Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности внешнего управляющего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Подробнее о функциях арбитражного управляющего
Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:
- наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
- финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
- внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
- конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.
Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:
- Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
- Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
- Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
- Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.
Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.
Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.
На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:
- ликвидация убыточных подразделений организации;
- изменение направлений бизнеса;
- продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
- открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
- эмиссия ценных бумаг;
- повышение профессионального уровня трудового коллектива;
- взыскание дебиторской задолженности;
- увеличение основного капитала компании;
- ведение промежуточных отчётов.
В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.
В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:
- Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
- Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.
Типы менеджеров по банкротству
Стандартная схема банкротства юрлиц состоит из четырех этапов:
- Наблюдение
- Финансовое оздоровление (санация)
- Внешнее управление
- Конкурсное производство
Каждый этап сопровождает арбитражный управляющий, назначенный судом. В зависимости от этапа, управляющий может называться по-разному:
- Временным на этапе наблюдения
- Административным на этапе санации
- Внешним на этапе внешнего управления (данный этап предполагает полное отстранение руководства компании от дел и переход управления в руки арбитражного управляющего)
- Конкурсным на этапе реализации активов и ликвидации
Частые нарушения конкурсного управляющего
Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,
Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.
Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.
Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов
На что и как нужно жаловаться?
С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.
Нарушения условно можно поделить на:
- Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
- «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
- Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.
При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.
Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.
Формальные нарушения:
1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе
- сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
- сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
2) сроки проведения мероприятий при банкротстве
- проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
- представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.
Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.
-
Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.
-
Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.
- Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Порядок введения внешнего управления
Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.
С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.
Кто может быть арбитражным управляющим?
К нему предъявляется ряд следующих требований:
- членство в профессиональной саморегулируемой организации (СРО);
- гражданство РФ;
- свидетельство ИП в качестве арбитражного управляющего;
- высшее образование в области права или экономики (однако допускается диплом об образовании и в другой сфере)
- годовой опыт работы в качестве руководителя;
- двухгодичный стаж на вакансии заместителя арбитражного управляющего;
- оплата взносов в фонд СРО (в случае если специалист некачественно исполнял свои функции, и потребовалась компенсация материальных убытков);
- отсутствие наказаний за умышленные преступления;
- положительная оценка при обучении на спецкурсах;
- страхование ответственности по результатам труда.
Задачи внешнего управления, его права и обязанности
Внешнее управление имуществом должника является процедурой реабилитации, которая вводится с целью восстановления платежеспособности, чтобы спасти как бизнес, так и юридическую форму юридического лица должника от ликвидации. Что касается имущества физических лиц, то внешнее управление не вводится.
Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев. Исключение составляют градообразующие предприятия, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Внешнее управление может быть введено, если у должника есть реальные перспективы восстановления платежеспособности на этапе мониторинга. Только собрание кредиторов может инициировать внешнее управление.
Суд вправе пойти против воли кредиторов, только введя финансовое восстановление под залог. Игнорирование воли кредиторов, направленной на ликвидацию должника в пользу внешнего управления, невозможно.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, поэтому, если с момента введения финансового восстановления прошло 18 месяцев, арбитражный суд не может принять решение о введении внешнего управления.
Внедрение внешнего управления влечет за собой ряд серьезных последствий для должника:
- полномочия руководителя, органов управления должника и собственника имущества должника унитарного предприятия прекращаются;
- начинает действовать внешний управляющий, наделенный значительными полномочиями в отношении имущества должника;
- ранее принятые меры по устранению требований кредиторов;
- установлено, что все ограничения на распоряжение имуществом (включая аресты) могут быть наложены на должника только в рамках процесса банкротства;
- введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Все действия по внешнему управлению осуществляются внешним управляющим, который утверждается арбитражным судом.
С этого момента полномочия руководителя организации-должника прекращаются, он отстранен от должности.
Бывшее руководство организации в течение трех дней со дня назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и другую документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности.
С введением внешнего управляющего полномочия органов управления должника, направленные на принятие следующих решений, не прекращаются:
- увеличение уставного капитала должника;
- проведение общего собрания акционеров;
- замена активов должника;
- выборы представителей учредителя;
- продажа бизнеса должника;
- заключение договора с третьим лицом, готовым предоставить средства для выполнения всех обязательств должника.
Внешний менеджер несет ответственность за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и выдвигать возражения против требований кредиторов к должнику. Кроме того, ему придется принять меры по сбору дебиторской задолженности.
Внешний менеджер имеет право:
- осуществлять хозяйственную деятельность должника;
- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
- заключить мировое соглашение от имени должника;
- заявить об отказе от исполнения договоров должника;
- потребовать от арбитражного суда признать недействительными сделки и решения, заключенные или исполненные должником до даты введения внешнего управления.
В процессе внешнего управления могут осуществляться только те транзакции, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Оставшийся управляющий может совершать оставшиеся сделки только после согласования с собранием кредиторов.
Заложенное имущество продается только на открытых торгах и только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом. Из полученных средств в первую очередь погашаются долги перед кредиторами первой и второй очереди, возникшие до заключения договора о залоге.
Затем требования залогодателя погашаются.
Наряду с правами, предусмотренными Законом о банкротстве, внешний управляющий несет ответственность за:
- принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
- разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собрания кредиторов;
- выдвигать в установленном порядке возражения против требований кредиторов, предъявленных должнику;
- принять меры по взысканию задолженности перед должником;
- вести реестр требований должника.
Значительная часть полномочий внешнего управляющего связана с работой с кредиторами. Кредитор имеет право представить свою претензию в любое время во время внешнего управления.
Управляющий обязан в течение пяти дней с момента получения запроса уведомить представителя учредителя (участника) должника или представителя собственника унитарного предприятия о получении требования и предоставить им возможность ознакомиться с требованием и документами, на которых оно основано.
Иски вносятся в реестр только на основании решения арбитражного суда. Получив определение суда, управляющий обязан внести требование в реестр или отправить соответствующую информацию регистратору.
Обязанности арбитражного управляющего
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
- вести реестр требований кредиторов;
- в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:
- Наличие высшего образования
- Стаж работы на должности руководителя
- Стажировка в качестве помощника АУ
- Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
- Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
- Отсутствие судимости
- Наличие договора социального страхования
- Внесение в СРО членских взносов
Финансовое оздоровление и функции административного управляющего
Процедура финансового оздоровления вводится в целях восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта и погашения существующей задолженности. На этот период судом утверждается административный управляющий. Ст. 83 закона № 127-ФЗ предусматривает права и устанавливает обязанности управляющего на данной стадии.
Основными документами, в соответствии с которыми осуществляется процедура, являются:
- план финансового оздоровления;
- график погашения задолженности.
Предприятие продолжает работать в нормальном режиме с некоторыми ограничениями. На этой стадии управляющий:
- осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта;
- рассматривает его отчеты о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такового);
- работает с кредиторами, в том числе информирует их о ходе вышеупомянутых процедур, и т. д.