Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гаражно-строительный кооператив». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начать стоит с того, как расшифровывается ГСК и в чем его преимущества перед другими формами объединений. Аббревиатура означает «гаражно-строительный кооператив». Создается он путем объединения финансовых и имущественных взносов – паев.
Понятие ГСК и его преимущества перед другими видами юридических лиц
Цели подобной организации заключаются в том, чтобы:
- строить гаражи;
- поставлять в них коммунальные ресурсы;
- охранять строения;
- контролировать текущее состояние сооружений и так далее.
Следовательно, объединение предназначено не только для создания, но и для обслуживания боксов.
Ответ на вопрос, что такое гаражно-строительный кооператив, будет неполным без упоминания о наличии у организации:
- устава;
- органов управления;
- территории;
- печати;
- собственной бухгалтерии и других атрибутов юридического лица.
Чаще всего земля выделяется объединению в бессрочное пользование или аренду. Впоследствии участники могут ее приватизировать выделением долей в натуре и передачей в частную собственность.
Итак, ГСК – это юридическое лицо, созданное путем объединения имущества и материальных вложений членов в строительство и текущее обслуживание автомобильных боксов.
Предпринимательская деятельность владельца гаража
При соблюдении некоторых формальностей, предпринимательская деятельность гражданина, владельца гаража, в котором он хочет открыть мастерскую по ремонту автомобилей, магазин по продаже запчастей и др, возможна, если гараж расположен вне территории гаражно — строительного кооператива.
И другое дело, когда гараж или гаражный бокс расположен на территории юридического лица, некоммерческой корпорации, гаражно-строительного потребительского кооператива. Здесь вопрос предпринимательской деятельности в гараже членом кооператива или не членом кооператива, решается неоднозначно.
Председатели гаражно-строительных кооперативов, узнав о такой инициативе владельца гаража, прекращают его бизнес на корню, ссылаясь на устав, внутренние документы корпорации, а также на требование членов кооператива закрыть незаконную деятельность на территории ГСК.
Начинающий предприниматель, попав такую переделку, хотя и поздно, задаётся вопросом: «Как же так ? Мой гараж, хочу держу в нём машину, а хочу открываю магазин по продаже запчастей или авторемонтную мастерскую, и прав ли председатель ГСК требуя прекратить заниматься предпринимательством в собственном гараже?».
Потом ищут ответы на свои вопросы в сети. Иногда вопросы такого характера задают в комментариях или пишут на почту. Не часто, но и сами члены ГСК, пишут комментарии по поводу своих успешных и не очень действий по открытию своего бизнеса в гаражных кооперативах. На этот счёт есть и судебная практика.
Предназначение организации
При открытии такого учреждения обязательно выполняется государственная регистрация в ФНС, поэтому формируется юридическое лицо. Гаражно-строительный кооператив обычно открывается несколькими гражданами, живущими рядом друг с другом. Они привлекают других участников для возведения гаражей. К особенностям такой организации относится:
- основной целью выступает возведение гаражей, которые далее предоставляются разным участникам для пользования;
- имеется возможность у каждого участника выкупить гараж, если будет полностью выплачен паевой взнос;
- создатели такой организации требуют от новых участников вступительные и регулярные взносы;
- все гаражи, входящие в кооператив, принадлежат с самого начала владельцам организации, поэтому они заботятся об охране, уборке и ремонте конструкций;
- как только гараж выкупается, сам новый собственник вынужден заботиться о защите и очищении территории.
Процесс открытия гаражного кооператива считается достаточно простым, но при этом нередко возникают сложности с получением земли, на которой планируется строительство. Процедура делится на несколько последовательных этапов, каждый из которых имеет свои нюансы.
Какая предпринимательская деятельность может осуществляться?
Участники кооператива могут заниматься разными видами деятельности для получения прибыли. Наиболее часто оказываются услуги по ремонту машин. Дополнительно гаражи и боксы сдаются в аренду другим пользователям. Прибыль, полученная от такой деятельности, распределяется между дольщиками в равном размере, после чего с нее рассчитывается подоходный налог.
Важно сформировать бухгалтерский отдел в такой организации, занимающийся формированием отчетностей и ведением бухучета. Все сотрудники кооператива должны получать зарплату, с которой рассчитывается и взимается НДФЛ.
Если принимает решение дольщик выйти из кооператива, то он может потребовать перечисления некоторой части прибыли, заработанной предприятием в течение последнего года.
Такие организации могут пользоваться упрощенной системой расчета налогов. Бухгалтер должен вести отдельный учет доходов и расходов.
Определение формы собственности
ГСК что это – разобрались. Теперь пора перейти к рассмотрению всех тонкостей.
Хотя данная форма является некоммерческой (согласно Гражданскому кодексу), пайщики могут заниматься предпринимательской деятельностью. Например, предоставлять услуги по ремонту чужих автомобилей, или же сдавать коллективные помещения в аренду.
Это важно знать: Покупка квартиры иностранным гражданином
Участниками гаражных кооперативов могут быть не только физические, но и юрлица. К слову, исключительно юридические лица не могут создать ГСК путем объединения. Необходимо участие минимум двух физлиц. Иначе организация не сможет получить статус союза граждан.
Вся полученная от деятельности прибыль (после уплаты 13% налога в «казну») распределяется между участниками согласно уставному договору.
Стоит отметить, что законодательство РФ не предусматривает никаких правовых актов, регламентирующих деятельность гаражно-строительных кооперативов. Соответственно, к данной форме хозяйствования применимы исключительно общие положения ГК.
Кто управляет кооперативом?
На общем собрании, которое планово проводится два раза в год, выбирается Правление, состоящее из 3 человек. Председателя, который руководит всем кооперативом и Правлением, распоряжается финансами, решает вопросы с подрядчиками и т.д., выбирает общее собрание на два года. В кооперативе должен присутствовать также и контролирующий орган – Ревизионная Комиссия. Председатель с Правлением решает все основные вопросы кооператива. В Уставе любого ГСК подробно прописывается как стать его членом, каков размер вступительного взноса, какую меру ответственности несёт каждый из членов кооператива. Здесь же сразу прописывается размер членских взносов. Именно эти взносы являются доходом ГСК. Член кооператива становится полновластным собственником только после оплаты своего пая, после чего Председателей выдаётся Справка.
Гаражный кооператив: как открыть успешную финансово организацию
Источником имущества ГСК, как гласит типовой «статут гаражного кооперативу», являются взносы его пайщиков. Гражданский кодекс РФ выделяет только паевые, а также дополнительные взносы. Вот некоторые характерные взносы, которые можно прописать в уставе перед тем, как создать гаражный кооператив.
Вступительный взнос в гаражный кооператив – финансовые средства, уплаченные новым членом на регистрацию и расходы по оформлению всей документации для вступления в гаражный кооператив.
Членский взнос – финансовые средства, которые вносятся дольщиками ГСК на зарплату его работников и прочие текущие траты.
Паевой взнос. Это не обязательно деньги. Можно вносить также ценные бумаги или иное имущество, в том числе и имущественные права. Оценка такого взноса должна производиться по взаимной договорённости всех пайщиков кооператива.
Дополнительный взнос. Финансовые средства, уплачиваемые членом организации с тем, чтобы покрыть убытки кооператива.
Целевой взнос – финансовые средства, выделяемые членами ГСК на покупку или создание объектов общего гаражного имущества или на его изменение – замену, капитальный ремонт, модернизацию. Обязанности председателя гаражного кооператива – следить за своевременной выплатой всех этих взносов.
Размеры паевого взноса должны определяться как частное от разделения суммы финансовых затрат на строительство (согласно смете) на количество автомобильных мест. В уставе общества надо заложить возможность изменения размеров паевого взноса в ходе уточнений сметы на разных этапах строительства.
Особенностью организации гаражно строительного кооператива является то, что прием новых дольщиков проводится постепенно, на протяжении всего времени возведения гаражей. Поэтому размеры членского взноса удобно высчитывать по такой схеме:
Рассчитайте смету общехозяйственных расходов гаражного кооператива на весь год.
Сумму всех расходов по данной смете поделите на проектное количество автомобильных мест в общественном комплексе и получите годовые размеры членского взноса за одно машиноместо.
Размеры годового членского взноса определите пропорционально количеству заявленных перед тем, как вступить в гаражный кооператив, дольщиком к покупке мест, независимо от времени вступления.
До начала функционирования все имущество является собственностью кооператива как юридического лица, но при условии гос. регистрации права на него. А вот у самих членов кооператива нет нужды с самого начала регистрировать переход права собственности, как это обязывает Гражданский кодекс в прочих случаях (ГК РФ, ст.223 п.2). Закон устанавливает, что автомобильные места в работающем гараже принадлежат членам ГСК, которые полностью внесли паевые взносы (ГК РФ, ст.218 п.4). Иными словами, права собственности члена кооператива независимы от обстоятельств его гос. регистрации. После завершения строительства на балансе объединения остаются только общепользовательные площади. Гаражный кооператив переходит в статус общей долевой собственности (ГК РФ, ст.244).
Повседневная деятельность гаражных кооперативов – эксплуатация гаражных боксов, она не преследует целей извлечения из этого прибыли.
Но ГСК имеют право заниматься и предпринимательской деятельностью.
Кооператив – это организация, созданная гражданами на добровольной основе. В случае с гаражно-строительным кооперативом, под гражданами стоит понимать автовладельцев, общая цель которых заключается в удовлетворении потребностей, связанных с хранением автомобилей.
Простым языком, водители собираются вместе, чтобы создавать и обслуживать гаражи. По сути, ГСК является разновидностью потребительского кооператива и подлежит обязательной государственной регистрации. Основным документом признается устав, принятый на общем собрании большинством участников.
ВАЖНО! Построенные силами кооператива гаражи, принадлежат всем членам организации.
Членами ГСК могут стать как физические, так и юридические лица. Объединившиеся исключительно юридические лица не могут создать ГСК. Среди пайщиков должно быть как минимум два физических лица. В противном случае союз будет признан юридическим объединением.
Согласно ГК РФ, гаражные кооперативы — это некоммерческие организации. Однако, они имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, сдавать часть гаражей в аренду либо оказывать услуги по ремонту автомобилей.
Следует помнить, что по законам Российской Федерации с полученной прибыли необходимо заплатить налог в размере 13 процентов. Оставшаяся после налогообложения прибыль подлежит распределению между пайщиками согласно Уставу.
Справка: в Российской Федерации не принят законодательный акт, который бы регламентировал деятельность гаражно-строительного кооператива. К ГСК применяются лишь общие положения Гражданского Кодекса.
Порядок вступления в кооператив определяется уставом. Как правило, это происходит после голосования на общем собрании. Если большинство высказалось за принятие нового члена, то им подается заявление и уплачивается вступительный взнос. Членство может быть подтверждено выдачей справки.
ГСК живет за счет членских взносов. Обязанностью всех людей, состоящий в кооперативе является их оплата. Размер взносов должен покрывать нужды ГСК. Как и все остальные вопросы, он определяется путем общего голосования на собрании. Взносы бывают:
- вступительные;
- членские;
- паевые;
- целевые;
- внеплановые.
Покупка гаража в России похожа на лотерею
Есть очень много законов, которые регулируют и права на землю, и права на недвижимость. Но при этом про гаражи практически нигде нет прямых рекомендаций, только аналогии. Разумеется, идеальный вариант — покупать так, что и сам гараж, и земля под ним уже оформлены в собственность и стоят на кадастровом учете. Но найти такой гараж сложно.
Статус земли под гаражом — это наиболее сложный и запутанный вопрос. Существует слишком много форм владения землей под гаражом, каждая из которых создает свои проблемы. Если это современный участок земли, который взяли в аренду именно под строительство гаражей, оформить землю в собственность без проблем возможно. Хотя уже тут могут возникнуть проблемы с межеванием земельных участков, особенно если гаражные соседи уже оформили собственность на землю давно. Например, при попытках размежевать участок под своим гаражом можно будет столкнуться с тем, что новые данные спутниковой съемки покажут, что ваш гараж стоит на участке соседей.
Рабочий вариант покупки гаража — если оформлено право собственности хотя бы на само капитальное строение. Потому что наличие недвижимости автоматически дает вам право на землю под ней. Даже если земля пока никак не оформлена за вами и не размежевана.
Покупать оформленную землю без оформленного гаража юридически практически невозможно — права на землю, как правило, возникают как раз из прав на недвижимость на ней.
Если права собственности на землю и гараж у продавца не оформлены, максимально постарайтесь изучить сопутствующие документы: документы на землю у ГСК, всевозможные постановления о предоставлении земли в пользование, градостроительный план земельного участка. Его можно попросить в администрации, как и, например, план развития территорий, который может предусматривать снос гаражей в ближайшие годы. Можно посмотреть землю на публичной кадастровой карте и проверить, оформлены ли вообще хоть какие-то гаражи на этой земле в собственность. Просто покупать членскую книжку в ГСК — наиболее рискованный вариант.