Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Сроки возмещения по ОСАГО

В 11 статье закона об ОСАГО сказано, что сообщить о наступлении страхового случая требуется при первой возможности либо в оговоренные договором сроки. В течение 15 дней после подачи заявления на возмещение страховщик обязан провести экспертизу, рассчитать сумму, принять решение на выплату и перечислить/выдать средства потерпевшему в течение следующих пяти дней.

То есть через 20 рабочих дней СК обязана рассчитаться, направить на ремонт или предоставить аргументированный письменный отказ.

При этом следует помнить, что по Гражданскому кодексу исковая давность по таким делам составляет три года.

В п. 4.26 Правил обязательного страхования говорится о возможности отложить решение о выплате в случае открытого уголовного дела или расследования, связанного с ДТП. Выплату отсрочат до получения страховщиком решения соответствующих органов.

Ремонт по ОСАГО и его особенности

Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.

Процедура ремонта на станции:

Согласование ремонта Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:

· осмотрит ТС на наличие повреждений;

· определит, на какой станции смогут произвести ремонт;

· согласует со станцией стоимость ремонтных работ;

· выдаст направление.

На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней.

Предоставление авто Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений.
Подписание акта Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет.
Доплата На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление.

Что лучше выбрать ремонт или деньги

Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

Вид компенсации Плюсы Минусы
Ремонт Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко.
Деньги Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги.

Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.

Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.

Претензия по выплате и как её оформить

Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.

Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.

Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:

Читайте также:  Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году
Наименование страховщика В шапке документа следует указать:

· наименование страховой компании;

· юридический адрес;

· имя руководителя;

· рабочий телефон и адрес электронной почты.

Личные данные Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:

· фамилия, имя и отчество;

· паспортные данные;

· адрес регистрации;

· номер мобильного телефона.

Суть обращения Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:

· когда случился страховой случай;

· номер выплатного дела;

· сумма выплаты;

· реальная сумма убытка.

Реквизиты Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу.
Документы Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:

· паспорт;

· заключение независимого эксперта.

К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд.

Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.

Что делать водителю, если его автомобиль признали тотальным?

Все просто — водитель получает деньги с вычетом годных остатков.

Если в результате ДТП автомобиль признан полностью погибшим, но в нем остались детали, которые можно продать владельцу ТС той же модели, страхователь получает компенсацию по ОСАГО.

Расчет компенсации выглядит следующим образом:

  1. Страховая компания определяет стоимость автомобиля на момент аварии.
  2. Страховая компания выявляет годные остатки транспортного средства.
  3. Из стоимости автомобиля вычитаются годные остатки, получается сумма, на которую может претендовать страхователь.

Полная конструктивная гибель автомобиля ОСАГО тотал

В соответствии нормативно-правовой лексикой, скорее всего это будет звучать как «экономическая целесообразность ремонта», хотя на самом деле суть этих понятий не совсем тождественна.

ОСАГО: вопросы и ответы В ДТП разбили задний бампер, машине семь лет, но бампер я меняла месяц назад, после того как он треснул при неудачной парковке, на какую сумму возмещения я могу рассчитывать? Если деталь была очевидно повреждена до ДТП и после аварии требует замены, скорее всего, она не будет оплачена. В исключительных случаях может быть оплачена деталь, но расходы по работам понесет автовладелец. Существенным преобразованиям система ОСАГО подверглась в 2014 году. В несколько раз были увеличены суммы выплат, будут разгружены суды в связи с введением обязательного досудебного урегулирования, уменьшены сроки рассмотрения выплатных дел. Изменения коснутся и цены полиса ОСАГО — она станет выше.

Можно ли ездить на автомобиле и оформлять не него страховку, если по ОСАГО, он признан тотальным?

Признаюсь, наши клиенты, считают этот вопрос, самым интересным, и я с ними соглашусь. Поскольку выше, я описывал ситуацию с немецкими и японскими БУ иномарками. Когда к нам приезжали на субару 1999 года, рыночная цена которого была 250000 рублей, а один передний бампер по каталогу, на этот авто, стоил в районе 140000 рублей, при кроме бампера были повреждены фары, капот и другие детали. В итоге восстановление такого субару, выходило без износа в районе 275000 рублей, что дороже его рыночной стоимости.

Фактически, этот субару пострадал по минимуму, так как фары, бампер и капот можно заменить и ездить на нем дальше, потому как ни одна конструкция автомобиля не пострадала и после данного ДТП, автомобиль не стал менее безопасным.

Таких примеров куча и как я говорил, главный вопрос от владельцев таких авто, можно ли на нем дальше ездить, после восстановления, страховать его и полноценно пользоваться?

