Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, виды и значение мер пресечения. Заключение под стражу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует несколько способов контроля поведения обвиняемого или подозреваемого. Рассмотрим их далее в таблицах, представляющих перечень применяющихся в Российской Федерации мер пресечения согласно Уголовно-процессуальному Кодексу.
Основания для избрания меры пресечения (Ст. 97 УПК РФ)
Избрать меру пресечения подозреваемому, обвиняемому могут только при условии уже возбужденного уголовного дела, при наделении в процессуальном порядке лицам соответствующего статуса. При этом закон запрещает назначить сразу несколько ограничительных санкций, выбирается единственная, указанная в ст. 98 УПК РФ. Важно: избранная мера пресечения не обязательно применяется к фигуранту, если есть возможность получить от него обязательства о явке для проведения следственных действий.
Во время предварительного расследования следователь или дознаватель имеют право избрать ограничительную санкцию, кроме заключения под стражу, залога, домашнего ареста, запрета определенных действий. Избранием мер пресечения, связанных с ограничением свободы, арестом и залога денежных средств, наделен исключительно суд. Основания для выбора санкций — наличие достаточных доказательств, что фигурант может:
- Продолжить заниматься преступной деятельностью.
- Скрыться от органов предварительного следствия, дознания, суда.
- Угрожать участникам уголовного дела, свидетелям.
- Воспрепятствовать производству.
- Уничтожить улики, доказательства, подтверждающие вину.
Основанием для избрания меры пресечения может стать необходимость обеспечения исполнения приговора.
Согласно ст. 106 УПК РФ залог — внесение, передача денег, движимого, недвижимого имущества, ценностей, акций в орган, который ведет производство по уголовному делу. Вносить деньги на депозит суда имеет право как сам обвиняемый, так и другие юридические или физические лица, которые могут документально подтвердить свое право собственности на имущество. Предмет обеспечения не может быть под обременением, арестом.
Рассмотрением ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога занимается только суд. Размер обеспечительной суммы, позволяющей быть освобожденным из-под стражи, домашнего ареста, устанавливается с учетом:
- Характера преступления и его тяжесть.
- Данных о личности обвиняемого, подозреваемого.
- Общественной опасности фигуранта.
- Имущественного положения залогодателя.
Если инкриминируется преступление средней или небольшой тяжести, залог составит не менее 100 тыс. руб. Особо тяжкие и тяжкие деяния — не меньше 500 тыс. руб.
Цель — обеспечить явку фигуранта к следователю, дознавателю, в суд, предупредить новые правонарушения. Адвокат по уголовным делам может добиться возвращения денежных средств владельцу, если расследование прекратится на стадии досудебного разбирательства, либо при постановлении приговора суда (независимо от того, обвинительный он или оправдательный).
Какова процедура заключения под стражу?
Заключение под стражу всегда избирается на основании судебного решения. Только суд вправе отправить гражданина в следственный изолятор.
В плане инициирования процедуры избрания меры пресечения в виде заключения под стражу возможны два варианта.
- Первый и наиболее распространенный вариант — это когда инициатива помещения под стражу обвиняемого (подозреваемого) изначально исходит от органов предварительного расследования (дознавателя или следователя). На стадии предварительного расследования заключение под стражу возможно только по инициативе следователя или дознавателя. Если следователь или дознаватель не усмотрят наличие оснований для заключения под стражу и не обратятся в суд с ходатайством, то обвиняемый не может быть заключен под стражу.
Установив наличие оснований для заключения лица под стражу, следователь или дознаватель обращаются в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. В частности, следователь с согласия руководителя следственного органа, либо дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства, которое вместе с материалами, подтверждающими наличие оснований для принятия решения, направляются в суд.
Подсудность вопросов по мере пресечения в виде заключения под стражу определяется следующим образом.
По общему правилу, ходатайство следователя или дознавателя рассматривается судом по месту осуществления предварительного следствия. К примеру, если уголовное дело расследуется следователем СО ОВД по Бутырскому району г. Москвы, то и ходатайство о заключении под стражу будет рассматривать Бутырский районный суд г. Москвы.
Из общего правила о подсудности по мере пресечения в виде заключения под стражу есть два исключения.
Во-первых, если решается вопрос о заключении под стражу подозреваемого, то ходатайство будет рассматриваться судом по месту задержания подозреваемого.
Во-вторых, если решается вопрос о продлении срока заключения под стражу свыше 1 года, то ходатайство будет рассматриваться судом уровня субъекта Российской Федерации (Верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружным (флотским) военным судом).
Поступившие в суд материалы направляются через канцелярию суда дежурному судье – в каждом из районных судов утверждаются графики, в которых определяется режим ежедневного дежурства уголовных судей по рассмотрению ходатайств органов предварительного расследования.
Ходатайство следователя или дознавателя о заключении под стражу подозреваемого, задержанного в порядке ст. 91 и ст. 92 УПК РФ, должно поступить в суд вместе с материалами не позже, чем за 8 часов до истечения срока задержания.
- Лишь в некоторых случаях, исключительно на стадии, когда уголовное дело поступило для рассмотрения по существу в суд, возможно избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по инициативе суда или одной из сторон (например, прокурора, потерпевшего). В этом случае решение о заключение под стражу либо о продлении срока заключения под стражу принимается тем же судом, что рассматривает уголовное дело, либо другим судьей суда, в котором рассматривается уголовное дело по существу.
Понятие и значение мер пресечения. Основания и порядок их избрания (общая характеристика)
Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы. Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК.
Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК). Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).
Для возбуждения уголовного дела необходимо: а) наличие законного повода; б) наличие достаточного основания; в) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под поводом к возбуждению уголовного дела принято понимать предусмотренные законом источники, из которых компетентные должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении.
Статья 140 УПК к поводам для возбуждения уголовного дела относит:
1) заявление о преступлении;
2) явку с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Заявление о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. В протоколе указываются также данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК.
Явка с повинной в соответствии со ст. 142 УПК представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников, оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК).
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ст. 144 УПК).
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ст. 144 УПК).
Уголовные дела частного (ч. 6 ст. 144 УПК) и частно-публичного обвинения (ст. 147 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, по делам частного и частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.
Помимо законного повода для возбуждения уголовного дела требуются достаточные основания. В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Таким образом, основания для возбуждения уголовного дела образуют фактические данные, свидетельствующие о совершении преступления. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется установления всех признаков состава преступления. Достаточно установить наличие данных об объективной стороне преступления, данных, подтверждающих наличие события преступления. Отсутствие сведений о субъекте преступления не может служить препятствием к возбуждению уголовного дела.
Дело не может быть возбуждено, если имеются обстоятельства, исключающие производство по делу. Согласно ст. 24 УПК к таким обстоятельствам относятся:
1) отсутствие события преступления;
2) отсутствие в деянии состава преступления;
3) истечение сроков давности уголовного преследования;
4) смерть подозреваемого или обвиняемого, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего;
5) отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ и иных судей, депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ, следователя, адвоката либо отсутствие согласия Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении соответственно члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ и иных судей.
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УПК).
Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.
Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.
Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 УПК.
Основания к возбуждению ходатайства о необходимости избрания в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу
Дознаватель (ст. 41 УПК), начальник подразделения дознания, его заместитель (ст. 40—1), следователь (ст. 38 УПК), следователь- криминалист (п. 40—1 ст. 5 УПК), руководитель следственного органа, его заместитель, в пределах своих полномочий вправе ходатайствовать перед судом об избрании обвиняемому (здесь и далее, если иное специально не оговорено, и подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу при наличии достаточных оснований полагать, что он:
- 1) скроется от дознания, предварительного следствия и суда;
- 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
- 3) может угрожать свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по делу (ст. 97 УПК).
Комментарий к Ст. 224 УПК РФ
По уголовным делам, о которых ведется речь в данной главе, дознаватель вправе решать все процессуальные вопросы, связанные с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу, в общем порядке и на общих основаниях. Особенность же заключается в том, что если такая мера пресечения избрана, то обвинительный акт (итоговый документ — аналог обвинительного заключения — см. текст статьи 225 и комментарий к ней) должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения под стражу, а если это не представляется возможным сделать в установленный срок, то подозреваемому также на общих основаниях и в общем порядке должно быть предъявлено обвинение с соблюдением правил, установленных для данной процедуры применительно к предварительному следствию, либо данная мера отменяется.
