные правонарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц, с возможной конфискацией предметов административного правонарушения (в отношении двух последних упомянутых лиц), дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет для должностных лиц, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Хочется отметить, что начиная с 1 января 2014 года к медицинским работникам за совершение некоторых правонарушений, установленных КоАП РФ, может быть применено такое административное наказание как дисквалификация.
Обещать не значит жениться
Напомним, что лейтмотивом законодательной инициативы является перенос неосторожных преступлений медицинских работников из УК РФ в КоАП РФ. Что же по факту предлагается инициаторами столь красивой идеи либерализации уголовной ответственности медицинских работников?
Начнем с того, что либерализация уголовного законодательства в общем и целом давно находится на повестке дня, однако классическими предложениями в этой сфере являются или административная преюдиция (уголовная ответственность наступает только за неоднократное совершение административного правонарушения), или введение в УК РФ такой категории, как «уголовный проступок», который даст, скажем так, пограничный юридический статус некоторым деяниям, обладающим средней степенью общественной опасности (большей, чем у административного правонарушения, и меньшей, нежели у преступления), и не должен быть связан с наказанием в виде лишения свободы или более строгим видом наказания. Конечно же, возможна и простая декриминализация преступления с его переносом из УК РФ в КоАП РФ или без такового. Однако степень общественной опасности таких деяний должна быть обоснованно признана законодателем несущественной.
Но вот только юридической науке неизвестна метода переноса уголовных составов в административную плоскость за счет добавления схожих административных правонарушений при сохранении уголовных составов как есть. Однако известна она г-ну Саверскому и его команде, и, вероятно, предлагаемая ими операция «Ы» не менее достойна экранизации.
В обсуждаемой инициативе затронуты три известных медицинских состава преступления, которые якобы должны быть перенесены из УК РФ в КоАП РФ:
- Часть 2 статьи 109 УК РФ. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
- Часть 2 статьи 118 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
- Статья 124 УК РФ. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, тяжкого вреда его здоровью либо смерть.
Три вышеуказанных преступления составляют основную структуру неосторожных преступлений в здравоохранении. Статья 124 УК РФ несомненно характеризуется более высокой степенью общественной опасности, чем все другие преступления медицинских работников, совершаемые путем бездействия. Поэтому уголовно наказуемым является не только тяжкий вред здоровью или смерть больного, но и причиненный больному вред средней тяжести в результате неоказания ему помощи без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом.
Несмотря на то, что преступление по статье 124 УК РФ в целом относится к категории неосторожных преступлений, оно действительно характеризуется двойной формой вины (умышленная вина к факту неоказания помощи больному и вина в форме легкомыслия или небрежности к причинению вреда здоровью).
В свою очередь статьи 109 и 118 УК РФ являются классическими примерами неосторожных преступлений, которые характеризуются исключительно неосторожной виной в форме легкомыслия или небрежности (как по отношению к действиям, так и по отношению к последствиям).
Проект Саверского предлагает ввести новый административный состав 6.17 КоАП РФ за нарушение правил оказания медицинской помощи или ее неоказание, содержащий целый ряд квалифицирующих подсоставов в зависимости от наступивших последствий и количества пострадавших пациентов.
Объективной стороной всех предлагаемых правонарушений является нарушение при оказании гражданину медицинской помощи требований закона или нормативно-правового акта (приказа, стандарта и порядка), или иного правила, равно как и неоказание медицинской помощи больному.
Схематично инициаторами проекта предлагаются следующие варианты административных правонарушений.
