Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы на такси в налоговом и бухгалтерском учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.
Какие требования должны соблюдать таксисты
«Шашечки» на борту машины и оранжевый фонарь на крыше обязательны – это основное требование в такси, иначе водителя накажут штрафом в 3 тыс. руб., предпринимателя – на 10 тыс. Водитель должен иметь общий стаж минимум 3 года, перед каждым рейсом проверяется техническое состояние машины для безопасности перевозок, ТО – не менее 2-х раз в год. Таксометр не нужно устанавливать в салоне, если тарифы на поездки фиксированные. Оплачивать поездки можно наличными и безналом, но в любом случае клиенту выдаётся квитанция об оплате с указанием реквизитов перевозчика, ФИО таксиста и стоимости услуги, иначе оштрафуют. ТО автомобиля ИП должен проходить дважды в год. В салоне машины обязательна следующая информация для клиента:
-
реквизиты перевозчика, данные водителя с фото;
-
лицензия на деятельность;
-
правила перевозки на такси;
-
адрес и телефон надзорного органа по приёму жалоб пассажиров.
Как рассчитывают налоговые платежи на вменёнке
Для ИП на ЕНВД есть ограничения – для услуг такси используются максимум 20 машин. Для расчёта вменёнки учитывают число посадочных мест в автомобилях «на ходу» (находящиеся в ремонте или в личном пользовании не в счёт). Налог рассчитывают по следующей формуле:
ЕНВД = БД х Кпм х К1 х К2 х 15% х количество месяцев,
где БД — базовая доходность с одного посадочного места = 1 500 руб.,
Кпм — количество посадочных мест (без водительского),
К1 – коэффициент-дефлятор = 1,915 на 2019 год,
К2 — коэффициент, корректирующий БД (устанавливают местные власти),
15% — налоговая ставка (может снижаться до 7,5% по решению местных властей).
Сумма налогового платежа сокращается на 50% за счёт страхвзносов, оплаты больничного, пособий и т.п. сотрудникам. Максимальные преференции — у ИП-одиночек: ЕНВД можно обнулить за счёт вычета из налогооблагаемой базы 100% суммы фиксированных взносов в ПФР и ФОМС за себя.
НДФЛ и страховые взносы
Когда оплата за такси по транспортировке сотрудников домой обусловлена производственной необходимостью, у работников не возникает экономическая выгода, соответственно, НДФЛ удерживать не нужно. Такие поездки обусловлены интересами организации, а не сотрудников.
Следует помнить, что у организации должны быть подтверждающие документы об использовании работниками арендованного автомобиля или такси для служебных целей. Если таких документов нет, это указывает на то, что лица, используемые такси, имеют экономическую выгоду. А такой доход должен облагаться НДФЛ.
Что касается страховых взносов, то объектом их обложения признаются такие выплаты и вознаграждения, производимые физическим лицам при трудовых отношениях либо по договорам гражданско–правового характера, предмет которых представляет собой выполнения определённых работ или оказание услуг.
При оплате услуг такси организацией, польза возникает у нее, а не у сотрудников. В связи с этим объекта по обложению страховыми взносами не возникает.
Учесть в целях налогообложения расходы на такси по договору с транспортной компанией можно только в том случае, если расходы эти является обоснованными (к примеру, в целях производственной необходимости), а также документально подтверждёнными. Такие услуги признаются оказанными в интересах компании, что говорит о том, что у сотрудников облагаемого налогом дохода не возникает. Соответственно, из суммы, оплаченной такси за перевозку сотрудника домой, НДФЛ удерживать не нужно. Кроме того, страховые взносы на эту сумму также не начисляются.
Важно! Сумма, оплаченная за услуги такси по перевозке сотрудников домой не подлежит обложению НДФЛ. Также на эту сумму не начисляются страховые взносы, так как доход у сотрудника в этом случае не возникает.
Расходы на оплату услуг такси для доставки сотрудников в офис и обратно востребованы и оправданы в условиях пандемии коронавируса. Такой способ передвижения позволяет минимизировать многочисленные контакты, которые неизбежны в общественном транспорте и потенциально представляют угрозу для здоровья сотрудников.
Казалось бы, целесообразность таких расходов во время эпидемии очевидна. При этом есть одно «но» — Правительство РФ не включило такой вид издержек работодателя в разрешенные «коронавирусные» расходы, как это было сделано с расходами на дезинфекцию помещений, покупку для сотрудников спецодежды и СИЗ, приборов и лабораторного оборудования (п. 2, п. 3 ст. 1 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений…»).
Чтобы учесть в НУ такие расходы, запаситесь дополнительными аргументами и документами, чтобы у контролеров не было повода прицепиться к их неправомерности.
Главный аргумент — применение такси позволяет работодателям выполнить предписания органов власти в условиях распространения инфекции (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, Постановление Главного государственного врача РФ от 18.03.2020 № 7).
Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте
Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.
Пример 1
Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.
На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;
сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;
остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;
стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.
Считаем средний процент:
(12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%
Считаем ПТР по остатку на складе:
7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.
Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:
(ПТРн + ПТРо) — ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.
В учёте операции отражаются следующими проводками:
- Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от реализации товаров в июне;
- Дт 90 — Кт 41 — отражена себестоимость проданных товаров (845 тыс.руб.);
- Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от транспортных услуг по доставке товара;
- Дт 90 — Кт 44 — в себестоимость товаров включены распределённые ПТР (60,2 тыс.руб.).
Расходы на проезд в такси командированного работника
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.
Расходы на такси до работы и обратно
Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:
- Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
- Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.
Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.
Расходы на проезд в такси работника
С точки зрения бухгалтерии учет расходов на перевозку персонала таким видом транспорта зависит от того, находится ли он командировке на момент использования таких услуг и для каких целей они требуются.
1 вариант – Перемещение работника во время командировки
Откомандированный работник может пользоваться услугами перевозки, чтобы добраться до рабочего места и жилья, выделенного ему на время командировки, до аэропорта или вокзала.
По Налоговому кодексу расходы на командировки относятся к категории других производственных и реализационных. В состав этих затрат входит в том числе оплата поездки откомандированного к месту выполнения полученного задания и в обратном направлении. При этом закон не содержит указаний по поводу вида используемого транспорта. Исходя из разъяснений Министерства финансов, можно сделать вывод о том, что плата за поездку на такси во время командировки относится к другим расходам, если потребность в таких тратах экономически обоснована и есть бумаги, которые подтверждают оплату. Это квитанции или чеки, выданные при помощи контрольно-кассовой техники.
Правительство в своем постановлении от 14 февраля 2009 года перечислило реквизиты, которые должны в обязательном порядке присутствовать в подобных документах:
- Данные перевозчика – название, адрес, ИНН и контактный телефон.
- Название, регистрационный номер и серия платежного документа.
- Стоимость услуги.
- Дата, когда произошла оплата и выдана квитанция.
- Сведения об уполномоченном лице – ФИО и подпись.
Если хоть один из этих обязательных элементов в документе отсутствует, он не может быть принят в качестве доказательства понесенных затрат на поездку сотрудника.
Что касается обоснования таких трат с экономической точки зрения, с этой целью необходимо истребовать у работника служебную записку с описанием оснований для выбора такого транспорта. Аргументом может быть значительная удаленность рабочего места или места нахождения жилья на время командировки от станции метро, остановки автобуса или другого общественного транспорта или неудобный рабочий график, обуславливающий сложности с проездом. Если веских обоснований для использования такси не найдется, лучше добираться до места назначения другим способом или не учитывать расходы в качестве реализационных и производственных.
2 вариант – Проезд от места проживания до офиса (рабочего места) и в обратном направлении
Вопрос, есть ли основания для учета расходов на такие услуги, вызывает оживленные споры в среде бухгалтеров. Кроме того, присутствие в документации таких сумм привлекает пристальное внимание со стороны представителей контролирующих органов во время проверок состояния бухучета. Поэтому стоит проявлять особую осторожность и принимать к учету затраты на услуги такси только при наличии веских оснований для этого.
Из разъяснений Минфина можно сделать вывод о возможности включения подобных трат в сумму расходов, на которые уменьшается налог, при таких условиях.
- Поездки рассматриваемым способом оправданы неудобным расположением рабочего места, его удаленностью от станций метро, автобусных и троллейбусных остановок либо рабочим графиком, затрудняющим пользование такими видами транспорта. Обоснование необходимости поездок на такси следует зафиксировать в приказе, закрепляющем правила использования такого способа транспортировки персонала.
- В трудовом, коллективном договоре или в обоих этих документах зафиксирована транспортировка при помощи такси как часть системы оплаты труда. При этом должна быть возможность вычислить, какой доход приходится на определенного сотрудника.
- Транспортные расходы могут приниматься к учету исключительно при наличии подтверждающих документов.
Расходы на такси как представительские расходы
Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:
- приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
- смета представительских расходов;
- отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.
Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».
Все многообразие ситуаций, когда работники обращаются к службам такси, можно условно разделить на три группы. Первая, пожалуй, самая традиционная — это использование такси командированными сотрудниками. При этом зачастую машина берется не только для проезда к аэропорту или вокзалу и обратно, но и для поездок непосредственно в месте командировки.
Вторая группа — это использование такси в качестве повседневного транспорта для служебных поездок сотрудников. Например, менеджеров — к клиентам, руководителей — на переговоры и деловые встречи, бухгалтеров — в контролирующие органы и т.д.
И, наконец, третья, наиболее редкая, но тоже встречающаяся на практике группа — это использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно теми работниками, которым положена оплата данных расходов (т.е. работниками, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Остановимся на каждой из указанных групп подробнее.
Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ»
Зеленоглазое такси: как учесть расходы на поездки работников
Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:
- срок патента (месяц, полгода, год);
- число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.
Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:
- срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
- срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.
Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:
- придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
- надо работать одному, без сотрудников;
- режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.
Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.
Вариант оформления поездки сотрудника на такси и возникающие при этом налоговые обязательства зависят от маршрута поездки и времени работы общественного транспорта.
Вариант 1. Поездка на такси проходит по маршруту, где ходит общественный транспорт, и во время работы общественного транспорта. Такая поездка признается социальной льготой для работника. Подоходным налогом не облагается (подп. 2.8 ст. 196 НК). Однако, облагается ФСЗН и БГС. В налогообложении прибыли такие расходы не участвуют. НДС, которые выставляют компании-такси можно взять к зачету.
Вариант 2. Поездка сотрудника вызвана производственной необходимостью в то время, когда общественный транспорт не ходит или по данному маршруту нет движения общественного транспорта. Расходы по такой поездке можно включить в состав затрат и учесть при налогообложении прибыли. Дополнительных налогов в виде ФСЗН, подоходного налога, БГС в этом случае не возникает.
Подоходный налог |
ФСЗН |
БГС |
Затраты для налога на прибыль |
|
Такси в рабочее время |
нет |
да |
да |
нет |
такси в нерабочее время |
нет |
нет |
нет |
да |
Амортизация автомобиля
Чтобы рассчитать, какой будет сумма амортизации, нужно определить срок полезного использования автомобиля. Напомним: в бухучете организация устанавливает этот срок самостоятельно. А для целей налогообложения нужно руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В этом документе сказано, что легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе. Это значит, что срок их полезного использования может быть от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно. В бухучете лучше определить такой же срок службы. Кроме того, выберите единый способ начисления амортизации — линейный.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2.
Для целей налогообложения таксопарк ООО «АвтоЭкспресс» определяет доходы и расходы методом начисления.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете ООО «АвтоЭкспресс» установило один и тот же срок полезного использования «Волги» — 4 года (48 месяцев). Амортизацию решили начислять линейным методом. Следовательно, ее ежемесячная сумма составит:
140 100 руб. x (1 : 48 мес. x 100%) = 2918 руб. 75 коп.
Кроме того, каждый месяц на затраты нужно будет относить по 330 руб. (3960 руб. : 12 мес.) — часть страхового взноса.
Командировка: какие расходы на проезд можно компенсировать
Начнем с того, что заглянем в п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ. В нем указано, что не являются доходом налогоплательщика и подлежат компенсации, в частности, расходы на проезд (в том числе на перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и назад, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте).
Как видите, законодатель здесь был совсем не многословен. Поэтому более подробный перечень подлежащих компенсации транспортных расходов желательно оговорить в Положении о служебных командировках. В свою очередь, при его разработке не грешно будет «подсмотреть» в «бюджетную» Инструкцию № 59*.
Что же она говорит по поводу подлежащих компенсации расходов на проезд? При условии соответствующего документального подтверждения командированным работникам возмещают расходы на проезд в размере стоимости (п. 6 разд. II и п. 9 разд. ІІІ Инструкции № 59):
— проезда к месту командировки и обратно воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) с учетом всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов.
Совет
Учтите: если существует несколько видов транспорта, связывающих место постоянной работы с местом командировки, администрация предприятия может предложить командированному работнику вид транспорта, которым ему следует пользоваться.
При отсутствии такого предложения вид транспорта работник выбирает самостоятельно.
Расходы на проезд командированного работника в мягком вагоне, судами морского и речного транспорта, воздушным транспортом по билетам 1-го класса и бизнес-класса возмещают в каждом случае с разрешения руководителя согласно оригиналам подтверждающих документов;
Указанные расходы не являются излишне израсходованными средствами.
— проезда транспортом общего пользования (кроме такси) до станции, пристани, аэропорта, если они расположены за пределами населенного пункта, где постоянно работает командированный работник, или к месту пребывания в командировке;
— расходов на проезд городским транспортом общего пользования (кроме такси) и на арендованном транспорте по месту командировки. Заметим, что для компенсации таких расходов п. 6 разд.
ІІ Инструкции № 59 выдвигает еще одно требование (кроме документального подтверждения затрат) — маршрут передвижения работника по месту командировки должен быть согласован с руководителем предприятия.
Однако для хозрасчетных предприятий, на наш взгляд, согласование маршрута — условие не принципиальное в силу «добровольности» Инструкции № 59.