Меры пресечения (Ст. 98 УПК РФ)
Следственный орган, дознаватель, а затем и суд при выборе способа ограничения прав для подозреваемого, обвиняемого должны учитывать тяжесть инкриминируемого уголовного преступления. Дополнительно при принятии решения об избрании меры пресечения рассматривают: семейное положение фигуранта, возраст, трудоустройство, другие личные характеристики. Виды:
- Залог.
- Заключение под стражу.
- Подписка о невыезде.
- Домашний арест.
- Личное поручительство.
- Присмотр за обвиняемым, не достигшим совершеннолетия.
- Наблюдение за подозреваемым, обвиняемым командованием воинской частью.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении
Ограничительное предписание регулируется ст. 102 УПК РФ, заключается в отобрании письменного обязательства от подозреваемого, обвиняемого не покидать временного или постоянного места жительства на период разбирательства. Под подпиской о невыезде нужно понимать запрет дознавателя, следователя или суда совершать действия, которые могут помешать установлению обстоятельств по делу. Надлежащее поведение — это обязательство фигуранта в назначенное время являться по требованиям уполномоченных лиц, прокурора для дачи пояснений, совершения процессуальных действия.
Этот вид избрания меры пресечения ограничивает право подозреваемого, обвиняемого свободно перемещаться, выбирать, менять место проживания или пребывания. Условия применения:
- Нет опасения, что лицо скроется;
- Отсутствует вероятность, что фигурант воспрепятствует предварительному и судебному расследованию;
- Нет доказательств, что его поведение не позволит установить истину по делу.
Использование данной процедуры в интересах следствия может быть обжаловано сами заключённым или его представителем. В число представителей, которые уполномочены на данное действие, входят:
- Близкие родственники: родители, дети, супруги, которые могут обжаловать данную меру пресечения без оформления доверенности.
- Адвокат.
- Следователь, дознаватель или прокурор.
Обжалование может осуществиться в кассационном порядке не позднее, чем в течение трёх дней после вынесения определения о заключении обвиняемого или отказе от заключения. К грубым нарушениям равно относится:
- вынесение решения о взятии под стражу, если в этом отсутствовала необходимость;
- оставление обвиняемого на свободе, если он должен быть взят под стражу.
Статья 104 УПК РФ. Наблюдение командования воинской части
- Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.
- Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.
- Постановление об избрании меры пресечения, предусмотренной частью первой настоящей статьи, направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.
- В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.
А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.
В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.
Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.
Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?
Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.
Как изменить меру пресечения?
Вопрос об изменении меры пресечения регулируется ст. 110 УПК РФ. В этой статье говорится о том, что мера пресечения может быть отменена, если в ней отпадает необходимость или меняются основания для избрания меры пресечения.
Заключение под стражу может быть изменено на более мягкую меру пресечения в том случае, если у подозреваемого будет обнаружено тяжелое заболевание.
Для этого необходимо подтвердить факт наличия заболевания, предоставив суду медицинское заключение, вынесенное по результатам медицинского освидетельствования.
Вопрос об изменении меры пресечения принимается судом, дознавателем или следователем в течение 3 дней со дня поступления к ним копии медицинского заключения.
Статья 98 УПК РФ. Меры пресечения (действующая редакция)
1. По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — домашний арест (ст. 107) и заключение под стражу (ст. 108) — физически ограничивают личную свободу обвиняемого (подозреваемого), изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому (подозреваемому) без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения (судебного разрешения).
Остальные меры пресечения — психологически-принудительные — ограничивают личную свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения) , поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны. Однако это подобие равноправия «сторон» не гарантирует от злоупотреблений, поэтому последующий судебный контроль над избранием мер пресечения трудно переоценить.
———————————
Исключение составляет мера пресечения в виде залога, которая также избирается по судебному решению. См.: ч. 2 ст. 106 в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ.
Психолого-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110. Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).
4. Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.