Для России, очень типичный случай, когда автомобиль тоталят, по причине экономической нецелесообразности его восстановления, далее собственник автомобиля, получив выплаты, находит БУ запчасти по сходной цене, восстанавливает автомобиль и пользуется им дальше как ни в чем не бывало. То есть автомобиль при таком раскладе, может дальше участвовать в дорожном движении, со своими техническими рисками, который при ДТП где пострадало пару бамперов и фары, практически нет, и тем более больше не стало.

На сегодняшний день, тотальная гибель, в подавляющем большинстве случаев, никак не связана с утилизацией автомобиля. Автомобиль или все, что от него осталось, может быть легко восстановлен, а далее реализован для дальнейшего использования на дорогах и по документам, это никак не будет видно. Единственное, это проблема рынка автомобилей с пробегом. Страховая компания не может наложить запрет, на использование конкретного автомобиля, даже после того, как он будет этой самой страховой признан как тотальный (погибший). Утилизация автомобиля, это прихоть ее собственника.

Есть решение Первореченского районного суда г. Владивостока, № 2-3903/2019 ~ М-3093/2019, судья Симонова Наталья Павловна. Суть дела состояла в том, что страховая компания расторгла по собственной инициативе договор ОСАГО с клиентом, после ДТП, в котором автомобиль клиента страховой был признан тотальным. Да авто был признан тотальным, но по факту, авто получил незначительные повреждения, собственник восстановил его и продолжал пользоваться, не подозревая, что страховая расторгла с ним договор.

Читайте также:  Что положено многодетным семьям в Волгоградской области?

Возврат полиса ОСАГО: Как вернуть деньги и досрочно расторгнуть договор

Сам клиент, узнал, что страховая расторгла с ним договор, только при очередном обращении за возмещением ущерба, но через два месяца после последнего обращения в страховую он отремонтировал автомобиль и продал его. Новый собственник без проблем поставил авто на учет в ГИБДД и продолжал им пользоваться.

Соответственно, страховая отказала клиенту в возмещении ущерба, при повторном обращении за возмещением, так как ранее страховая признала этот автомобиль тотальным и на основании этого, в одностороннем порядке, расторгла договор ОСАГО с клиентом.

Страховая ссылалась на п.1.13 Положения о Правилах обязательного страхования, на основании которых, договор страхования ОСАГО досрочно прекратил свое действие, по причине признания гибели транспортного средства.

Но суд пришел к выводу, что гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, должна быть подтверждена соответствующим документом уполномоченного органа. А такого документа у страховой нет, и никто его в данном случае, не выдавал и не оформлял, и очевидно уже не оформит, так как автомобиль был успешно зарегистрирован в ГИБДД на нового собственника и продолжает ездить по дорогам общего пользования.

Также в суде установлено, что согласно статье 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Транспортное средство по факту уже зарегистрировано и в отношении него, выданы соответствующие документы.

В случае утилизации, транспортное средство снимается с регистрации, чего в данном случае не произошло. Напротив, истец в свою очередь предоставил свидетельство о регистрации данного ТС, где указан новый собственник, а также имеются сведения с сайта РСА в отношении указанного ТС. Ответчиком (то есть страховой) не представлены документы уполномоченного органа (МРЭО ГИБДД) о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией (утратой).

Суд пришел к следующему выводу:

Федеральный закон «Об ОСАГО» (пункт 18, статьи 12), Правила N 431-П (пункт 4.15), для определения размера страхового возмещения в случае причинения вреда имуществу потерпевшего используют понятие полной гибели имущества потерпевшего, что не тождественно понятию гибели (утрате) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования. Полной гибелью имущества потерпевшего считаются такие его повреждения, когда его ремонт невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая. При этом только повреждения, описанные в первом случае полной гибели имущества потерпевшего, соответствуют понятию гибели (утрате) транспортного средства и при подтверждении данного события документами уполномоченных органов действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является досрочно прекращенным с его наступлением. При повреждениях транспортного средства, описанных во втором случае полной гибели имущества потерпевшего, гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, не наступает. Собственник транспортного средства, реализуя права, декларированные статьей 209 Гражданского кодекса РФ, самостоятельно определяет его судьбу и разрешает вопрос о целесообразности ремонта своего имущества без влияния чьего-либо мнения о необходимости такового.

Из материалов дела усматривается, что конструктивная гибель транспортного средства причинителя вреда не наступила, автомобиль не снят с регистрационного учета в органах ГИБДД, после ДТП 04.05.2019 автомобиль истца был восстановлен и эксплуатировался им, участие данного автомобиля в ДТП в августе 2019, а также последующая продажа автомобиля и постановка его на учет новым собственником свидетельствует о том, что он утрачен не был.

Оснований признать договор ОСАГО прекратившим свое действие с 05.05.2019 по основаниям, предусмотренным п.1.13, 1.16 Правил ОСАГО не имеется.

Суд вынес решение: Признать уведомление АО «АльфаСтрахование» от 31.07.2019 №2536 о досрочном прекращении действия договора ОСАГО № от 14.03.2019 незаконным и признать договор действующим до 04.10.2019.

