Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак (никах) между мусульманином и христианкой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В такой многонациональной стране, как Россия, вопрос о браках между представителями различных религий — насущная проблема. Любовь, как известно, вызывает не возраст, не религиозная или культурная принадлежность, а чувства между людьми.
И вот, например, мусульманин решает жениться на женщине из православных. Либо, наоборот, христианка захотела замуж за мусульманина. Чего ожидать?
В первую очередь, стоит взвесить все те трудности, с которыми предстоит столкнуться в таком браке.
1. Муж в исламе — глава семьи. И не просто номинальный глава, как это часто бывает у христиан. У мусульман всё строже. Мужчин с детства готовят к тому, что жена будет беспрекословно ему подчиняться.
Но готова ли к этому христианка? А как отреагирует мусульманский мужчина, если увидит, что его мнение — не окончательно для супруги? Оба рискуют сильно разочароваться.
Брак мусульманина с христианкой когда можно
Когда мусульманин женится на христианке или иудейке, что разрешено Священным Кораном или же, когда мусульманка хочет выйти замуж за представителя другой конфессии.
Первый вариант — возможен, когда молодой человек выбрал себе набожную христианку или иудейку, он живет в мусульманском социуме, в этом социуме сильны мусульманские традиции. Безоговорочно дети будут воспитываться как мусульмане, детям дадут мусульманские имена, то в этом случае, если такой социум есть, далеко ходить не надо, например, селение татар или же селение какой-то кавказской народности живут в своем социуме, привезли значит девушку-христианку, она любит своего мужа, сказала, что она согласна, что дети будут мусульмане, она согласна быть женой. То в этом случае никах прочитать можно, и он не будет противоречить Корану и Сунне.
Брак мусульманина и христианки — позиция Православия
В Ветхозаветные времена существовал строгий запрет на брак с иноверцами (Исх. 34, 16). Нарушение этого запрета влекло за собой гнев и наказание Бога (Втор. 7, 4). Например, Всемирный потоп был следствием смешения верных Богу людей с неверными (Быт. 6, 2-3). Также из-за связи с филистимянкой Далилой погибает ветхозаветный герой Самсон (Суд. 16). Пострадал от этого грехопадения и царь Соломон (3 Цар. 11, 3).
Бытует ошибочное мнение, что Новый Завет полностью отменил запрет на брак с иноверцами. Однако Церковь всегда продолжала благословлять браки только с единоверцами. В Новом Завете можно найти лишь указание на то, что уже существующий брак не должен распадаться из-за разной религиозной принадлежности супругов (1 Кор. 7: 10-14).
В апостольские времена язычники массово становились христианами. Поэтому была распространённой ситуация, когда один из супругов крестился во Христа, а другой оставался язычником. Апостол Павел говорит, что такие супруги должны оставаться вместе, и выражает надежду на то, что неверный тоже обратится ко Христу, видя плоды христианской жизни своей второй половинки. Христиане же в те времена вступали в брак лишь с христианами. Такая норма сохранялась в России вплоть до революции 1917 года. Союз с иноверцем, например, брак между мусульманином и православной, считался незаконным.
Сегодня же в «Основах социальной концепции РПЦ» указано, что благословляется брак только с единоверцем. Но межконфессиональный союз признаётся законным, хоть и без благословения и освящения Церковью. В документе отмечается, что
«общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью”».
В подкрепление этого тезиса можно привести слова святого Амвросия Медиоланского:
«Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то, как может быть брак там, где нет согласия веры».
Может ли мусульманка выйти замуж не за мусульманина?
Ислам против того, чтобы мусульманка выходила замуж за человека другой нации — не за мусульманина.
Стоит знать: Коран призывает рассматривать супруга только своей нации. Это является общепринятым и важным правилом.
Исключение составляют только мужчины. Это связано с тем, что женщина должна дать жизнь только детям своей веры. Малышей нужно воспитывать согласно религии. Поэтому ни вера девушки, ни ее родители не дадут ей «добро» на данный брак.
В целом, мусульманский брак направлен на создание дружной и крепкой семьи. А значит она должна опираться на ценности и традиции своей религии. Кроме этого христианин может не принять традиции своей супруги. Будут проблемы с воспитанием детей и с близкими родственниками.
Женщины, на которых мужчине не разрешается жениться никогда:
Причины постоянного запрета.
Для постоянного запрета имеются три причины:
- По причине КРОВНОГО родства,
- По причине женитьбы,
- По причине грудного вскармливания.
