Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.
Жалобы подаются в вышестоящий орган, через тот налоговый орган, который первоначально вынес спорное решение.
Но как узнать, какой орган «стоит» над вынесшим решение? Рассказываем:
- Управление ФНС РФ по соответствующему субъекту будет вышестоящим органом для:
- ИФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
- ИФНС РФ межрайонного уровня.
- ФНС России будет вышестоящим органом для:
- Управлений ФНС РФ по субъектам;
- Межрегиональных ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
- Межрегиональной ИФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения.
Решения же вышестоящих органов, принятые на основании поданных жалоб, также могут быть обжалованы. Подать жалобу можно в ФНС РФ или непосредственно в суд. Вынесенные ФНС РФ решения и иные акты, действия и бездействие должностных лиц обжалуются только в суде.
Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.
Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.
Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).
Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).
При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).
Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись
1. Потеря времени.
Обязанность соблюсти претензионный порядок может привести к увеличению срока урегулирования конфликта. Например, когда должник втягивает другую сторону в бессмысленную переписку, что позволяет ему подготовиться к суду.
2. Невозможность принятия обеспечительных мер.
Предположим, получатель претензии не намерен разрешать спор в досудебном порядке. Тогда претензия будет играть роль уведомления второй стороны о наступлении негативных последствий в будущем и даст ей время на подготовку. Что может предпринять, например, недобросовестный должник? Вывести активы, скрыть имущество и совершить другие действия, направленные на ущемление прав кредитора. В этом случае кредитор оказывается в менее защищенной позиции, потому что иск подавать еще нельзя, а обеспечительные меры в досудебном порядке урегулирования спора применить невозможно.
3. Часто возникает вопрос о своевременной доставке и получении претензии в случае, когда недобросовестный получатель затягивает сроки разрешения спора и уклоняется от исполнения своих обязательств.
Нередко недобросовестные контрагенты и должники намеренно не получают претензии, направляемые им посредством почты. Этот вопрос был урегулирован в Гражданском кодексе РФ: юридически важное сообщение считается доставленным, даже если оно поступило получателю, но не было вручено ему или адресат не ознакомился с ним по обстоятельствам, зависящим от него (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Претензия и требование будут считаться доставленными, даже если они направлены не по адресу регистрации юридического или физического лица, а по указанному в договоре. Если в договор включено условие об электронном способе обмена документами, то направленное по адресу электронной почты обращение будет считаться доставленным (Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом ВС РФ 22 июля 2020 г.).
4. Истечение срока исковой давности из-за умышленного затягивания сроков исполнения требований получателем претензии.
При этом согласно п. 3 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к предусмотренной законом внесудебной процедуре разрешения спора, в том числе к обязательному претензионному порядку (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Течение срока исковой давности приостанавливается на срок соблюдения претензионного порядка – с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении. Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) или срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30-й день или в последний день срока, установленного договором (п. 35 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 за 2019 г.).
В этом году ВС РФ еще раз указал на то, что время ожидания ответа на претензию и проведения процедуры досудебного урегулирования спора не входит в срок исковой давности, поскольку его течение приостанавливается (Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом ВС РФ 22 июля 2020 г).
При несоблюдении предусмотренного претензионного порядка исковое заявление подлежит возвращению судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ), а в случае принятия к производству оно будет оставлено без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Досудебное разбирательство в гражданском процессе регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ. В ст. 132 ГПК РФ дан перечень документов, которые должны быть приложены к исковому заявлению. В их числе документ, подтверждающий попытки досудебного урегулирования спора. Поэтому в иске необходимо указать на соблюдение этой процедуры и приложить подтверждающие документы.
Если к исковому заявлению не приложены доказательства соблюдения досудебного порядка, суд оставит его без движения (ст. 126, 128 АПК РФ). Если же иск принят к производству, но в дальнейшем будет установлено, что досудебный порядок не соблюден, суд по своей инициативе или по ходатайству стороны по делу может оставить исковое заявление без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ). В то же время Верховный Суд РФ указывал, что если в арбитражном суде первой инстанции ответчик не заявлял довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, то данный довод не может быть рассмотрен в качестве основания для отмены судебных актов в арбитражных судах вышестоящих инстанции (Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом ВС РФ 22 июля 2020 г.).
А вот если суд установит, что истец, будучи осведомлен о надлежащем ответчике, намеренно обратился в суд с требованиями к нему, пытаясь извлечь из этого преимущества, или если вновь привлеченный (вступивший в дело) ответчик докажет, что он имел намерение урегулировать спор в досудебном порядке, но был лишен такой возможности, то суд вправе отнести на истца все судебные расходы вне зависимости от результатов рассмотрения дела (ст. 111 АПК РФ).