То есть, здесь мы видим, что страховая не смогла признать договор ОСАГО расторгнутым, только на основании того, что она ранее признала автомобиль тотальным. Как видим, если есть возможность отремонтировать автомобиль, то никто не запрещает этого делать, не смотря, на то, что страховая признала авто тотальным.

Мы приходим к выводу, что при признании автомобиля тотальным, если его можно починить и продолжать эксплуатировать, то это можно сделать. Далее таким авто никто не может запретить пользоваться, страховать его, продавать, ставить на учет и снимать с учета.

Помните про решение суда, и ничего не бойтесь, восстанавливайте тотальный авто, если это возможно, пользуйтесь им сколько угодно.

Можно ли потребовать отремонтировать?

Если по расчету по страховому случаю получается полная гибель, в таком случае требовать отремонтировать авто бессмысленно.

Данная норма прямо прописана в Законе об ОСАГО, и выплата должна производиться деньгами.

Но всегда можно пробовать договориться. Например, можно согласиться на использование оригинальных б/у запчастей или новых, но аналогов, которые будут дешевле оригиналов. В таком случае, возможно, страховщик и сервис согласятся отремонтировать ваш автомобиль вместо признания тотала.

Читайте также:  Как построить бизнес-процессы, чтобы не рисковать при подписании договоров

Но не стоит забывать об экономической выгоде страховых компаний. Они в первую очередь будут делать так, как им выгоднее по деньгам:

  • если целесообразнее платить – заплатят,
  • если ремонтировать, тогда отремонтируют.

Благо за клиента им переживать не надо, поскольку страхование ОСАГО для всех обязательно.

Можно ли расторгнуть страховку после тотала?

Если восстанавливать машину вы не планируете, то можно расторгнуть договор ОСАГО и вернуть часть суммы за страховку, об этом указано в пункте 1.13 Правил ОСАГО.

Правильнее даже будет сказать, не вы можете расторгнуть, а действие договора досрочно прекращается и без вашего желания в силу закона.

Но на деле такое случается не всегда. Ведь в правилах указывается на гибель (утрату) транспортного средства, а как мы уже выяснили, тотальный авто не всегда полностью погибший. Его может быть невыгодно восстанавливать с точки зрения законодательства об ОСАГО, но никто не может ограничить вас в вашем праве сделать это, хоть это и дорого. А если автомобиль можно восстановить, то он не погиб и не был утрачен, в связи с этим и договор расторгать нельзя.

Но на практике, если вы желаете прекратить действие договора и вернуть часть средств за неиспользованный период, страховщик не вправе вам отказать.

Какие выплаты может получить виновник ДТП по ОСАГО?

, и по медицинским показаниям имеет специальную машину, максимальной страховой суммы не хватает для ремонта машины.

В случае оформления ДТП без вызова сотрудников правоохранительных органов она составит 50 тысяч рублей, при участии ГИБДД- 400 тыс.

рублей, если установлена вина обоих участников ДТП, и потерпевший не хочет сам доплачивать за ремонт машины в автосервисе, если потерпевший отказался от ремонта поврежденной машины в СТО, которую предложила страхования компания, и не дал на это письменного согласия. Так может произойти, в том случае, когда, по мнению, владельца машины, автосервис не соответствует нормам и требованиям организации восстановительного характера, находится очень далеко и доставка к нему поврежденного авто затруднительна.

По закону, станция автосервиса не может располагаться более 50 км от того места, где произошла авария или дома лица, понесшего ущерб в результате происшествия, страховая компания и потерпевший заключили письменное соглашение о возмещении ущерба деньгами.

Советы юриста: выгодно ли получать выплату по тоталу

Получить выплаты по тоталу выгодно в случае, если стоимость автомобиля до происшествия не высока, а уцелевших деталей осталось немного. Например, если цена авто составляет 400 тыс., а остатков набралось на 50 тыс., то ОСАГО предложит порядка 250-300 тыс. к выплате, что составляет существенный процент от рыночной стоимости ТС.

При этом выплаты при гибели дорогостоящих автомобилей с небольшим объемом остатков будут не выгодны страхователю, но довольно выгодны страховщику, если авто останется у него. В таком случае лучше попытаться доказать возможность восстановления ТС в судебном порядке. Необходимо основываться на перечне и стоимости уцелевших остатков, составив их полный список в расчетах.

Таким образом, если автомобиль получил большой процент повреждений либо его стоимость ниже стоимости восстановления, то высока вероятность расчета страховых выплат по тоталу. Страховые компании нередко прибегают к манипуляциям с расчетами, что бы сократить сумму выплат, поэтому рекомендуется рассчитать компенсацию самостоятельно либо обратиться к независимым экспертам.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *