Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Определение 6

Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.

Определение 7

Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.

Определение 8

Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.

При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
  • Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
  • Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
  • Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  • Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  • Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
Читайте также:  Больничный при коронавирусе: оформление и оплата

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Чем занимаются профессиональные психологи?

  • Помогают решать конкретные задачи: укрепить отношения в паре, понять своего ребенка, решиться на смену профессии.

  • Работают с экзистенциальными данностями: бессмысленностью жизни, страхом перед смертью, свободой и одиночеством.

  • Разбираются вместе с клиентами в устройстве их личностей, помогают лучше узнать себя — и через эту практику повысить качество жизни.

  • Прорабатывают травмы: насилие, брошенность, потерю и другие. Помогают человеку переосмыслить негативный опыт и жить дальше — лучшим образом.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

История появления профессии

Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

Все люди очень разные. К вам никогда не будут приходить безупречные и восприимчивые клиенты. Обязательно найдутся такие, которые будут вас раздражать, чьи ценности будут противоречить вашим. Возможно, вам не нравится стрижка человека, его манера одеваться, его речь, его привычки, его взгляд на жизнь. Или он расскажет вам что-то такое о себе, что вызовет шок или отвращение. Не исключено, что в какой-то момент вы почувствуете отторжение и даже нежелание дальше работать с человеком.

Однако это нельзя назвать профессиональным подходом. Настоящий специалист способен на толерантность, он отказывается от оценочных суждений. Его задача – изменить не те черты, которые его в качестве психолога не устраивают, а те, которые мешают жить самому клиенту. Максимальная терпимость и безоценочность – одни из самых важных, но при этом самых труднодостижимых качеств. Но если вы их сумеете развить, то принесете пользу не только клиенту, но и себе, так как получите более широкий взгляд на мир.

Стремление к саморазвитию

И еще одно критически важное качество – это желание постоянно развиваться, узнавать новое. Настоящий специалист стремится повышать свою квалификацию, проходит дополнительные курсы, осваивает новые техники и приемы. Все клиенты разные и по-своему реагируют на работу с психологом. Чем большим арсеналом средств вы владеете, тем выше шансы на успех.

Но саморазвитие – это не только повышение квалификации. Чем более гармоничной и уравновешенной личностью вы являетесь, тем легче взаимодействовать с людьми, погружаться в их проблемы, сопереживать, но при этом оставаться достаточно отстраненным.

Поэтому важно совершенствовать и собственную личность, чтобы стать настоящим профессионалом, развивать такие качества, как целеустремленность, выдержка, позитивное мышление и толерантность.

Мы рассмотрели, какими качествами должен обладать психолог и зачем они нужны. Повысить свой уровень мастерства и погрузиться в тонкости этой профессии можно в школе профессиональной практической психологии «Центр ИнтерАктив». Только постоянно совершенствуясь, вы станете по-настоящему грамотным специалистом и сможете помогать людям.

Профессиональный психолог — консультант. Кто он?

Буду писать только о личных качествах, которыми должен обладать психолог. При этом предлагаю не изобретать велосипед, а обратиться к классикам, которым удалось соединить в себе практика и теоретика.

Так, Е. Сапогова (1997) предлагает оперировать не качествами личности, а «составляющими профессиональное сознание». Изложенная далее информация является очень кратким конспектом ее работы «Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух». Все пункты прошли проверку через нахождение подтверждающих примеров из собственной практики и неоднократно обговаривались со студентами-психологами.

Итак, составляющие профессионального сознания.

ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (ГИБКОСТЬ) и ИНТУИТИВНОСТЬ. Психолог вынужден избавляться от «школярской парадигмы» верно-неверно, хорошо-плохо, правильно-неправильно, ибо в психологии подобная дихотомия не имеет места. Вместо этого он вынужден мыслить безоценочно, контекстно, континуально, ориентируясь на индивидуальную семантику и личностные смыслы (и свои также).

ДИАЛОГИЧНОСТЬ. Объективное исследование не сможет открыть истинного субъекта: овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. К этому можно подойти …заставить его самого раскрыться – лишь путем общения с ним, диалогически.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения

Субъект является динамичным «текстом» самого себя (и других) для самого себя. И тогда основным средством работы психолога становится семантическое удвоение себя и другого сознания с помощью языка, т.е. интерпретация, истолкование, осмысление. Поэтому следующие составляющие – ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТЬ и ДЕМИУРГИЧНОСТЬ.

Выступая не только как самоинтерпретатор, но и как толкователь «текстов» других людей, психолог попадает в сложную семантическую ситуацию: чтобы толковать, он должен быть более широким и полным «текстом» (словарем, энциклопедией, руководством), содержать в себе множественные языки и смыслы, на которых «говорит» чужое сознание. Это делает исключительно важной частью профессионального сознания ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ, ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ, КРИПТОГРАФИЧНОСТЬ.

ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ ОПИСАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ психологической действительности напрямую связано с владением теоретическими конструкциями, объяснительными системами и законами, созданными в науке для понимания психологических феноменов. …Система понимания другого человека, – концепция, сопряженная с построением особых, только ей присущих языков. Психолог должен владеть как эзотерическими, экзотическими языками, так и языками mass media. Понимать другую личность – это и значит принимать и понимать язык, на котором она себя выражает, поскольку на каждом языке оказывается сказанным лишь то, что на нем можно сказать.

ФИЛОСОФИЧНОСТЬ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОСТЬ в этом плане становятся естественными составляющими профессионального сознания. Когда-то М.К.Мамардашвили определил философию как сознание вслух. Воспользовавшись этой метафорой, можно определить психологию как самосознание вслух.

Еще один элемент профессионального психологического сознания – ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Психолог бережно относится к любым составляющим познаваемой личности (проблемы); ничто для него не является лишним, избыточным, и любая предложенная клиентом «часть» может быть взята как «целое», если указан «хронотоп» и условия его существования.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ, ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ – эти термины определяют такие области профессиональной ментальности, как допущение отсутствия значимых различий между фактами и их описанием, истиной и верой. …Психолог и есть тот, кто, отыскав необходимый (утраченный клиентом) смысл, заново связывает его и личность клиента, субъекта и мир, устанавливает их онтологически новое «бытие вместе».

ВООБРАЖЕНИЕ (МОДЕЛИРОВАНИЕ) и КРЕАТИВНОСТЬ – элементы квалифицированного профессионального сознания, которые обеспечивают установление и компоновку связей. Возможно, именно на них и основаны умение слышать в тексте клиента значимые элементы, интуитивно уловить, что именно они значимы; умение создавать новые структуры (гештальты) из наборов ключевых идей, образов, представлений клиента; умение контекстно достраивать высказывания клиента, вписывая их в его индивидуальный опыт; умение выводить проблему из рамок, поставленных самим клиентом при рефлексии своей проблемы и т.д. Воображение используется в профессиональной деятельности психолога или как выход в новые сферы познания психологической действительности или же, как смена парадигмы – выход за пределы метода, способа познания.

ГУМАНИТАРНОСТЬ – данное свойство обеспечивает своеобразный «протест» против технологичных подходов к анализу личности и взаимодействия с нею в консультировании. Условно говоря, современный консультирующий психолог, владеющий приемами компьютерной диагностики, должен на время «забывать» о цифрах, точности, логике, когда погружает руки в «пылающий жар» чужой психики, где точность и технологичность по определению не годятся, где оказывается бесполезной Аристотелева линейная логика.

ЗНАКОВОСТЬ, СИМВОЛИЧНОСТЬ – всеобщее свойство сознания, а психологического особенно. Как пишет В.П.Зинченко, по своему происхождению сознание непосредственно связано с символом, т.е., строго говоря, с артефактом, который может быть многозначен, может иметь переменный смысл, терять его.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ сознания психолога обнаруживает себя в том, что оно может быть уподоблено любому другому сознанию, стать всем что угодно, не разрушая индивидуального поэтического космоса.

В рамках данной дискуссии, думаю, будет интересным и определение психологии, которое дает Е.Сапогова. Психология – это не цеховое ремесло, осваиваемое со стороны навыков и перечня канонических знаний; это очень сложная, душевно затратная, глубинно ориентированная форма профессиональной жизни личности, требующая от человека больших личностных сил, личностной смелости и «самости», личностной энергии, ответственности даже не перед законом, а перед «звездным небом над головой и нравственным законом внутри нас» (И.Кант).

Поэтапное изменение профессионально важных качеств психолога-консультанта

В параграфе 2.1 описывается, как, с помощью экспертного исследования ПВК психолога-консультанта, мы определили набор из 6 ПВК, которые, по мнению как российских, так и зарубежных экспертов, являются скорее необходимыми, чем просто желательными для профессии «психолог-консультант». Напомним, что этими ПВК являются ответственность, наблюдательность, эмпатия, мыслительные свойства, креативность и коммуникативные свойства.

Следующим шагом нашего исследования являлось выявление изменения выраженности данных ПВК у лиц, осваивающих профессию «психолог-консультант». В соответствии с четырьмя группами испытуемых, принимавших участие в исследовании, можно говорить о трех этапах в обучении психологическому консультированию. Обозначим подробнее эти этапы.

Итак, так называемый «нулевой этап обучения» характеризует группа студентов-психологов 4-5 курса, обучающиеся по специальности «клиническая психология» (данная группа испытуемых ниже обозначена как студенты-психологи). Указанная группа лиц, безусловно, уже имеет определенную степень выраженности необходимых для профессии «психолог-консультант» ПВК. Однако, очевидно, что студенты-психологи еще не окончили обучение в Вузе и, соответственно, не обладают полным набором знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования. Достоверно неизвестно, будут ли все эти люди работать по получаемой в ВУЗе специальности, возможно, в дальнейшем их профиль работы окажется не связанным с психологическим консультированием. Таким образом, мы можем условно обозначить данную группу как «нулевой этап» обучения.

«Первый этап» обучения характеризует группа лиц, уже имеющих базовое психологическое образование, желающих повышать свою квалификацию в области психологического консультирования. Обследование этой группы проводилось до начала дополнительного обучения профессии «психолог-консультант» в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 1 курс). Итак, в чем же, на первый взгляд, состоит специфика «первого этапа», в чем заключается разница между группой студентов-психологов и группой I курса. Очевидно, что лица 1 курса уже имеют высшее психологическое образование. Однако, кроме этого, можно предположить, что группа 1 курса обладает явно большей профессиональной мотивацией к более глубокому освоению теории и практики психологического консультирования. Эти люди, во-первых, хотят работать в консультативной психологии, и, во-вторых, они приняли решение повысить свою квалификацию и продолжить свое профессиональное образование по профессии «психолог-консультант». Кроме вышесказанного, представляется важным отметить, что группа 1 курса прошла отборочное собеседование при поступлении в СПбИГ. Иными словами, преподавательский состав СПбИГ, имеющий многолетний опыт как в собственно психологическом консультировании и психотерапии, так и в обучении психологическому консультированию, производил профессиональный отбор будущих слушателей. Соответственно, можно предположить, что первый этап обучения отличается от «нулевого этапа» несколько большей профессиональной мотивацией, возможно, большей выраженностью ПВК психолога-консультанта и отсутствием профессионально непригодных свойств личности.

Читайте также:  Минобрнауки будет по-новому распределять контрольные цифры приема в вузы

«Второй этап» обучения характеризует группа лиц с высшим психологическим образованием, которая закончила первый год обучения в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 2 курс). Первый год обучения представлял собой пролонгированную психотерапевтическую группу (группу личностного роста) общим объемом 200 академических часов. Попробуем охарактеризовать второй этап обучения. В процессе участия в психотерапевтической группе лица 2 курса прорабатывали собственные проблемы и трудности, то есть, побывали в «позиции» клиента, участвовали в большом количестве групповых упражнений, наблюдали за стилем работы и поведением ведущих (опытных психологов-консультантов и психотерапевтов), были эмоционально вовлечены в процесс консультирования других участников группы.

Известно, что многие российские специалисты подчеркивают необходимость прохождения собственной психотерапии или участия в группах личностного роста для лиц, желающих в дальнейшем заниматься психологическим консультированием [33; 63; 57; 113]. За рубежом этап прохождения собственной индивидуальной и групповой психотерапии или психологического консультирования уже давно является непременным условием обучения профессии «психолог-консультант». Именно поэтому нам показалось важным выделить как отдельный этап обучения непосредственно прохождение пролонгированной психотерапевтической группы. Участие в такого рода группе предполагает личностную коррекцию ее членов, направленную, прежде всего, на проработку собственных трудностей и компенсацию «личностных дефицитов» для того, чтобы последние не оказывали в будущем негативного влияния на консультативную работу с клиентами.

Актуальность профессии

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

Профессиональные требования и личные качества

Работа психолога предполагает постоянное движение вперед и развитие. Но учтите, что специалисты в области психологии постоянно сталкиваются с эмоциональным напряжением, ведь им нужно иметь дело с чужим горем, страхами, упадком настроения и депрессией. Также данная работа предполагает высокий уровень ответственности, т.к. от его действий во многом зависит то, как быстро консультируемым людям станет лучше. Будущему психологу нужно обладать:

  • высоким общим и эмоциональным интеллектом;
  • терпимостью;
  • умением успокаивать, сопереживать;
  • наблюдательностью;
  • тактичностью;
  • чувством ответственности;
  • умением хранить секреты;
  • стрессоустойчивостью.

Также такой человек должен быть коммуникабельным и открытым, ведь нужно много общаться с клиентами, выясняя их боли и проблемы. Кроме того, психолог должен быть непредвзятым, чтобы личные убеждения не влияли на отношение к клиентам, ведь главная задача – это помочь разобрать человек с проблемами, а не внушить ему свою точку зрения.

Какие требования предъявляют к психологу-консультанту?

Вы можете работать психологом-консультантом, если имеете следующее образование:

  • высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Психологическое консультирование»;
  • любое высшее или среднее профессиональное образование и курсы психолога-консультанта (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

В частном консультировании ценится наличие часов личной психотерапии и супервизии.

Личностные характеристики психолога-консультанта:

  • развитый эмоциональный интеллект;
  • любовь к людям;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • личностная зрелость и целостность.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *