Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пожарная безопасность склада ГСМ – требования, правила, системы защиты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно федеральному закону, все категории мест для хранения материалов, кроме В4 и Д, обязаны оборудоваться пожарной сигнализацией. Какая пожарная сигнализация складов при этом будет установлена, во многом зависит от вида хранимых в них материалов.
Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов
На территории города Москвы, в Капотне, находится крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие, обеспечивающее более трети рынка топлива столичного региона, снабжая в том числе Московский авиаузел.
Московский НПЗ — ведущий отечественный производитель современного дорожного битума и крупнейший налогоплательщик среди промышленных предприятий Москвы. От состояния пожарной безопасности данного предприятия зависит бесперебойное снабжение нефтепродуктами столичных АЗС, а также экологическая обстановка на юго-востоке Москвы.
Приказом МЧС России от 26.12.2013 № 837 утвержден и введен в действие СП 155.13130.2014. Свод правил. Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности».
Склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара подразделяются на категории согласно таблице 1.
Общая вместимость складов нефти и нефтепродуктов определяется суммарным объемом хранимого продукта в резервуарах и таре. Объем резервуаров и тары принимается по их номинальному объему.
Таблица 1
Категория склада | Максимальный объем одного резервуара, м3 | Общая вместимость склада, м3 |
I | — | более 100 000 |
II | — | более 20 000, но не более 100 000 |
IIIа | не более 5000 | более 10 000, но не более 20 000 |
IIIб | не более 2000 | более 2000, но не более 10 000 |
IIIв | не более 700 | не более 2000 |
Требования пожарной безопасности
Так, пожарные требования по планировке склада ГСМнаходятся в прямой зависимости от категории безопасности хранилища, которая определяется по таблице:
Категория склада | Максимальный объем одного резервуара, м | Общая вместимость склада, м |
I | — | более 100000 |
II | — | более 20000, но не более 100000 |
IIIа | не более 5000 | более 10000, но не более 20000 |
IIIб | не более 2000 | более 2000, но не более 10000 |
IIIв | не более 700 | не более 2000 |
Правила охраны труда на складах нефтепродуктов
Государственные нормативные требования определяют правила по охране труда при хранении и реализации нефти на нефтебазах и АЗС. Данные нормы распространяются на всех руководителей предприятий.
Обязательные мероприятия по соблюдению ПБ нефтяных складских помещений:
- проведение плановых и срочных работ по ремонту оборудования;
- обеспечение персонала спецодеждой, которая должна храниться в защищенных шкафах изолированных комнат, чтобы во время пожара избежать вероятности потери защитного обмундирования;
- сбор легко воспламеняющихся обтирочных материалов в огнеупорные контейнеры и их утилизация в конце рабочего дня;
- выполнение действий по распаковке емкостей с нефтью и расфасовкой ГСМ вдали от резервуаров хранения нефтяных продуктов;
- применение исключительно искробезопасного ручного оборудования.
При работе на нефтескладе или АЗС категорически запрещено:
- использовать негерметизированное технологическое устройство;
- эксплуатировать неисправный резервуар хранения (с поломками в системе пожаротушения, охладительных устройствах, с нарушениями в работе трубопроводной сети);
- переполнять цистерны и резервуары с нефтяными продуктами;
- брать пробы из резервуаров в момент слива нефти.
Правила пожарной безопасности для складов нефтепродуктов строго определены законом и обязательны к исполнению. Даже самая маленькая технологическая ошибка может привести к плачевным последствиям. Работа и управление нефтескладом или АЗС – ответственное и опасное занятие, к которому нужно подходить максимально серьезно.
Требования к местам хранения ГСМ
Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными откидными мостиками для переходов на цистерну. Откидные мостики в местах соприкосновения с металлической поверхностью цистерны должны иметь прокладки из неискрящего материала и быть устойчивыми к разрушению парами нефтепродуктов.
На складах IIIв категории при хранении только горючих нефти и нефтепродуктов это расстояние допускается сокращать до 24 м. Расстояние от остальных канализационных очистных сооружений следует принимать не менее 15 м.
Комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности складов нефти, нефтепродуктов включает в себя правила охраны труда при эксплуатации технологического оборудования, проведении регламентных, в том числе огневых работ по его ремонту.
Запрещается хранение дизеля на подвальных этажах и цокольных уровнях, если нет окон со специальными отверстиями для вывода дыма.
Свода правил склады нефти и нефтепродуктов требования пожарной безопасности
Допустимую общую вместимость расходных нефтескладов – резервуаров, тары хранения, размещаемых на территориях сторонних предприятий различного назначения – по таблице 7.
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
В число требований, предъявляемых к объектам хранения нефтепродуктов, входит оснащение склада сигнализацией. В нормативном акте указаны объекты на базе складирования нефтепродуктов, подлежащие обязательному оснащению пожарной охранной сигнализацией.
Установки пенного пожаротушения. Генераторы пены низкой кратности для подслойного тушения резервуаров. Общие технические требования.
6.1 Противопожарные расстояния от зданий и сооружений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, а также наружных установок категорий АН, БН, ВН и ГН по пожарной опасности, расположенных на территориях складов нефти и нефтепродуктов, до граничащих с ними объектов защиты следует принимать в соответствии таблицей 2.
Таблица 2
Наименование объектов, граничащих со зданиями и с сооружениями складов нефти и нефтепродуктов |
Противопожарные расстояния от зданий, сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов при категории склада, метры |
||||
I |
II |
IIIа |
IIIб |
IIIв |
|
Здания и сооружения граничащих с ними производственных объектов |
100 |
40 (100) |
40 |
40 |
30 |
Лесничества(лесопарки)с лесными насаждениями: |
|||||
хвойных и смешанных пород лиственных пород |
100 |
50 |
50 |
50 |
50 |
100 |
100 |
50 |
50 |
50 |
|
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа |
100 |
100 |
50 |
50 |
50 |
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки): |
|||||
на станциях |
150 |
100 |
80 |
60 |
50 |
на разъездах и платформах |
80 |
70 |
60 |
50 |
40 |
на перегонах |
60 |
50 |
40 |
40 |
30 |
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): |
|||||
I, II и III категорий |
75 |
50 |
45 |
45 |
45 |
IV и V категорий |
40 |
30 |
20 |
20 |
15 |
Жилые и общественные здания |
200 |
100 (200) |
100 |
100 |
100 |
Раздаточные колонки автозаправочных станций общего пользования |
50 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей |
100 |
40 (100) |
40 |
40 |
40 |
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу |
100 |
100 |
40 |
40 |
40 |
Водозаправочные сооружения, не относящиеся к складу |
200 |
150 |
100 |
75 |
75 |
Аварийная емкость (аварийные емкости) для резервуарного парка |
60 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Технологические установки категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности и факельные установки для сжигания газа |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Масла из транспортных средств и рабочих систем сливают с использованием приспособлений, исключающих пролив. Отходы собирают в герметичные емкости из пластика или металла, установленные на металлический поддон.
Приспособление используется, чтобы собирать случайно пролитый отход – не менее 5% объема от допущенного перелива.
Емкости для хранения могут быть горизонтальными или вертикальными, но обычно цилиндрической формы. Часто используются стандартные бочки на 200 литров или любого другого объема.
Часто для промежуточного или основного хранения масла используют «еврокуб» – пластиковую 100-литровую емкость на поддоне и в металлической обрешетке. В крышку при желании врезают маслонасос.
При необходимости емкости под отработку оснащаются:
- сеткой в верхней части (для первичной очистки отработки от механических примесей);
- патрубком в нижней части (для откачки отстоявшегося масла);
- краном (для спуска воды, тосола и грязи);
- замерным устройством;
- люком для осмотра и зачистки резервуара.
Объем бочек или канистр подбирают в зависимости от нужд и запасов. Емкости можно оборудовать паровым змеевиком для нагрева масла – чтобы улучшить отстой от воды и загрязнений.
Территория нахождения и хранения ёмкости с дизельным топливом
Если ёмкость хранится в помещении, то необходимо организовать свободный доступ к ней, чтобы процесс подключения и потребления, был наиболее простым, и быстрым. Рекомендуется, чтобы рядом не было никаких предметов, которые могут повредиться в результате утечки топлива. Проход должен быть полностью освобождён и свободен для прохода, и доступа.
Если ёмкость хранится на открытых территориях, то необходимо к условиям хранения предъявлять особое внимание, так как она подвержена внешним факторам, которые, в свою очередь, могут привести к негативным последствиям. В частности, ёмкости, которые находятся на открытом воздухе подвержены воздействию температурных градаций. Это является наиболее критически важным фактором и условием хранения, ведь из-за перепадов или наличия аномальных температур, как в положительную, так и в отрицательную сторону, существует большая доля вероятности повреждения резервуара, в котором находится топливо, и его дальнейшая утечка. На этот момент, необходимо обращать особое внимание, если не хотите причинить вред окружающей среде, а также окружающим людям, за которое могут достаточно существенно оштрафовать контролирующие и надзорные органы. Необходимо обращаться внимание на данное условие, даже в том случае, если хранимая ёмкость располагается под навесом, но всё равно в чистом виде, находится на открытом пространстве.
При любом хранении, особенно на открытом воздухе, необходимо учитывать один важный момент – не нужно оставлять ёмкость с открывающимся клапаном наверху, так как вода, конденсат или любая другая жидкость, которая скапливается наверху бака, имеет тенденцию проникать внутрь и смешиваться с его внутренним составом содержимого, что приводят, в ряде случаев, к порче хранимого, находящегося в ёмкости.
Особым условием хранения является температурный режим, так как при превышении допустимого уровня температуры, дизельное топливо может испаряться. Речь ведётся о перегреве, так как именно он является своего рода спусковым механизмом, ведущим у улетучиваю из состава дизельного топлива веществ, составляющих его основу. Без этих химических элементов дизельное топливо становится не особо пригодным к дальнейшему использованию.
В случае, если принято решение по хранению ёмкости под землёй, при этом, ёмкость по вместительности будет более 1000 литров, потребуется дополнительное использование двухстенных емкостей или емкостей с утолщенными стенками. Данное требование на территории России несёт в себе лишь рекомендательный характер, в то время, как в зоне Евросоюза, оно является полностью обязательным к соблюдению и непременному выполнению.
Требования к хранению дизельного топлива состоят в организации надлежащих условий, соблюдении температурного режима и правильном выборе тары.
Емкости для хранения солярки должны быть специально предназначены для этих целей. Это могут быть металлические канистры или бочки, которые следует содержать в идеальной чистоте. Но лучше всего воспользоваться резервуаром с возможностью регуляции температуры хранения его содержимого. Из – за высокой стоимости такие емкости доступны не каждому. В основном их используют частные автотранспортные компании, занимающиеся грузовыми перевозками.
Для бытовых нужд хранить ДТ вполне можно в обыкновенной железной бочке. Очень важно, чтобы она имела плотную крышку и была абсолютно чистой изнутри.
Если хранение дизельного топлива происходит на постоянной основе, емкость регулярно очищают от осадка, который неизбежно появится в ней со временем.
Канистра или бочка из полимерного материала также может использоваться для хранения горюче – смазочных материалов. Они более легкие, чем аналогичная по объему тара из металла. Стенки такой емкости не делают тоньше 8 мм. При транспортировке они не лопнут даже в мороз до -40°С. Также пластмассовая емкость выдерживает жару до +50°С, не подвержена коррозии и образованию на внутренних стенках конденсата, который не должен попадать в топливо.
Вся тара для хранения горючего оборудована селикагелевыми клапанами. Их конструкция обеспечивает вентиляцию содержимого, не позволяя проникнуть внутрь влаге.
Что делать после срока годности
Про устройство и эксплуатацию автомобиля Можно ли поменять мотор. Замена двигателя
В случае с превышением срока годности произойдут химические изменения в бензине, существенно сокращающее октановое число. В случае использования такого топлива, в камере сгорания двигателя образуется свинцовый нагар, приводящий к изменениям в его функционировании.
