Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в Казахстане могут измениться пенсии и пособия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Пособие по инвалидности
В 2022 году размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составляет 71 787 тенге (1,92 ПМ), II группы – 57 206 тенге (1,53 ПМ), III группы – 38 885 тенге (1,04 ПМ).
С 1 января 2023 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности будут повышены на 8,5% в связи с изменением величины ПМ.
Размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составит 77 889 тенге (1,92 ПМ), II группы – 62 068 тенге (1,53 ПМ), III группы – 42 190 тенге (1,04 ПМ).
Новые подходы к регулированию бизнеса
В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.
С 1 января отменены проверки, проводимые по особому порядку. Таким образом, осуществляется переход от проверок и наказаний к профилактике нарушений. Вместе с тем в действие введена норма по автоматизации системы управления рисками, что позволит исключить человеческий фактор при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.
При отсутствии такой автоматизации теперь допускается осуществлять контроль только в отношении 5 процентов от общего количества подлежащих ему субъектов. Это позволит сфокусировать органы надзора на проблемных субъектах бизнеса и снизить административное давление на законопослушных предпринимателей.
Кроме того, с начала года введен запрет требовать от бизнеса отчетности, по которой не обеспечена автоматизация механизмов ее предоставления. Также на один год продлен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого и микропредпринимательства.
Открытие новых авиарейсов
В республике продолжится открытие прямого авиасообщения с мировыми финансовыми центрами наряду с дальнейшей реализацией политики «открытого неба», которая позволит привлечь новых иностранных перевозчиков.
В частности, ожидается открытие рейсов из Астаны в Доху, из Актау и Шымкента – в Анкару, из Алматы и Актау – в Медину, в период весенне-летней навигации: из Астаны – в Баку и из Шымкента – в Душанбе.
Планируется увеличение рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы – в Анталью, из Алматы – в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.
Кроме того, планируется открыть рейсы в Пакистан из Алматы – в Карачи и Лахор, увеличить количество выполняемых рейсов в Индию по маршруту Алматы – Дели, в Китай по маршруту Алматы – Чэнду, в Великобританию по маршруту Алматы – Лондон, а также из Алматы в Бодрум, Батуми, Ираклион, Подгорицу и из Астаны – в Тбилиси и Подгорицу.
Вместе с тем ожидается возобновление рейсов по маршрутам Астана – Бишкек, Актау – Ереван, Алматы – Самарканд, Шымкент – Кутаиси.
Малазийская лоукост-авиакомпания Air Asia X с весенне-летней навигации планирует начать полеты из Куала-Лумпура в Алматы, а авиакомпания Thai Air Asia – из Бангкока в Алматы.
Авиакомпанией Qeshm Air планируется начать выполнение полетов по маршруту Алматы – Токио с использованием 5 степени «свободы воздуха».
Авиакомпанией Air Astana в среднесрочной перспективе прорабатывается вопрос выполнения двух регулярных рейсов в неделю в Израиль по маршруту Алматы – Тель-Авив.
Закон «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан»
В марте заработает новый закон, предусматривающий возможность признания физического лица банкротом. В нем заложены нормы по снижению долговой нагрузки граждан, стимулированию выплат по долгам (ряд ограничений после банкротства), обеспечению возврата должников к продуктивной экономической деятельности.
В рамках закона также предусмотрена государственная помощь социально-уязвимым категориям, вводится возможность заключения мирового соглашения и ряд других мер, которые позволят гражданам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, решить свои вопросы.
Представленный обзор содержит ряд основных социально-экономических изменений, уже вступивших в силу и ожидаемых в 2023 году. Их позитивное влияние в реальной жизни ощутит большинство казахстанцев. Однако процесс планомерной модернизации и цифровизации приоритетных направлений общественной жизни на этом не останавливается.
Правительство продолжает реализацию принятых программ и новых планов развития, а также разработку инициатив по улучшению благосостояния и качества жизни граждан.
Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.
Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.
Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5% в 2022 году до 9% в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1%, на здравоохранение — на 0,5%, на образование — на 1%.