Объект правонарушения | Последствия | Наказание | |
Часть 1 ст. 6.17 | Интересы (блага) одного лица | отсутствуют | административный штраф на гражданина от 100–1 000 рублей |
П. а) части 1 ст. 6.17 | Интересы (блага) 2 и более лиц | административный штраф на гражданина от 300–2 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000–3 000 рублей; на юридических лиц – от 4 000–12 000 рублей | |
Часть 2 ст. 6.17 | Интересы (блага) одного лица | вред здоровью легкой степени тяжести (причиненный по неосторожности) | административный штраф на гражданина от 300–2 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000–3 000 рублей; на юридических лиц – от 4 000 – 12 000 рублей |
П. а) части 2 ст. 6.17 | Интересы (блага) 2 и более лиц | административный штраф на гражданина от 700–5 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000–7 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000–30 000 рублей | |
Часть 3 ст. 6.17 | Интересы (блага) одного лица | вред здоровью средней степени тяжести (причиненный по неосторожности) | административный штраф на гражданина от 2 000–5 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок до 3 месяцев; на должностных лиц – от 4 000–10 000 рублей; на юридических лиц – от 15 000–40 000 рублей |
П. а) части 3 ст. 6.17 | Интересы (блага) 2 и более лиц | административный штраф на гражданина от 10 000–30 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц – от 15 000–30 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000–50 000 рублей | |
Часть 4 ст. 6.17 | тяжкий вред здоровью (причиненный по неосторожности) | административный штраф на гражданина от 25 000–40 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 6 месяцев до 1 года; на должностных лиц – от 30 000–50 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000–70 000 рублей | |
П. а) части 4 ст. 6.17 | административный штраф на гражданина от 40 000–60 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 1 года до 18 месяцев; на должностных лиц – от 50 000–70 000 рублей или дисквалификация на срок до 1 года; на юридических лиц – от 70 000–300 000 рублей | ||
Часть 5 ст. 6.17 | смерть (по неосторожности) | административный штраф на гражданина от 50 000–70 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 18 месяцев до 2 лет; на должностных лиц – от 60 000–90 000 рублей; на юридических лиц – от 70 000–120 000 рублей | |
П. а) части 5 ст. 6.17 | административный штраф на гражданина от 70 000–100 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 2 до 3 лет; на должностных лиц – от 90 000–150 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 300 000–700 000 рублей |
Стоит обратить внимание на то, что в инициативе смешиваются не только действия и бездействия, но и странным образом происходит подмена деяний с разными формами вины, о чем далее.
Предоставляет ли законопроект защиту от уголовной ответственности
Хорошо, но, может быть, это в какой-то мере благо для врачей, так как исключает их привлечение к уголовной ответственности? Не исключает, так как инициаторами законопроекта предлагается только лишь декларативный перенос составов с неосторожной формой вины из УК РФ в КоАП РФ, а по факту речь идет не о переносе, а о добавлении новых административных составов при сохранении положений УК РФ как есть.
Между тем обращаем внимание на то, что законопроект, предложенный А. В. Саверским, предусматривает, что в УК РФ продолжает существовать ч. 1 ст. 109 УК РФ (простой состав причинения смерти по неосторожности) и ч. 1 ст. 118 УК РФ (простой состав причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности). То, что медицинский работник был подвергнут административной ответственности за правонарушение, вопреки распространенному мнению, не является препятствием для его последующего привлечения к уголовной ответственности.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания и постановления о возбуждении уголовного дела является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Таким образом, если медицинского работника захотят привлечь к уголовной ответственности, факт его предыдущего привлечения к административной ответственности ничуть не помешает. В таком случае постановление по делу об административном правонарушении отменят, уплаченный штраф вернут… а против медицинского работника все равно возбудят уголовное дело (по ч. 1 ст. 109 УК РФ – в случае смерти пациента или по ч. 2 ст. 118 УК РФ – в случае причинения тяжкого вреда).
При этом, если предлагаемый административный состав 6.17 КоАП РФ за неоказание медицинской помощи больному по своей конструкции (двойная форма вины) действительно близок к уголовной статье 124 УК РФ, то административный импринт части 2 статьи 109 и части 2 статьи 118 УК РФ вызывает как минимум удивление, а как максимум гомерический хохот.
В пояснительной записке подтверждается, что во всех материальных составах предлагаемой статьи 6.17 КоАП РФ (с наступившими последствиями для жизни и здоровья пациента) использована двойная форма вины противоправного деяния: умысел по отношению к нарушению требований закона, приказов, правил и т. д. и неосторожность по отношению к последствиям. Но позвольте напомнить, что статьи 109 и 118 УК РФ не характеризуются двойной формой вины, а являются классическими примерами чисто неосторожных преступлений (как по отношению к действиям, так и по отношению к последствиям).
Таким образом, обнаруживается, что инициаторами предлагается административная калька совсем других уголовных составов, относящихся в общем и целом к категории умышленных и характеризующихся двойной формой вины (например, статья 238 УК РФ). То есть предлагается ввести административную ответственность за деяния, степень и характер общественной опасности которых гораздо выше, чем у неосторожных преступлений? Такие умышленные преступления, влекущие общественно опасные последствия (тяжкий вред здоровью и смерть граждан), в основном отнесены УК РФ к категории преступлений средней тяжести или даже к тяжким преступлениям.
Мы полагаем, что инициаторы законопроекта забыли основы основ уголовного права и криминалистики. Напомним о том, что система криминализации общественно опасных деяний основана на дифференциации вины в той или иной ее форме. Законодатель не ставит знак равенства между разными деяниями, влекущими одинаковые последствия, несмотря на то что качественный уровень причиняемого вреда в неосторожном и умышленном причинении вреда здоровью всегда одинаков.