В бензине, хранящемся длительное время, происходят изменения, способные ухудшать его свойства. В первую очередь это связано с химическими процессами окисления, происходящими под действием воздуха. Хранение бензина на нефтебазах сильно отличается от условий хранения его в домашних условиях, но даже самые лучшие условия хранения бензина не могут предотвратить этих процессов полностью.
Даже при соблюдении всех условий срок хранения бензина не может превышать 5 лет. Помимо химических изменений, снижающих октановое число бензина, происходит постепенное улетучивание низкокипящих углеводородов. Это приводит к тому, что этилированный бензин теряет бромистый этил, выводящий из камеры сгорания свинец, вследствие чего в камере образуется нагар.
Срок хранения бензина в канистре, которая герметично закрыта, зависит от температуры. В среднем можно хранить бензин до года. Чем выше температура хранения, тем меньше этот срок. Зависит он и от того, из какого материала сделана канистра, так как некоторые вещества, такие как медь или олово, способствуют окислению.
Срок хранения бензина АИ 92 не превышает одного года, потому что в его составе присутствуют многочисленные добавки, которые разрушаются достаточно быстро и октановое число бензина падает даже при хранении в герметичной емкости и при низкой температуре.
Хранение бензина в пластиковой канистре не поможет увеличению срока его сохранности, он будет храниться столько же, сколько и в металлической канистре. При переливании из пластиковой канистры бензин может самовоспламениться, так как пластик накапливает статическое электричество. Поэтому лучше использовать металлическую емкость для хранения бензина.
Для большого запаса топлива используют бочки для хранения бензина, металлические или пластиковые. Бочки должны быть непрозрачными, с хорошо закрывающимися пробками. Пластиковые бочки должны иметь хорошую защиту от статического электричества.
Бензин в полностью заполненных бочках или канистрах сохраняется лучше, чем в полупустых емкостях. В полных емкостях отсутствует кислород, поэтому бензин меньше окисляется. Также в полупустых бочках образуется взрывоопасная паровоздушная смесь, которая легко может послужить причиной взрыва. Однако заполнять емкости с этим продуктом более чем на 95% недопустимо.
Потери бензина при хранении полностью зависят от условий хранения – герметичности и температуры. Чем выше температура хранения, тем большими будут потери на испарение. Хранение бензина в герметично закрытой емкости уменьшает его потери. Бочки для хранения бензина обязательно должны иметь герметизирующие резиновые прокладки, препятствующие испарению.
Основные правила хранения бензина:
- хранить в герметично закрытой таре в прохладном темном помещении;
- помещение для хранения должно хорошо проветриваться;
- необходимо исключить наличие открытого огня и возникновения искры в помещении для хранения бензина.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ. 3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. 3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены. 3.4. Следить за работой оборудования, периодически проводить его визуальный осмотр с целью выявления повреждений его элементов. 3.5. При обнаружении неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику следует сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений. 3.6. При использовании оборудования, применяемого в работе с ГСМ, соблюдать правила его эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда. 3.7. Хранение ГСМ осуществлять на складах, расположенных в негорючих изолированных помещениях и оборудованных вентиляцией, с соблюдением правил пожарной безопасности. 3.8. Размещать ГСМ с учетом их пожароопасных физико-химических свойств (способность к окислению, самонагреванию и воспламенению при попадании влаги, соприкосновении с воздухом и т.п.). 3.9. Все поступающие на склад материалы принимать и выдавать для применения только при наличии на них паспорта (сертификата), в котором указывается их химический состав. 3.10. Не хранить вещества неизвестного происхождения без надписей и этикеток. 3.11. Укладку бочек, заполненных нефтепродуктами с температурой вспышки паров 28°С и ниже, производить только в один ряд, укладку бочек с другими нефтепродуктами — не более чем в два ряда. 3.12. Бочки с нефтепродуктами укладывать пробками вверх, при укладке в два ряда выдерживать расстояние до светильников не менее 0,5 м. 3.13. Следить, чтобы емкости с ГСМ были защищены от солнечного или иного теплового воздействия. 3.14. При проведении работ, связанных с применением грузоподъемных механизмов и машин, выполнять требования Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Работы с грузоподъемными механизмами и машинами осуществлять только после прохождения соответствующего обучения, сдачи экзамена и при наличии удостоверения на право проведения таких работ. 3.15. Все операции, связанные с вскрытием тары, переливанием и расфасовкой материалов, производить в специальных помещениях, изолированных от мест хранения и оборудованных вытяжной вентиляцией. 3.16. При переливании пожароопасных жидкостей использовать поддоны из цветных металлов с бортами не менее 50 мм. Для открывания бочек применять специальные ключи. 3.17. Пустую тару из-под ГСМ хранить в специально выделенных для этого помещениях или на открытых площадках. 3.18. Отработанное масло собирать в отдельные емкости, установленные вне помещения, и периодически освобождать их путем вывоза для утилизации. Сливать отработанное масло в общую канализацию или грунт запрещается. 3.19. Хранить ГСМ только в исправной таре, пролитые жидкости немедленно удалять. 3.20. Обтирочный материал, пропитанный ГСМ, собирать в специально установленные металлические ящики с крышками и соответствующими надписями и удалять в конце смены в специально отведенные места. 3.21. При хранении ГСМ в резервуарном парке территорию объекта содержать в чистоте и исправности: в зимнее время очищать от снега и льда, в летнее — подметать, выкашивать траву и вывозить ее за пределы объекта (в сыром виде). 3.22. Работы на резервуарах производить преимущественно в светлое время суток. При необходимости выполнения работ в ночное время осуществлять их только при наличии достаточного освещения. 3.23. При подъеме на резервуары, цистерны пользоваться стационарными лестницами (скобами). Лестницы и обслуживающие площадки сосудов должны содержаться в исправном состоянии. 3.24. Подниматься по лестнице лицом к ней, держась за поручни двумя руками. Пользоваться переносными лестницами и стремянками для работы на сосудах запрещается. 3.25. При открытии люков находиться с наветренной стороны. 3.26. Отбор проб и замер ГСМ в резервуаре производить при помощи приспособлений, изготовленных из материалов, исключающих искрообразование, не ранее чем через 2 часа после окончания заполнения резервуара. 3.27. При осуществлении замера избегать ударов лотом о края люка, а также трения измерительной ленты о стенки направляющей трубы. 3.28. По окончании работ крышку люка закрывать осторожно, избегая ее падения и удара о горловину. 3.29. Все операции, связанные с возможным выделением отравляющих, пожароопасных и взрывоопасных веществ (паров), производить с применением средств индивидуальной защиты, а при их выполнении в помещениях — еще и при работающей вытяжной вентиляции. 3.30. При хранении ГСМ и выполнении работ с ними запрещается: — загромождать проходы и проезды на территории и внутри складов ГСМ; — размещать емкости с ГСМ на поверхностях трубопроводов и оборудования; — перетаскивать тару с ГСМ волоком, сбрасывать ее с высоты; — открывать пробки с помощью молотка и зубила; — отбирать пробы, производить замеры во время наполнения или опорожнения резервуаров; — оставлять на крыше резервуара инструмент, сбрасывать его на землю; — оставлять в карманах спецодежды ветошь, пропитанную ГСМ; — производить работы без применения необходимых СИЗ; — работать при отключенной или поврежденной вентиляции; — пользоваться открытым огнем; — курить.
Правила хранения смазочных материалов
Лучше всего хранить смазочные материалы в помещении при относительно постоянной умеренной температуре. Любое хранилище, открытое или закрытое, необходимо расположить таким образом, чтобы оно удовлетворяло следующим условиям:
1. Удобный подъезд для транспортных средств.
2. Возможность свободного маневрирования транспортных средств при разгрузке.
3. Наличие рядом с хранилищем разгрузочной площадки со всем необходимым оборудованием.
4. Возможность вскрытия емкостей и отлива масел в чистом, не запыленном месте.
5. Легкость доставки смазочных материалов к основным местам использования.
6. Простота инвентаризации, легкость визуального контроля состояния емкостей.
7. Наличие специального места для пустых бочек и возвратной тары.
Открытое хранение
Погодные условия (кроме экстремальных температур и проникновения воды) не влияют на большинство смазочных материалов, поэтому в течение ограниченного времени их можно хранить на открытых площадках.
Однако, если температура может опуститься ниже 0°С, следует обеспечить защиту смазочных материалов, чувствительных к воздействию мороза (например, масло-водяных эмульсий или разбавленных водой жидкостей). Ни в коем случае не следует хранить вне помещений следующие материалы:
1. Электроизоляционные масла
2. Рефрижераторные (холодильные) масла
3. Белые и медицинские масла
4. Масла, смазки и жидкости
5. Пластичные смазки
6. Чистые СОЖ, содержащие жирные масла или соединения, которые при очень низкой температуре могут загустеть и расслоиться
7. Продукты с пищевым допуском
Рекомендуется открывать емкости со смазочными материалами и в последующем хранить их под навесом. Это снижает риск их загрязнения: в неполные бочки легче проникает влага или происходит конденсация. При открытом хранении бочки подвержены температурным колебаниям, которые вызывают соответствующие изменения внутреннего давления. В результате тара, даже имеющая уплотнения, «дышит», что со¬здает условия для попадания влаги внутрь. Такая возможность возрастает, если бочка стоит пробкой вверх, т.к. верхняя часть бочки удерживает дождевую влагу.
Вода, находящаяся на бочке, может также привести к появлению ржавчины и смыть маркировку. Вот почему бочки следует хранить в наклонном положении, на боку или пробкой вниз. Пробки наклоненных и горизонтально расположенных бочек устанавливаются в положение «3 часа» и «9 часов» для того, чтобы сальники бочки соприкасались с маслом.
В любом случае бочки должны стоять не на земле, а располагаться на стеллажах или полках, на значительном расстоянии от поверхностной влаги. Категорически запрещается ставить бочки на поверх¬ность, содержащую коррозионный клинкер.
Емкости следует регулярно осматривать с целью выявления коррозии, течи в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки.
Особое внимание следует обратить на хранение малых емкостей со смазочными материалами (бочонки и ведра). Они не предназначены для хранения в суровых погодных условиях. При вынужденном открытом хранении их следует поместить на стеллажи под навесом или защитить от дождя брезентом, обеспечив тем не менее хорошую циркуляцию воздуха.
Хранение в помещениях
Такое хранение всегда предпочтительнее. Если площадь закрытых хранилищ ограничена, ее нужно использовать для хранения малых емкостей, смазочных материалов, которые не выдерживают мороза, для открытых емкостей, а также для особых категорий смазочных материалов (см. Открытое хранение). В помещениях редко наблюдаются такие низкие температуры, которые могли бы оказать отрицательное влияние на смазочные материалы. Следует избегать чрезмерного местного перегрева от паровых труб, печей и т.п., так как это может вызвать термодеструкцию или испарение продуктов, содержащих растворитель.
Хранение ГСМ на предприятии
В том случае, если складирование топлива на предприятии вызвано производственной необходимостью, предприятие получает разрешительные документы. Для хранения оборудуется отдельное помещение, соответствующее всем требованиям пожарного надзора. Правила хранения ГСМ на предприятии предусматривают организацию свободного доступа к хранящимся емкостям и наличие подъемных механизмов для обслуживания цистерн. Для перелива топлива в мелкую тару из больших резервуаров обязательно оборудуется специальная площадка, свободная от пыли.
Кроме того, предприятия должны соблюдать нормы хранения ГСМ, в которых указывается допустимое количество складируемых материалов. В помещении склада обязательно вывешивается список материалов, разрешенных для хранения, с указанием их максимального количества.
Требования пожарной безопасности
К помещениям с категориями опасности А и Б выдвигаются особые требования:
- Резервуары располагают с подветренной стороны относительно других построек.
- Хранилища должны разделять противопожарные разрывы шириною от 2 м, которые должны быть всегда свободны, складирование каких-либо материалов на разрывах запрещено. Также не допускается парковка автотранспорта.
- Территория с помещениями для хранения ГСМ должна быть хорошо освещена.
- Площадь, предназначенную для установки резервуаров, огораживают забором из негорючего материала. Минимальное расстояние между емкостями и оградой – 2 м, до сооружений нужно соблюдать дистанцию в 5 м.
- Подъездные дороги должны быть в исправном состоянии, зимой очищены от заносов и льда.
- Складские помещения категории А и Б крытого типа оборудуют как минимум двумя выходами, расположенными в противоположных сторонах, двери должны открываться наружу.
- Нужно следить за исправностью проводки и всех электрических приборов. Для системы освещения лучше применять светодиодные лампы.
- Хранить резервуары с горюче-смазочными материалами на огнестойком фундаменте, возведенном в соответствии с требованиями нормативных актов.
- Между ярусами складируемых емкостей нужно соблюдать дистанцию 1 м. Между резервуарами помещать деревянные прокладки.
- Все помещения на территории склада ГСМ должны быть укомплектованы достаточным количеством огнетушителей, оснащены радиосвязью или телефонами. По возможности нужно установить системы пожарной безопасности.
- Для обеспечения безопасности на складах класса А и Б важно при зонировании территории соблюдать принцип однородности хранимых материалов. Для этого учитывают требования, предъявляемые к их хранению, категорию опасности продукции и совместимость ГСМ в плане пожарной опасности.
- Также к помещениям для хранения нефтепродуктов предъявляют требования по маркировке пола: наносят обозначения мест нахождения огнетушителей, телефонов или радиостанций, маркируют проходы и аварийные выходы.
Независимо от категории опасности, склады нужно оснащать первичными и вторичными средствами пожаротушения. На видных местах вывешивают плакаты с правилами пожарной безопасности. Обязательно оборудовать хранилища датчиками пожаротушения, системами сигнализации. В помещениях категории А и Б категорически запрещено использовать открытый огонь и инструменты, высекающие искры.
Склады ГСМ на основе мягких танков: преимущества и требования
ГК «Нефтетанк» предлагает мягкие резервуары для оснащения складов ГСМ. Они используются круглогодично и возводятся даже в районах вечной мерзлоты при сложных погодных условиях в срок от 1 рабочей смены.
- В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ склады ГСМ на базе полимерных резервуаров относятся к временным строениям, поэтому разрешение на организацию хранилища не потребуется.
- Не нужно подготавливать площадку, возводить фундамент – мягкие резервуары расстилают на землю, песок, снег, болотистую местность. Единственное условие – отсутствие острых предметов.
- Не нужно строить забор, в комплекте с полимерными емкостями идут металлические ограды.
- Отсутствует необходимость прокладывания инженерных сетей. Обвязка гибкими рукавами не требует траншеи. Минимальное число стыков защищает от протечек.
- Не требует обваловки, каждый нефтетанк расположен на защитной берме, которая поставляется в комплекте. Это облегчает отвод талых вод и защищает грунт от загрязнения.
- В условиях сурового климата разгерметизация «подушки» практически невозможна, материал выдерживает морозы до – 60 °С. В то время, как металлические резервуары при низкой температуре воздуха дают течь по сварочным швам.
От чего зависит срок хранения топлива
Срок хранения топлива, а именно солярки, равен примерно двенадцати месяцам. Столько можно поддерживать первоначальные эксплуатационные свойства нефтепродукта. Стоит учесть, что для выдержки такого срока нельзя пренебрегать важными факторами хранения дизтоплива в закрытом помещении или на открытом пространстве. По истечению года солярку рекомендуется утилизировать.
Срок может существенно сократиться по ряду причин, среди которых:
- Вступление в реакцию с медью или цинком. Взаимодействие с этими химическими элементами потенциально может привести к распаду состава солярки на частицы с малой стабильностью.
- Добавление присадок в состав. Такие виды дизеля как Евро-5 и Евро-4 имеют в составе специальные присадки, увеличивающие смазывающие свойства. Они нужны, чтобы восполнить низкий уровень серы. Примеси разлагаются достаточно быстро, поэтому держать солярку класса «Евро» нетронутой можно не так долго, как хранить топливо стандартного типа.
- Взаимодействие с повышенными температурами. Если микроклимат места нахождения тары с дизтопливом характеризуется достаточно высокими термическими параметрами, это может привести к скорым процессам распада дизеля.