Верховный Суд разъяснил, как соблюсти досудебный порядок урегулирования спора
Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.
Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.
- Получение письменной копии решения вышестоящей инстанции, в которую вы обращались с жалобой.
- Составление иска и его подача в арбитражный суд вместе с доказательствами.
- Рассмотрение дела судом и вынесение решение, выдача его на руки обеим сторонам конфликта.
- Обращение в апелляционный суд, если результаты не устраивают одну из сторон.
У рассмотрения дела в суде есть существенное преимущество: беспристрастный взгляд на ситуацию и доводы сторон. Вышестоящая инстанция, так или иначе, не нейтральная сторона конфликта, поэтому ее решения могут быть ангажированными. И если это действительно так, обращение в суд повышает шансы налогоплательщика восстановить справедливость.
Но важно понимать и принципы, по которым проходит рассмотрение дел арбитражным судом. По сути судебный орган будет работать с теми документами и доказательствами, которые ему предоставят стороны. Он изучит спорное решение или акт налоговой инспекции, проверит доказательства. Случается, что вердикт суда при этом полностью противоположен тому, который вынесли налоговые сотрудники.
Перед обращением в суд обязательно стоит проконсультироваться с юристом. Составление иска тоже стоит доверить профессионалу, потому что он должен на 100% соответствовать нормам арбитражного законодательства. Не меньшее внимание следует уделить документам, которые прилагаются к исковому заявлению.
К иску следует приложить бумаги, которые обосновывают вашу позицию, все необходимые доказательства, а также документы, без которых исковому заявлению не дадут хода. Это квитанция, подтверждающая факт оплаты пошлины за рассмотрения дела в арбитражном суде, доверенность или договор, которые подтверждают полномочия юриста по представлению интересов налогоплательщика. К этой же категории принадлежит свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и выписка из реестра со сведениями об истце и ответчике.
При обращении в суд обязательно нужно подтвердить, что вы направили другим участникам дела копию иска. Наконец, к исковому заявлению прилагают бумаги, подтверждающие, что ранее вы пытались решить конфликт в административном порядке.
Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
- В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- В арбитражном судопроизводстве такой порядок является обязательным: для споров, возникающих из гражданских правоотношений, в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором; для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В каких случаях законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора?
- по спорам о заключении договора в обязательном порядке, об изменении или расторжении договора
- по спорам о заключении государственного или муниципального контракта
- по спорам о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
- по спорам о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды
- по спорам о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа
- по спорам о расторжении договора банковского счета
- по спорам об изменении договора коммерческой концессии
- по спорам о нарушении исключительных прав
- по спорам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования непрерывно в течение 3 лет
- по спорам об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, о компенсационных выплатах по ОСАГО
- по спорам с участием потребителей финансовых услуг, предъявляющих к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги, требования имущественного характера, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО
- по спорам о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- по спорам о цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя
- по спорам, вытекающим из следующих договоров воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты, железнодорожной перевозки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, перевозки груза автомобильным транспортом, перевозки груза морским транспортом, перевозки пассажира, багажа, груза или буксировки буксируемого объекта внутренним водным транспортом, транспортной экспедиции, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, перевалки груза, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности
- по спорам об оказании услуг связи, в том числе почтовой
По указанным страховым спорам предусмотрена особая процедура досудебного урегулирования спора — обращение к финансовому уполномоченному.
Административный порядок разрешения налогового спора
Если у вас возникли сомнения в правильности действий чиновников, и вы уверены, что налоговые инспекторы незаконно оштрафовали предприятие, не спешите подавать иск в суд. Обратитесь к опытному юристу или юридической фирме, которая разрешит конфликт в досудебном порядке.
Во-первых, большинство споров решаются мирно, не доходя до суда. Во-вторых, такая стратегия действий более экономичная с точки зрения финансовых и временных трат. И только если уладить дело миром никак не получится, стоит задуматься об обращении в суд.
Некоторые виды конфликтов позволяют сторонам самостоятельно выбирать стратегию действий. То есть вы можете самостоятельно решать, какой порядок решения конфликта предпочесть. Однако существуют виды споров, которые требуют, чтобы истец сначала попытался уладить дело в административном порядке. Без этого закон не позволяет обратиться в суд.
Итак, административный или досудебный порядок действий предполагает, что вы обратитесь в вышестоящую инстанцию с жалобой или заявлением. Тогда как судебное урегулирование налоговых споров требует, чтобы вы защищали свои права и интересы в суде.
Когда можно обратиться в суд
Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.
Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.
АС ПО разобрался, когда не обязательно досудебное урегулирование налогового спора
Арбитражный суд Поволжского округа выпустил обобщение судебно-арбитражной практики по рассмотрению споров, связанных с применением главы 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость).
При подготовке обобщения проанализирована практика разрешения дел данной категории в 2013–2015 годах. По итогам изучения правоприменительных проблем АС ПО выделил около десятка практикообразующих дел.
Так, казанская кассация разъясняет, что право на освобождение от уплаты НДС может быть реализовано в случае, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля.
Правопреемник имеет право заявить вычет по НДС по счетам-фактурам, выставленным в адрес реорганизованной организации, только в сумме фактически уплаченного налога.
Безвозмездная передача арендодателю улучшений арендованного имущества является реализацией, то есть объектом обложения НДС, соответственно, по окончании срока аренды арендатор обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с таких улучшений.
Кроме того, АС ПО отмечает, что налогоплательщик, защищая имущественные интересы о возмещении НДС из бюджета, вправе обратиться непосредственно в суд, предъявив требование об обязании налогового органа возместить из бюджета НДС, без соблюдения обязательного порядка, предусмотренного пунктом 2 статьи 138 НК РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ).
Пунктом 65 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением положений указанной части НК РФ разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, в том числе о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере.
Общество обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа возместить НДС.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на то, что в данном случае соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ, не требуется.
При этом суды исходили из нижеследующего. Обращаясь в суд за защитой своего права на возмещение НДС, налогоплательщик вправе предъявить как требование неимущественного характера — об оспаривании решения (бездействия) налогового органа, так и требование имущественного характера — о возмещении суммы НДС.
Выбор способа защиты прав, как и формирование (формулирование) требований заявления (искового заявления), относится к исключительной компетенции истца (заявителя) и должен осуществляться с таким учетом, что удовлетворение судом именно предъявленных требований приведет к наиболее быстрому и эффективному восстановлению нарушенных (оспариваемых) прав или защите интересов.
Преимущества досудебного разрешения налоговых споров
Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,
- пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
- оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
- плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
- решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
- финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.
К досудебному порядку урегулирования гражданских и арбитражных споров относятся претензионный порядок, примирительные процедуры (медиация, обращение к финансовому уполномоченному), жалоба в вышестоящий орган. Направление уведомления или сообщения информационного характера не считается досудебным порядком.
Если требования соистцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен соблюсти этот порядок. Досудебное урегулирование должно быть соблюдено и в отношении каждого из ответчиков, если дело невозможно рассмотреть без участия их всех. Соблюдение порядка правопредшественником или в отношении такового не требует его повторного соблюдения правопреемниками.
Направление претензии по электронной почте или через соцсети возможно, если такой порядок установлен законом, договором или является обычной деловой практикой между сторонами.
Несовпадение в претензии и иске требуемых сумм еще не означает несоблюдения обязательного досудебного порядка. Если в претензии указана только сумма основного долга, добавление требования о неустойке или процентах в иске не нарушит такой порядок. Если же основной долг уже был взыскан, то новый иск о неустойке требует досудебного урегулирования.
Если закон или договор предусматривают подачу с претензией конкретных документов и сведений, то их непредставление не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.
Если закон позволяет изменить досудебный порядок, то стороны могут заменить претензию переговорами или медиацией, даже если они не согласовали такие процедуры до возникновения спора.
Рассмотрены отдельные вопросы досудебного урегулирования споров.
Примеры употребления в «Секрете»
«Шансы оспорить доначисления налоговой в досудебном порядке намного выше, чем в суде, говорят опрошенные “Секретом” эксперты. В 2019-м из всех рассмотренных в суде требований по спорам с ФНС в пользу налогоплательщиков завершились лишь 14,6% дел».
(Из материала о том, что делать, если компании насчитали слишком много налогов.)
«Семья афроамериканца Джорджа Флойда получит $27 млн от властей американского Миннеаполиса за урегулирование иска о неправомерных действиях полиции города, которые привели к смерти мужчины <...> По словам адвоката семьи Флойда Бенджамина Крампа, решение властей Миннеаполиса — самое крупное в истории досудебное урегулирование иска о нарушении гражданских прав, которое привело к смерти человека».
Сроки рассмотрения жалоб
Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом зависят от их вида. Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматривается в течение одного месяца со дня их получения. При этом срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц, если:
— возникнет необходимость в получении от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы;
— лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы (абз. 1 п.6 ст.140 НК РФ).
Решения по иным жалобам принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).
Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы должно быть вручено (направлено) заявителю в течение трех дней со дня его принятия (абз. 3 п.6 ст.140 НК РФ). И по результатам рассмотрения жалобы в эти же сроки (в течение трех рабочих дней) заявителю направляется (вручается) решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом (абз. 4 п.6 ст.140 НК РФ).
А жалоба на решение (либо иной акт ненормативного характера), принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.
Под медиацией в действующем законодательстве, а именно законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, понимается нивелирование конфликта при содействии посредника-медиатора. Нацелена такая процедура на разрешение спора без привлечения суда, хотя может применяться как до, так и после обращения в эту инстанцию.
Важные условия устранения разногласий подобным методом:
- наличие доброй воли обеих сторон на достижение компромисса;
- содействие независимого посредника-медиатора в разрешении спора.
Однако налоговые правоотношения в настоящее время не входят в сферу действия закона о медиации. Так, ст. 1 закона № 193-ФЗ содержит норму, согласно которой споры, не перечисленные в ней (а налоговых споров в том перечне нет), могут разрешаться с помощью медиации, только если это установлено законом. Действующее законодательство такой специальной оговорки не содержит, а значит, закон о медиации к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, не применяется.
Здесь уместно упомянуть ст. 105.31 НК РФ, которая вводит понятие взаимосогласительной процедуры. Тем не менее эта процедура хотя и проводится в целях урегулирования разногласий, все же не подходит на роль налоговой медиации по следующим причинам:
- посредником в этом споре выступает ФНС России, которую сложно назвать независимым медиатором;
- проводится данная процедура только в ходе налогового мониторинга, который применяется в отношении узкого круга налогоплательщиков.
Порядок составления жалобы
Чтобы обжалование действий налогового органа принесло желаемый результат, с составлению жалобы следует отнестись максимально ответственно. В жалобе указывают следующее:
- Сведения о юридическом или физическом лице, имеющем претензию к налоговой. Указывают наименование и адрес регистрации юрлица. По физлицам указывают ФИО и адрес прописки.
- Наименование налогового, с которым у налогоплательщика возникли спорные моменты.
- Нарушения, которые были допущены сотрудниками налоговой, соответствующие ссылки на законодательные акты.
- Порядок уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (например, через личный кабинет на сайте налоговой).
- Контактные данные (номер телефона, почта).
- Прилагаемые документы, которые могут подтвердить позицию заявителя.
- Подпись заявителя.
Разрешение налоговых споров в суде
В том случае, если рассмотрение налогового спора вышестоящим налоговым органом не удовлетворило налогоплательщика, то юрлицо, ИП вправе подать заявление о признании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения в арбитраж не позднее 3-х месяцев со времени, когда узнали о нарушении прав и законных интересов. Юридическая компания обладает опытом представительства и сопровождения налогового спора в судах, поэтому она предоставит услуги:
- по оформлению иска о признании решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности недействительным;
- представлению интересов в суде;
- оформлению кассационных, апелляционных, надзорных жалоб;
- контролю за исполнением судебного акта налоговой службой.
Подавая исковое заявление, следует помнить о том, что оно включает в себя:
- Сведения об истце (ФИО, адрес заявителя).
- Данные об ответчике (ФИО и адрес лица, на которого подаем в суд).
- Информацию об Арбитражном суде, где происходит разбирательства дела.
- Обстоятельства дела.
- Доказательства, подтверждающие вашу правоту (ссылки на законы).
- Сведения о попытках урегулировать проблему до суда.
- Ваши требования.
- Стоимость иска (если имеется) и ее расчет.
- Перечень прилагаемых документов.
К исковому заявлению в обязательном порядке прилагают все доказательства, квитанцию по оплате пошлины, ходатайства, ксерокопии искового заявления для участников дела и др.
ВНИМАНИЕ!
Порядок проведения претензионной досудебной работы
Как правило под досудебным порядком урегулированием спора подразумевается претензионная досудебная работа, основанная на составлении и направлении претензий по существу спора, с использованием документации, подтверждающей наличие проблемы.
Кроме того, помимо претензионной досудебной работы, данная процедура может включать в себя и согласительные процедуры, например, проведение переговоров, подписание соглашений, обжалование решений в вышестоящие инстанции.
В первом случае спор урегулируется путем проведения переговоров с участием посредника, в ходе которых достигаются оптимальные условия примирения, устраивающие обе стороны. При этоп направления досудебной претензии как правило опускается, а компромисс достигается путем подписания соглашения.
Во втором случае, переговоров как правило не бывает, так как стороны заведомо знают, что достичь согласия путем проведения переговоров не получится. В данном случае разрабатываются и направляются претензии, ответы на которые фиксируются для дальнейшей подачи искового заявления.
Досудебная претензия составляется, как правило, в произвольной форме.
Рассмотрение жалобы по существу
Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.
Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).
Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:
- об отказе в удовлетворении требований заявителя;
- о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
- о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
- об изменении или отмене решения органа в определенной части.
Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.