Видимо, поэтому законодатель еще более десяти лет назад отказался от установления уголовной ответственности за неосторожное причинение вреда здоровью средней тяжести и декриминализировал данное деяние. В то время как общественная опасность деяний, связанных с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью даже по неосторожности, вряд ли может быть признана законодателем несущественной как минимум ввиду принципа социальной справедливости. Что же говорить о таких деяниях с умышленной формой вины?
Красной линией в пояснительной записке и в выступлениях Саверского А. В. говорится о предлагаемом переносе неосторожных преступлений медицинских работников из УК РФ в КоАП РФ. Однако фактически Саверский А. В. превосходит все самые смелые и возможные ожидания: им и его коллегами предлагается перенести умышленные преступления в КоАП РФ. То есть помимо всего прочего инициативой предлагается перенести в КоАП РФ умышленные деяния по оказанию ненадлежащей медицинской помощи, приведшей к смерти двух и более лиц? Смешно.
Интересно, как отреагирует товарищ Бастрыкин А. И. на такое предложение? Рискнем предположить, что его вряд ли порадует вопиюще дерзкая попытка медицинского профсообщества завоевать особое привилегированное положение, своеобразный уголовный иммунитет, притом даже не от неосторожных преступлений, а от умышленных противоправных деяний по нарушению правил оказания медицинской помощи, приведших к смерти двух и более лиц. Интересно, к каким последствиям приведет такая неслыханная дерзость, тем более наложенная на недавнюю сплоченность (а в прессе звучал прессинг) по делу Е. Н. Мисюриной?
Надо быть изрядно смелым человеком, чтобы направить такое обращение самому Бастрыкину? А может быть, просто надо быть человеком, преследующим свои неведомые профсообществу цели? В конце концов, напомним, что Саверский, несмотря на свою деятельность в Гильдии защиты медицинских работников, все-таки в первую очередь является президентом Лиги защиты пациентов. Но не только. Саверский А. В. помимо всего прочего является членом общественного совета Минздрава, а до 2011 года он являлся председателем общественного совета по защите прав пациентов подведомственного ему (Минздраву) Росздравнадзора.
Получит ли население инструмент адекватного наказания врачей, чтобы не идти в суды
Отдельно хочется обратить внимание на дополнительную подводку целесообразности ведения новых административных составов. Так, в комментариях к законопроекту дословно написано следующее: «Введение административной ответственности врача лишает остроты вопрос о страховании его профессиональной ответственности, поскольку население получает инструмент адекватного наказания медперсонала, и не пойдет в суды».
Красиво петь не запретить, но давайте чуть-чуть о реальности.
Бремя доказывания по административным делам лежит на стороне органов надзора и судебной системы, следовательно, и оплата соответствующей судебно-медицинской экспертизы по делам ст. 6.17 КоАП РФ будет финансироваться госбюджетом. Это, вероятно, оправданная история, так как она чудесно покрывается штрафными санкциями, поступающими в бюджет по результатам привлечения виновных лиц к ответственности. Хотя и здесь есть некоторые нюансы, но сейчас не об этом. Результаты такой экспертизы дадут пациенту бриллиантовую возможность уже без всяких проблем, забот и трат на сбор доказательной базы подать гражданский иск о возмещении имущественного и морального вреда и привлечь медицинскую организацию к ответственности.
Напомним, что бремя доказывания по гражданским делам лежит почти целиком и полностью на истце, в том числе необходимость оплаты СМЭ, что все-таки сокращает поток страждущих. После административных дел по статье 6.17 КоАП РФ гражданские иски будут выстреливать почти на автомате. Также напомним, что административные суды также не лишены права решать вопросы о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного административным правонарушением, в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).
Поэтому интересная мысль инициаторов проекта о том, что «население получает инструмент адекватного наказания медперсонала, и не пойдет в суды», вряд ли состоятельна. Населению, тем более пострадавшему, нужны «живые деньги» на восстановление здоровья, а не эфемерное наказание в виде штрафа в госбюджет. Мы не понаслышке знакомы с тем, что пациенты, особенно здоровью которых был причинен серьезный вред (или родственники погибших пациентов), обычно стремятся к двум вещам: а) получить деньги и б) посадить виновного врача, а его административное наказание включая лишение права заниматься медицинской деятельностью только подогреет уверенность пациента в таких возможностях. Да и даст, как уже было сказано выше, готовый инструмент.
Помимо гражданских исков пациент по-прежнему не лишен возможности обратиться в правоохранительные органы и заявить о преступлении, тем более что большая часть состава уже доказана в рамках административного судопроизводства.