Обязательные пенсионные взносы работодателей
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Когда и на сколько повысят пенсию инвалидам в 2023 году
Повышение пенсий по инвалидности и ЕДВ в 2023 году будет происходить в несколько этапов.
- Сначала с 1 января 2023 года повысят страховые (трудовые) пенсии всех видов — в том числе, и по инвалидности. Индексация в январе составит 4,8%, но коснется не всех пенсионеров, а только неработающих.
- С 1 февраля 2023 г. увеличат размеры ЕДВ по инвалидности всех групп. Индексация будет произведена в соответствии с итоговым значением инфляции, которое станет известно только в январе 2023 г. По предварительным расчетам Правительства, это будет 12,4%.
- С 1 апреля 2023 г. проиндексируют государственные и социальные пенсии, причем как неработающим, так и работающим инвалидам. Повышение запланировано на уровне 3,3%.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Сразу стоит заметить, что это не индексация, а индивидуальное назначение доплаты за стаж, приобретенный уже после выхода на заслуженный отдых.
Нужно пояснить, что параметры запланированных индексаций еще могут измениться. Часть из них будет одобрена при рассмотрении в Госдуме законов о федеральном бюджете и бюджете ПФР на 2023 г., а другие — Правительством в течение следующего года.
— 3-х уровневая пенсия в Казахстане
В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:
1. уровень — базовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.
2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.
— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.
3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане. Новый расчет пенсии по стажу
Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2022 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 36 018 тенге. То расчет будет выглядеть так:
Стаж работы | Размер базовой пенсии |
нет стажа или стаж до 10 лет | 54% или 19 449,72 |
стаж 11 лет | 56% или 20 170,08 |
стаж 12 лет | 58% или 20 890,44 |
стаж 13 лет | 60% или 21 610,8 |
стаж 14 лет | 62% или 22 331,16 |
стаж 15 лет | 64% или 23 051,52 |
стаж 16 лет | 66% или 23 771,88 |
стаж 17 лет | 68% или 24 492,24 |
стаж 18 лет | 70% или 25 212,6 |
стаж 19 лет | 72% или 25 932,96 |
стаж 20 лет | 74% или 26 653,32 |
стаж 21 год | 76% или 27 373,68 |
стаж 22 года | 78% или 28 094,04 |
стаж 23 года | 80% или 28 814,4 |
стаж 24 года | 82% или 29 534,76 |
стаж 25 лет | 84% или 30 255,12 |
стаж 26 лет | 86% или 30 975,48 |
стаж 27 лет | 88% или 31 695,84 |
стаж 28 лет | 90% или 32 416,2 |
стаж 29 лет | 92% или 33 136,56 |
стаж 30 лет | 94% или 33 856,92 |
стаж 31 год | 96% или 34 577,28 |
стаж 32 года | 98% или 35 297,64 |
стаж 33 года и более | 100% или 36 018 |
Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК
Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.
Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.
При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.
3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.
В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.
Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.
Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.
При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.
Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:
1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.
В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.
В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.
Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).
Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.
2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.
При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.
Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.
3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).
В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.
К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).
Что после пенсионной реформы планируется и будет?
Реализация пенсионной реформы предусматривает рост пенсий от размера прожиточного минимума с 54% до 70%.
Для сравнения в 2021 году размер этих выплат составляет 18 524 тенге, а после введения новой системы они вырастут до 24 011,4 тенге.
В этом случае даже лица, не располагающие трудовым стажем необходимой продолжительности и не осуществлявшие отчислений в Пенсионный фонд, смогут получать выплаты в размере минимум 24 011,4 тенге.
Также предусмотрено снижение длительности минимального трудового стажа до 5 лет вместо текущих 10 лет. В этом случае для получения пенсии больше минимального уровня достаточно проработать не менее 5 лет и делать отчисления в Пенсионный фонд.
Реформирование пенсионной системы также включает в себя отмену максимального ограничения размера пенсионных выплат. В 2021 году оно равняется одному прожиточному минимуму (34 302 тенге), если трудовой стаж пенсионера составляет не менее 33 лет.
Пугаться данной новости не стоит, хотя такие обсуждения имеют место на государственном уровне. Отмена пенсии в данном случае может затронуть лишь иностранных граждан, которые лишились такой легальной возможности. Речь идет о приезжих, которые проживали в России на основании ВНЖ и лишились впоследствии статуса временно проживающего иностранца. Не секрет, что такие работники могут при жизни в России получать от российского государства пенсию. Но ВНЖ может аннулироваться по разным обстоятельствам, а информация из МВД в ПФР поступает об этом не всегда исправно и в нужные сроки. Такие иностранцы продолжают жить в России уже без ВНЖ или уезжают к себе на родину, продолжая при этом получать пенсию (пока у Пенсионного Фонда не появятся нужные сведения). Таким образом, из российского бюджета уходит значительная часть денежных средств. Поэтому на обсуждении и находится вопрос о введении описанных мер по предотвращению такой не совсем объективной утечки финансов.
Пенсии за январь 2023 года, когда выплатят: график перечисления денег пенсионерам
Из-за новогодних праздников изменится график выплат пенсий и других пособий. Пенсионный фонд в разговоре с изданием «ФедералПресс» назвал даты выплат.
«По всем получателям пенсий, пособий и иных выплат через централизованные кредитные организации, финансирование будет произведено 29 декабря», — говорится в документах.
В Москве будет изменены даты выплаты следующим образом: 5 января — за 5 и 7 января, 6 января — за 6 и 8 января, 13 января — за 13 и 15 января. Если выплата назначена на другие дни, то она пройдет по графику. В Московской области будет действовать та же схема.
Если платежи проходят из «Национального центра доставки», то их выплатной период — с 4 по 20 января 2023 года, а в «Милосердии» с 4 по 21 января.
Индексация пенсий с 1 января 2023: размер повышения МРОТ, новости для пенсионеров
Новый год жители России встретят с приятными сюрпризами от государства. Законодательные новшества затронут всех россиян, поскольку с 1 января 2023 года повысят минимальный размер оплаты труда. Это, в свою очередь, приведет в будущем году к увеличению размера выплат и пособий.
Также с 1 января произойдет индексация пенсий и появится новое универсальное пособие. Итак, рассмотрим эти 3 важных социальных новшества.
С 1 января следующего МРОТ повысится до 16 242 рублей. По сравнению с 2022 годом минимальный размер оплаты труда вырастет на 6,3 %. Средний размер прожиточного минимума на 2023 год составит 14 375 рублей. Для трудоспособного населения — 15 669 рублей, для пенсионеров — 12 363 рубля, для детей — 13 944 рубля. По сравнению с 1 июня 2022 года повышение прожиточного минимума составит около 3,3 %. Таким образом, величина МРОТ будет выше прожиточного минимума на 4 %.
С 1 января 2023 года страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 4,8 %. В денежном эквиваленте пенсии, в среднем, подрастут на тысячу рублей. По сравнению с январем 2022 года пенсионные выплаты вырастут на 15,3 % с учетом прошедшей этим летом внеплановой индексации. Средний размер пенсии по старости неработающего российского пенсионера составит 21 782 рубля.
Пособия по беременности и родам
С 2023 года пособия беременным женщинам, которые встали на учет на раннем сроке, будут положены все зависимости от трудоустройства. Главным критерием для получения выплат будет уровень дохода ниже прожиточного минимума.
В следующем году максимальный размер пособия по беременности и родам составит 383,2 тысячи рублей для одного ребенка и 426,9 тысячи рублей при осложненных родах. Кроме того, можно получить до 530,9 тысячи рублей при рождении двойни. Разовые выплаты на новорожденных получают все семьи без исключения. Пособия должны быть начислены в течение 10 рабочих дней после оформления свидетельства о рождении. С 1 февраля 2023 года выплата увеличится с 20 472,77 до 23 011 рублей.
Стоит отметить, что жены мобилизованных россиян (при сроке беременности от 180 дней) получают единовременное пособие 14 тысяч рублей.