Женщины-махрамы по причине родства.
Женщин-махрамок по причине родства семь:
- Мать, бабушка (МАТЬ матери, мать отца), прабабушка и т.д.,
- Дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.,
- Сестра родная, либо сводная (со стороны отца, либо со стороны матери),
- Племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери),
- Племянница (дочь родной сестры, либо сводной со стороны отца, или матери),
- Сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца),
- Сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
Можно ли мусульманину жениться на русской ?
Вы задаете себе такой вопрос? Можно ли мусульманам жениться на русских девушках ? Значит для вас слово русская, является синонимом слова христианка. Это хорошо, но это уже 100 лет как не так. Большинство русских людей атеисты и ведут развратный образ жизни. Если вы мусульманин, который ищет ответ на свой вопрос, то вы плохо знаете свою веру, потому что даже я, обычный христианин знаю, что мусульманину по законам Корана, можно жениться на людях Писания, а это как раз таки христиане. Но вот на атеистках мусульманину жениться нельзя будь она хоть русская, хоть арабка. «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги» Коран. (Трапеза 5:5)
Как проходит никах: условия для заключения брака
Заключение союза с избранницей в этом случае будет возможно только если родственники мусульманина дадут своё согласие на это. Нередко родители выступают против заключения брака с христианкой. Можно ли делать такой важный шаг без благословения старших родственников? Ни один истинный мусульманин не пойдёт против воли отца и матери.
Если родители жениха дали согласие на союз с девушкой, исповедующей христианство, то можно проводить никах. В этом случае организовывается роспись в ЗАГСе (для придания союзу юридической силы), а потом ритуал проводится в соответствии с исламскими традициями. Венчание в православной церкви исключено.
Что касается вопроса смена веры, то Аллах не настаивает на этом. Став женой, женщина может оставаться христианкой, однако должна уважать религиозные убеждения мужа, вести быт и воспитывать детей в лучших традициях Ислама. При желании она может тоже стать мусульманкой, однако такой шаг делается только по велению сердца.
Важно, чтобы дети такой пары воспитывались в атмосфере исламских ценностей. Если этого не произойдёт, то благополучие мужа, жены и их малышей будет подвергнуто угрозе − как в земном, так и в небесном мире.
Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.
Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.
Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.
Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту («я выдал замуж»), а жених – кабильту («я принял женитьбу»), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.
Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.
Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.
Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:
Межрелигиозный брак – быть или не быть?
Итак, в наше время брак (никах) между мусульманином и христианкой не запрещается напрямую ни в исламе, ни в Православии. Однако он является нежелательным и проблематичным. Православная Церковь, хоть и не будет считать такой брак блудным сожительством, но не сможет его благословить и освятить. Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос о смешанных браках, говорит, что без единства в самом главном – вере – не может быть настоящего единства между супругами. Также он указывает на то, что у принадлежащих к разным конфессиям супругов могут возникнуть проблемы в совместном воспитании детей.
Что может значить никах для русской девушки? Нередко это покорное и бесправное существование с другими «наложницами» супруга и зависимость от его родни. Не стоит исключать и угрозу давления со стороны мусульманского мужа и его родственников с целью обратить русскую девушку в ислам.
В Коране есть прямое указание на превосходство мужа над женой и разрешение на применение физической силы по отношению к супруге (Коран 4,38; 4, 34). Также по правилам ислама муж может легко развестись с любой из своих жён. Женщине, которая вышла замуж за мусульманина, намного сложнее добиться развода. Оставаться христианкой в некоторых исламских странах и вовсе опасно для жизни. Согласно исследованиям 2016 года международной благотворительной правозащитной организации «World Watch List», в 9 из 10 наиболее опасных для христиан стран мира ислам является главенствующей религией.
Протоиерей Владислав Свешников высказывает мысль, что межрелигиозный брак двух истинно верующих людей маловероятен. Если же конфессиональная принадлежность у супругов изначально лишь номинальная, то нет смысла называть такой брак межрелигиозным.
Почему мусульманка не может выйти замуж за немусульманина?
Салям алейкум! Я хотела бы спросить, почему мусульманкам запрещено вступать в брак с немусульманами? Ведь мужчинам-мусульманам дозволено жениться на христианках и иудейках. В чем суть этого повеления? Зайнаб.
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что в вопросе выбора будущего супруга Ислам призывает мусульман обращать внимание, в первую очередь, на единоверцев. Является общим правилом то, что мусульмане должны заключать браки с мусульманками. Единственное исключение сделано для мужчин, которым позволено брать в жены целомудренных девушек из числа людей Писания.
Тем не менее, искренняя мусульманка лучше подходит в супруги мужчине-мусульманину, чем христианка или иудейка, независимо от их достоинств.
Это связано с тем, что исламский брак основывается не на плотских желаниях, а направлен на создание крепкой семьи. Этот союз должен придерживаться исламских ценностей и гармонии.
Чтобы выполнить эту задачу, желательно, чтобы вся семья поклонялась Аллаху.
Ислам сделал для мусульманки недопустимым брак с иноверцем для того, чтобы сохранить ее нравственные убеждения в чистоте. Так как Ислам бережет достоинство веры и каждой женщины. Для достижения этой цели религия не позволяет мусульманке участвовать в чем-то сомнительном или могущем поставить под угрозу ее идеалы.
Мусульманка вряд ли будет чувствовать, что ее религиозные убеждения в безопасности, если свяжет свою жизнь с мужем евреем или христианином. Порой некоторые люди Писания не оказывают должного уважения Пророку Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям), а иногда стремятся обратить супругу в свою веру.
Всевышний повелел: «Никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, если не последуешь за их учением. Скажи [, о Мухаммад ]: «Только путь Аллаха — это прямой путь».
А если ты последуешь за их желаниями, после того как тебе явилось [божественное] знание, то Аллах не будет тебе ни покровителем, ни заступником» (Сура «аль-Бакара», 2 / 120).
Учитывая, что обычно супруг является главой семьи, муж может отвратить мусульманку от выполнения некоторых поклонений, которые могут показаться ему неприемлемыми, например, пост или отказ от близости во время месяца Рамадан. В результате он может заставить женщину принять свою веру, а при ее отказе все может закончиться разводом.
Ислам разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках, так как у этих религий одни и те же пророки. К тому же, это проявление исламской толерантности к представителям других конфессий. И женщина может проникнуться в итоге красотой Ислама.
Выдающийся мусульманский ученый, шейх Мухаммад аль-Ханути, член Североамериканского совета фикха, обращает внимание: «Если Аллах повелел мусульманкам не выходить замуж за людей с иным вероисповеданием, то надо принять его предписание и соблюдать его.
Иначе вы не можете считаться искренним мусульманином.
В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах — слышащий, знающий» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 1)».
К тому же, нет гарантий, что супруг-представитель другой веры будет так же хорошо относиться к своей жене, как этого требуют нормы Ислама. Ведь брак также заключается ради довольства Аллаха.
Также проливает свет на этот вопрос выдающийся исламский шейх Юсуф аль-Карадави: «Считается харамом для мусульманки выйти замуж за немусульманина, независимо от того, принадлежит он к людям Писания или нет. Ведь Аллах ясно сказал: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют.
Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам.
Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, — может быть, они поразмыслят» (Сура «аль-Бакара», 2 / 221)».
Ни один из аятов не делает исключений относительно этого запрета: «О, вы, которые уверовали! Когда к вам прибывают на жительство верующие женщины из [Мекки], то подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает, какова их вера.
Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных. Возвращайте им то, что они потратили [на калым].
На вас нет греха, если вы женитесь на них после уплаты того, что им полагается. Не соблюдайте ваших [брачных уз] с неверующими жёнами, [оставшимися в Мекке], и требуйте назад то, что вы потратили [на калым]. И пусть [мужья-неверные] требуют то, что потратили [на калым бежавшим от них жёнам]. Таково для вас решение Аллаха.
Он решает [дела] между вами, и Аллах — знающий, мудрый» (Сура «аль-Мумтахина», 60 / 10).
Поэтому мусульманин может жениться на девушке из числа людей Писания, однако мусульманкам это не дозволено. Для этого существует немало веских причин.
Мужчина является главой семьи и несет ответственность за жену. Ислам гарантирует свободу вероисповедания, чего нельзя сказать о других религиях.
Поэтому как можно рисковать будущим женщин, вверяя их как аманат тем, кто не чтят их нравственные устои и убеждения?
Брак между представителями разных конфессий может быть основан только на взаимном уважении мужа и жены, иначе хорошие отношения не сложатся. Мусульманкам невозможно было бы сохранять гармонию в семье, если супруг станет постоянно ей запрещать совершать поклонения или проявлять недостаточную почтительность к благочестивым посланникам Всевышнего.
Этот запрет для женщин стал логическим продолжением предписания Аллаха не жениться на многобожниках, так как это бы привело к краху семьи.
Брак мусульманки с представителем иной религии (христианином, иудеем)
Помогите мне найти подтверждение в Священном Коране или Сунне на запрет женитьбы между мусульманкой и иноверцем?
Прямого запрета на то, чтобы выходить замуж за христианина или иудея, в Коране нет, но косвенных аргументов предостаточно. Например:
«Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те [язычники] не уверуют» (см. Св. Коран, 2:221).
Одним из главных доводов в пользу недопустимости брака мусульманки с немусульманином является то, что по природе взаимоотношений главным в семье является муж. Жена следует или старается следовать ему во всем. Если муж немусульманин, то жене-мусульманке постепенно придется отказываться от своих религиозных устоев, ценностей. В воспитании детей акценты проставляет также именно муж.
В канонической недопустимости такого брака все мусульманские ученые единодушны[1]
Само собой разумеется, что лучше выбрать в мужья мусульманина, так как муж — глава семьи, со всеми вытекающими последствиями. Но я знаю человека, который является христианином (при этом у меня есть некоторая доля уверенности в том, что Всевышний для него не триедин, а именно един). Кроме того, существующая альтернатива в виде этнического мусульманина меня ужасает. Я готова признать, что желаю этому мусульманину только добра, но не смогу с ним жить (ведь семья создается с учетом характера и темперамента). Я надеюсь на милость Аллаха, Который, если пожелает, откроет ему (христианину) сердце для истины (с моими ежедневными ду‘а-молитвами).
Итак, 1) имеет ли смысл выбрать в мужья нелюбимого человека только потому, что он мусульманин? 2) Насколько верно будет предоставить детям самостоятельно определиться с выбором веры в разумном возрасте (всячески прививая любовь к Исламу с детства)?
1. Наиболее вероятно, что нет, не имеет.
2. Ваша обязанность — воспитывать их в духе Ислама, то есть морали и нравственности, набожности и религиозности. Если приложите для их праведного воспитания все необходимые усилия, создадите условия, то за результативность вы не в ответе. В этом полагайтесь на Творца, сделав все, что от вас зависит.
Полезно напомнить достоверный хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]»[2]
Я этническая мусульманка. Кое-чего придерживаюсь: держу пост, не употребляю спиртное, свинину. Очень хочу совершать намаз. Но я живу у родственников, и они мне не разрешают, боятся, что это как-то может помешать в жизни, что я очень себя ограничу. Сейчас встречаюсь с молодым человеком. У него мама христианка, а папа мусульманин. Юноша очень хороший, порядочный, не желает никому зла, верит во Всевышнего, но из религиозных предписаний не выполняет ничего. Не знаю, к кому его отнести. У нас вроде дело идет к свадьбе. Большой ли я совершу грех, выйдя за него замуж? Надеюсь, что в ходе совместной жизни я повлияю на него. Зара.
Положившись на Всевышнего, прислушайтесь к велению сердца и разума. Известный достоверный хадис гласит: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[3].
Ничего не усложняйте. До свадьбы мягко, но откровенно обсудите с ним все волнующие вопросы относительно будущей семейной жизни.
Если он хорошо воспитан, не пьет, не прелюбодействует и имеет минимум набожности, то это уже значительный плюс. Ознакомьте его с мусульманскими постулатами веры и религиозной практики[4]. Если он согласится с ними, проговорив свидетельство Единобожия, тогда канонических препятствий для заключения брака нет.
Я запуталась в своих чувствах. Встречалась с немусульманином на протяжении трех лет. Он хороший человек, без вредных привычек. Делаю ду‘а, чтобы он принял Ислам, начал читать намаз, но он всегда откладывает, находит этому причины. Несколько месяцев назад я познакомилась с другим парнем, мусульманином. Мы встречались в течение нескольких месяцев, понравились друг другу, и он предложил мне стать его женой. Я ответила ему, чтобы он ждал, пока я закончу институт. Настоящая же причина в том, что я не могу так поступить с моим первым парнем, оставить его, тогда как он мне стал как родной человек, всегда опекал меня. Моя мама, узнав о предложении выйти замуж, сказала, что я его не знаю и что за несколько месяцев невозможно узнать человека, а потому она против. Милана, 21 год.
Думаю, вам необходимо остановить свой выбор именно на мусульманине, не этом, так другом, и желательно, чтобы он был вашей национальности. Прислушайтесь к общему мнению родителей, прежде познакомив их с вашим новым молодым человеком и предварительно познакомившись с его родителями.
Я и мой будущий муж разных религий: он — христианин, я — мусульманка. С небольшим, но все же трудом я его уговорила прочитать никях. Но он в свою очередь попросил меня пойти в церковь и обвенчаться. Я не знаю, допускается ли такое или нет? Будет ли это считаться «принятием другой религии»? Дайте, пожалуйста, совет.
Я мусульманка, мой будущий муж православный. А, как известно, на свадьбу надо ехать в мечеть или в церковь. Как быть? И в кого будут верить наши дети?
Вам следует знать, что брак мусульманки с представителем другой религии недопустим, кроме как в случае принятия мужем Ислама, а это подразумевает, как минимум, согласие с основами веры и проговаривание формулы Единобожия[5].
Можно ли выходить замуж за христианина, не меняя при этом свою веру? Он не хочет принимать мусульманскую веру, а я не хочу принимать его.
Канонически мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
Подскажите, что делать, если девушка-мусульманка живет с немусульманином? Родители насчет этого в курсе, а человек этот парень очень хороший, но я знаю, что все равно это грех (если не удастся уговорить его стать мусульманином). Надия, 22 года.
Изучите вместе с ним мою книгу «Мир души». Если это получится, значит между вами есть некое глубокое взаимопонимание. Останется изучить основы веры и религиозной практики, доходчиво описанные в моей книге «Мусульманское право 1–2». Но учтите, что нет принуждения в религии.
Я христианин, моя любимая избранница — мусульманка. Принять другую веру я, думаю, не смогу, да и родители не поймут. К тому же я верю, что Бог у всех все равно один, неважно, какой путь мы выберем к Нему: Ислам или Христианство. Тем более обычаи в иной вере другие, слишком тяжело подладиться и стать иным. А мы очень любим друг друга и действительно счастливы вместе! При заключении брака по каким религиозным традициям проводить церемонию? Максим, 18 лет.
Я воздержусь от ответа, а лишь посоветую внимательно дочитать книгу до конца.
Я встречаюсь с парнем-немусульманином. Он немец, а я чеченка. Грехов никаких я не совершаю. Он понимает, что даже дотрагиваться до меня нельзя. Встречаюсь я с ним уже восемь лет, из них два года мы были друзьями, все остальное уже — любовь. Я пыталась от него отойти, перестать встречаться, попробовать общаться с парнями моей национальности, но все никак. Я мучаюсь и не могу ничего поделать. Он тоже не хочет меня отпускать. Могу ли я выйти за него замуж? Я знаю, что вопросов, подобных моему, много, но очень хочется, чтобы вы ответили именно на мой. Надира, 22 года.
Вам обоим будет полезно прочитать начальные главы из книги «Мусульманское право», где говорится об основах веры и религиозной практики. Там доходчиво изложена теория, а потому не запутаетесь. Если он станет верующим, согласится с основами веры и религиозной практики, проговорит шахаду (формулу Единобожия), тогда останется уладить все с родными и найти в их лице понимание и поддержку. Хотя вам 22 года, срок вашего общения с ним велик (восемь лет), а потому предполагаю, что в контексте создания семьи на всю оставшуюся жизнь все уже проанализировано и серьезно обдумано.
Шамиль-хазрат, как известно, в Священном Коране говорится, чтобы девушек и женщин не выдавали замуж за иноверцев. Но что делать, если девушка вышла без ведома семьи? Как с ней быть? Нужно ли опекунам ее за это наказывать и как?
Брак между мусульманкой и христианином
Даже если они найдут какого-нибудь дедушку или с каким-то человеком договорятся, что он прочитает никах, что он прочитает? Читаются молитвы, а никах – это заключение договора, что такая-то и такой-то заключают брачный союз, отец-опекун отдает ее из своего покровительства в покровительство мужа. И согласно нормам Ислама муж самый первый человек для жены. Если для мужа самый первый человек – это мать согласно хадису пророка (салляллаху алейхи уа саллям), то для жены первый человек – это муж, а ее муж не верит в Бога, например или ее муж не верит в пророчество или ее муж атеист, например, такого быть не должно.
Поэтому никах этот будет недействителен, даже если по ошибке или с подкупом, с подарками какой-то имам в кавычках прочитает, то такой никах будет теологически недействительным и будет противоречить и Корану, и Сунне пророка (салляллаху алейхи уа саллям).
«Наша семья — исключение»
«Ира, тебе нужно принести таз с водой и помыть мне ноги». У меня был шок: «Я тебе должна мыть ноги? Я что, служанка?» С этого разговора началась совместная жизнь в русско-чеченской семье Ирины и Аднана. С тех пор прошло более тридцати лет. У Ирины и Аднана Эльдархановых трое сыновей, они по-прежнему вместе. При этом Ирина не забитая домохозяйка, а глава крупной столичной компании по производству шоколада.
…Ирина и Аднан встретились в Москве в 1975 году. Молодой человек спросил у девушки: «Вы не знаете, как пройти в ближайший кинотеатр?» Обоим оставалось пробыть в столице несколько часов. Ирина должна была ехать в Ленинград продолжать учёбу в институте. Аднан после преддипломной практики возвращался в Грозный. Потом полтора года Ирина дважды в день бегала к институтскому почтовому ящику. Их родителей любовь детей не приводила в восторг. Но Аднан твёрдо решил делать предложение. «Мы сыграли две свадьбы — сначала у меня на родине, в Хабаровске, потом — в Грозном, — рассказывает Ирина. — Первые 15 лет наша семья прожила в столице Чеченской Республики, здесь родились трое наших сыновей. Мне пришлось носить косынку, длинную юбку, о брюках я вообще забыла. В чеченском доме, когда приходят гости, женщины сидят отдельно от мужчин. А так хотелось быть рядом с любимым. Или взять мужа под руку на улице, но там и это не принято. Я пошла на ряд ограничений, но взамен получила заботу. В республике мне часто помогали незнакомые люди, говоря: «Ты не просто сноха этой семьи, ты сноха всего чеченского народа». В 22 года я стала главным инженером республиканского объединения. Муж, чтобы поддержать меня, пошёл ко мне в подчинённые. В 28 лет я уже была директором оптового предприятия «Росторгодежда». Чувствовала огромное уважение и поддержку. И со своей стороны была очень аккуратна в отношениях с мужем. Понимала: если вдруг развод — дети по чеченской традиции останутся с отцом. Я со своим русским менталитетом не смогла бы это пережить. При этом мне часто приходилось видеть, как чеченские жёны, уходя от мужей, оставляли детей. Борются за детей единицы. Родственники мужа говорят: «Ты уйдёшь с тем, с чем пришла в эту семью». Приняла ли я ислам? Нет. Более того, я крестилась, прожив в браке больше 20 лет, мне было 44 года. Свекровь переживала по этому поводу: мол, нас с мужем не смогут похоронить на одном кладбище и детям это будет неудобно. Но во мне глубоко сидят свои традиции, через которые я не могу переступить. А мои сыновья — мусульмане. Они пока холостяки, но уже попросили нас с отцом подыскивать им в жёны чеченских девушек. Наверное, потому, что у большинства женщин-мусульманок на первом месте семья, а не карьера». — «Но ведь вы сделали карьеру». — «Я по натуре трудоголик. Старалась и работать, и семьёй заниматься. Правда, дети сейчас считают, что я должна уделять им больше времени». — «Что же всё-таки самое главное в межнациональном браке?» — «Нужно реально смотреть на вещи и понимать, сколько сложностей впереди. Когда Аднан после свадьбы сказал про таз с водой, я была готова развернуться и уйти. Тогда он мягко объяснил: «Ну ты принеси таз, и я опущу ноги. Обычай надо соблюсти. Для того чтобы наша жизнь сложилась». Я принесла этот таз, он опустил ноги. Если бы мы всё это оговорили заранее, я была бы к этому готова морально. Сегодня я готова мыть ему ноги и пить эту воду».
Религия брачующихся лиц
При проведении никаха мулла обязан удостовериться, что молодые люди не нарушают норм заключения шариатского брака.
Согласно Священному Корану женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя иной религиозной конфессии, и тем более атеиста: «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те не уверуют» (2:221).
Иные требования предъявляются к мужчинам, которым с оговорками дозволено связывать себя узами брака с иудейками и христианками, но категорически запрещено жениться на многобожницах или атеистках.
Муфтий Сухайл Тармохамед в книге «Современные фетвы», отмечает условия, при которых мусульманин может взять в жёны приверженку религии Писания. Согласно ей мужчина должен жениться на неверных только в случае отсутствия мусульманок, сохранить исламскую идентичность и вести исламский образ жизни, есть халяльную еду, растить детей в исламском духе и в случае развода забрать детей у жены.