Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Новейшая история практики бухгалтерского учета в нашей стране — это процесс все большего сближения его методов с предписаниями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Сегодня даже Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в качестве одного из базовых принципов регулирования бухгалтерского учета в России устанавливает принцип «применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов» (ст. 20 Закона № 402-ФЗ).

Классификация активов и обязательств по срокам погашения.

Активы

Обязательства

Краткосрочные

  1. Предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты.

  2. Представляет собой краткосрочный финансовый актив.

  3. Представляет собой денежные средства или их эквиваленты для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты

  4. Предполагается погашение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты.

  5. Представляет собой краткосрочное финансовое обязательство.

  6. У учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Долгосрочные

Прочие активы

Прочие обязательства

Бухгалтерские стандарты (положения) по бухгалтерскому учету

Учетный стандарт (ПБУ) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности.

Цель стандартов состоит в обеспечении единообразного подхода к учету, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета.

Стандарты (ПБУ):

  • определяют основы учета на соответствующих участках (учета основных средств, учета материалов, учета денежных средств, учета финансовых вложений и т.д.);

  • дают основные понятия, необходимые для их единого толкования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

  • определяют подходы к решению вопросов и возможные варианты их решения, т.е. предусматривают многовариантность решения учетных проблем.

В стандартах не содержится конкретного механизма применения бухгалтерских приемов. Они излагаются в методических рекомендациях, указаниях, письмах Минфина РФ, т. е. в документах третьего уровня. Основным и главным национальным бухгалтерским стандартом является единый План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, утверждены и действуют 20 национальных учетных стандартов:

    1. ПБУ № 1/2008 «Учетная политика организации» утв. приказом Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.

    2. ПБУ № 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утв. приказом Минфина РФ № 116н от 24.10.2008 г.

    3. ПБУ № 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв.приказом Минфина РФ № 154н от 27.11.2006 г.

    4. ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. приказом Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.

    5. ПБУ № 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г.

    6. ПБУ № 6/2001 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    7. ПБУ № 7/98 «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ № 56н от 25.11.98 г.

    8. ПБУ № 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 96н от 28.11.2001 г.

    9. ПБУ № 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    10. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина № 33н от 06.05.99 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

    11. ПБУ № 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина РФ № 48н от 29.04.2008 г.

    12. ПБУ № 12/2000 «Информация по сегментам», утв. приказом Минфина РФ № 11н от 27.01.2000 г

    13. ПБУ № 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.

    14. ПБУ № 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007 г.

    15. ПБУ № 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ № 107н от 06.10.2008 г.

    16. ПБУ № 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2002 г.

    17. ПБУ № 17/2002 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. приказом Минфина РФ № 115н от 19.11.2002 г.

    18. ПБУ № 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации», утв. приказом Минфина РФ № 114н от 19.11.2002 г.

    19. ПБУ № 19/2002 «Учет финансовых вложений», утв. приказом Минфина РФ № 126н от 10.12.2002 г.

    20. ПБУ № 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. приказом Минфина РФ № 105н от 24.11.2003 г.

    21. ПБУ № 21/2008 «Изменение оценочных значений», утв. приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.

18.12.2020 №223-IIHC О бухгалтерском учете

Принят Постановлением Народного Совета 18 декабря 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Закона

1. Целями настоящего Закона является определение правовых основ регулирования и организации бухгалтерского учета и установления единых требований к ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;

4) физических лиц – предпринимателей;

5) адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность;

6) находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий Закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Донецкой Народной Республики при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Донецкой Народной Республики и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Донецкой Народной Республики и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;

2) международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

3) организации бюджетной сферы – государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Донецкой Народной Республики;

Читайте также:  Какие работники должны проходить медицинский осмотр?

4) отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;

5) план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

6) руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

7) стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

8) уполномоченный республиканский орган – республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере финансов;

9) факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Статья 4. Законодательство Донецкой Народной Республики о бухгалтерском учете

Законодательство Донецкой Народной Республики о бухгалтерском учете состоит из настоящего Закона, других законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.

Действующие законодательные акты в области регулирования бухгалтерского учета

Основными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета, являются:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. Законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сфера действия федерального закона, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МФ РФ № 34-н от 29.07.98 г.

Положение устанавливает основные правила ведения бухгалтерского учета, правила учета статей бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности.

3. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.

Уровень нормативного регулирования бухучета

Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:

Уровни Справки, документы Службы, которые принимают решения
1 уровень — закон Государственные законы, указы, постановления кодексы Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ
2 уровень — нормативный Положения (стандарты) по бухучету Министерство финансов России
3 уровень — методический Методические указания, письма, инструкции Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др.
4 уровень — организационный Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) Компании,

Фирмы,

Учреждения,
Организации

По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.

Функции и задачи бухгалтерского учета

Функции бухгалтерского учета:

1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.


Система нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. По состоянию на 2019-2020 год, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из 4 уровней.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране. Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям. Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система нормативного регулирования— это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов. Методологическое руководство по бухгалтерскому учету осуществляется Правительством РФ. Приоритет регулирования предоставлен Министерству финансов, которое осуществляет разработку, утверждение документов по методике организации учета и отчетности. Утвержденные им документы составляют основу системы нормативно-правового регулирования, обязательны для применения. Другие органы не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие указаниям МинФина РФ. Одни из норм обязательны к применению, другие носят рекомендательных характер.

Бухгалтерские стандарты с 2021

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

Читайте также:  Можно ли буксировать авто без номеров

По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

  • незавершённое производство (НЗП);
  • недвижимость для продажи;
  • интеллектуальную собственность для продажи.

Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году

Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.

Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций.

Стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.

Все те нормативные документы, которыми мы пользуемся сегодня, отражая данные по запасам на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, с нового года прекратят свое действие. Это следующие документы:

  • ПБУ 5/01 «Запасы»,
  • Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119,
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н,
  • Отраслевые нормативные документы по учету запасов, основанные на ПБУ 5/01 и методических указаниях (МУ) № 119 и 135н.

Если Вы пока не готовы подробно изучать новый стандарт, а хотите лишь получить общее представление о грядущих изменениях – можно ознакомиться, например, с информационным сообщением Минфина РФ от 10 апреля 2020 г. № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

  1. Изменится подход к квалификации активов. Определение запасов в стандарте следующее: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев».

Для осознания изменившегося подхода к квалификации приобретенного актива рассмотрим пример.

В январе 2021 года консалтинговая компания приобрела МФУ (принтер, копир, сканер) для осуществления обычной деятельности, связанной с оказанием соответствующих услуг. Предположим, операционный цикл организации – 5 дней, аналогичное оборудование ранее использовалось на протяжении от 3 до 5 лет. Стоимость МФУ без НДС –35 тыс. рублей. В составе каких активов бухгалтеру следует учесть МФУ?

Еще сегодня, до начала эксплуатации оборудования, бухгалтер отражает покупку на счете 10.09 (в отчетности — в составе запасов).

Но с 2021 года, следуя букве ФСБУ 5/2019 так делать нельзя.

Какие в таком случае у бухгалтера есть варианты?

Вариант 1 – учесть МФУ в составе основных средств (ОС) и затем начислять амортизацию.

Вариант 2 – руководствуясь принципами рациональности и существенности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») не тратить ресурсы на оформление ОС и начисление амортизации, а сразу отразить приобретенный МФУ в составе расходов.

Подобный вариант прямо предусмотрен в новом федеральном стандарте только для запасов для управленческих нужд. Напомним, что перечень таких управленческих затрат должен быть определен в учетной политике.

Любому бухгалтеру уже сейчас необходимо определиться. Самостоятельно принять решение, как с 2021 года он будет отражать подобные активы, и прописать свое решение в учетной политике.

  1. Изменится система калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Ведь новый ФСБУ распространяется и на остатки незавершенного производства. Поэтому действующий на момент написания статьи порядок калькулирования себестоимости уйдет в историю.

Учитывая, что в общем случае управленческие расходы по новому стандарту не включаются в себестоимость продукции (п. 18 ФСБУ 5/2019), полная производственная себестоимость также уйдет в историю. Готовая продукция будет учитываться по сокращенной производственной себестоимости.

  1. Станет другим и подход к отражению запасов, оставшихся после разбора ОС. Сейчас бухгалтер списывает остаточную стоимость ОС, а «годные остатки» признает в качестве, например, материальных запасов, отражая одновременно их стоимость в прочих доходах (по рыночной стоимости). В отчете о финансовых результатах (ОФР) по этой операции фиксируются как прочие расходы, так и прочие доходы.

По новым правилам принимаемые к учету полезные остатки нужно оценивать по наименьшей из 2-х величин:

1) стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные запасы,

2) сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат на демонтаж и разборку ОС, извлечение полезных остатков и доведения их до состояния, в котором их можно использовать или продать.

Если у организации нет возможности определить первую стоимость (нет таких объектов), то используется только вторая величина.

При этом остаточная стоимость ОС распределяется между «полезными остатками», формируя их себестоимость. Также в себестоимость включаются затраты на демонтаж и доведение новых активов до состояния, пригодного к использованию. При этом никаких данных в ОФР не отражается.

  1. Бухгалтеру придется работать с оценочными обязательствами. Ведь согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов включается и «величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды».

Вновь рассмотрим на примере.

Предположим, что организация в конце 2021 года приобретает лакокрасочные материалы, используемые для окраски продукции. Для их хранения используются специальные емкости, которые берутся в аренду на 2 года. Емкости через 2 года необходимо вернуть в чистом виде.

В таком случае бухгалтер должен сформировать оценочное обязательство по доведению емкостей до требуемого состояния в конце срока эксплуатации их в организации.

Предположим, стоимость ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей – 30 тыс. рублей, срок исполнения оценочного обязательства – 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010).

Ставку дисконтирования определим в 10%. Организация может определить размер ставки самостоятельно, обосновав ее значение. В нашем примере ставка сложилась из ставки рефинансирования (ключевой ставки банка России) на дату признания оценочного обязательства. Это условная ставка 5%. Вторая составляющая ставки дисконтирования – рисковая премия, размер которой был предложен финансовым менеджером компании также в размере 5%.

Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.

Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:

  1. Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
  2. Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
  3. Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
  4. Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.

На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.

  • В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
  • 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
  • 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
  • 4 – й уровень – рабочие документы организации.

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.

Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.

В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Задачи закона «О бухгалтерском учете»

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

Третий уровень системы регулирования

Какие же документы принадлежат к этой категории? В первую очередь это методические разработки исполнительных органов власти РФ, которые являются уполномоченными в этой сфере. Их заданием является подготовка и законодательная реализация рекомендаций и инструкций по ведению бухгалтерской отчётности.

Они могут быть разработаны непосредственно профильными министерствами, которые занимаются реформированием системы бухгалтерского учёта РФ. В их разработке также могут принимать участие федеральные органы власти. Этот законодательный процесс имеет большую важность для творения системного законодательства по регулированию бухгалтерского учёта. Непосредственно все разработки идут на подкрепление и усовершенствование законодательных актов первого и второго уровней, о которых мы упоминали ранее.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

1/2008

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

2/2008

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

3/2006

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

5/01

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

6/01

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

7/98

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

8/2010

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

9/99

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

10/99

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

11/2008

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

12/2010

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

13/2000

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

14/2007

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

15/2008

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

16/02

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

17/02

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

18/02

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

19/02

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

20/03

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

21/2008

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

22/2010

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

23/2011

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

24/2011

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Какими документами регулируется бухгалтерский учёт

Законом регулярно производит издание рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Они так же могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтерии. Рекомендации не считаются обязательными к использованию – это решение вполне добровольное работодателя. Она использовать их необходимо, так же существуют они для того чтобы решить следующие задачи:

  • Правильно понимать и использовать принятые стандарты;
  • Понижение затрат по ведению бухгалтерскому учету;
  • Распорядительность прогрессивного ведения учета;
  • Применения новых разработок в области бухгалтерского учета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не обязаны мешать деятельности организации.

Локальные документы – это акт нормативный четвертого уровня. Она включает в себя такие документы, как:

  • Политика учетная организации;
  • Учетная первая документация;
  • График документов движения;
  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Форма отчетности локальной.

Все внутренние документы обязаны быть утверждены работодателем.

Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции Центробанка России:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.

Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Федеральный (законодательный) уровень

Это первый и главный уровень, который определяет сущность бухгалтерского учета, его цели, задачи, принципы, основные понятия, порядок регулирования, организацию и ведение, включая предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К основным законодательным актам, регулирующим бухучет, на данном уровне можно отнести:

  • Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, в последней редакции от 1 июля 2021 года – определяет единоличное государственное ведение бухгалтерским учетом, то есть регулирование возможно только на федеральном уровне: субъекты РФ и муниципальные образования такого права не умеют;
  • Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года, в последней редакции от 26 июля 2019 года – устанавливает все основные требования и допущения бухучета имущества и обязательств организации, предоставления о них информации в различных формах бухгалтерской отчетности;
  • Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ, в последней редакции от 28 апреля 2020 года – регулирует порядок перехода права собственности на имущество и порядок заключения договоров купли-продажи, что также имеет прямое отношение к ведению бухучета;
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ, в последней редакции от 31 июля 2020 года – указаны принципы начисления и уплаты налогов, принципы определения цены товаров для целей налогообложения.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *