Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия педагога-психолога: плюсы, минусы, особенности и программы обучения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Педагогам-психологам нередко приходится разбираться в отношениях детей и родителей. Проблемы, которые возникают у ребенка в школе, могут «идти» из дома — от конфликтов с родственниками, недопонимания, завышенных требований отца или матери. Но если во взаимоотношения учителей и учеников специалист вправе вмешиваться, то родителям он может только дать рекомендации. В результате работа, проведенная педагогом-психологом, может сойти на нет из-за особенностей домашнего обучения и воспитания.
Какие требования предъявляют к психологу ДОУ?
Для работы психологом ДОУ необходимо образование:
- Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
- Любое высшее или среднее профессиональное образование и дополнительные курсы для психолога ДОУ – профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
Шансы на трудоустройство будут выше, если вы специализируетесь именно на дошкольной психологии, но на практике к работе в ДОУ допускаются специалисты и с похожим образованием: детские психологи, психологи-педагоги. Главное – разбираться в тонкостях психологического сопровождения именно в рамках дошкольной образовательной программы и возрастной психологии.
Личностные характеристики психолога ДОУ:
- доброжелательность;
- тактичность;
- любовь к детям;
- сдержанность;
- оптимизм;
- ответственность;
- организованность;
- наблюдательность;
- настойчивость;
- эмпатия;
- решительность.
Можно ли работать воспитателем, если по диплому я являюсь психологом?
Андрей Дробченко:
Курсы нужны. Где=то тут отвечал уже я .. Ща найду… В направлении специальностей «образование и педагогика» тоже есть психология… Надо точно знать на кого ты училась.. Либо «гуманитарные науки», либо «образование и педагогика»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТПедагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
«Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
Отсылка на него идет из ч. 1 ст. 46 Закона об образовании: что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
Воспитатель отнесен к педагогическим работникам согласно Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Есть еще приказ минздрава, утверждающий единый квалификационный справочник должностей работников образования…
Так к образованию «воспитателя» Предъявляются те же требования:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Super girl:
Любое педагогическое подойдет. Я думаю, что у вас занимаются самодурством. В любом случае переучиваться заставлять не имеют права.
Owl wise = Ирка-Сердючка:Это не частная лавочка. Это госучреждение. И они совершенно правы, требуя от тебя образования в области работы с дошкольниками.Дело в том, что по диплому – ты взрослый психолог. То есть тебе и в школе особо нельзя работать.
Вы там особо на детской психологии у себя в институте не заостряли внимания, и практики не было вообще.Так что вообще неизвестно как тебя сюда взяли! У тебя диплом не этого профиля.А вообще лишних знаний не бывает.
Не отказывайся ни кот каких форм повышения квалификации.
А плата за переобучение – это инвестиция в будущее. Считай, что неизбежные издержки за то, что устроился не по профилю.
Полина Ц:
да, конечно безпроблем!
я ТОТ,кто приходит НА ПОМОЩЬ.:
конечно можешь.
лана птичкина:
Если вы учились в педвузе и проходили курсы педагогики и психологии наверное да.. только ЗАЧЕМ???
Наталья:
Да, можете работать воспитателем.
Даша Пустаханова:
Социальный педагог — это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах Так что думаю, что вы вполне можете работать детском саду!
Елена Васильева:
Есть тарифно-квалификационный справочник по должностям, в том числе и работников образования, где четко указано, какое образование необходимо для занятия определенной должности (так называемый образовательный ценз на допуск к должности). Работать воспитателем Вы можете, хотя это совсем другая работа, которую Вы не знаете. Надо будет учиться на курсах повышения квалификации — иначе Вы мало что сможете сделать в плане развития детей.
*не унесённая ветром)*:
да конечно можете работать,
Успехов:
Не хотелось бы, чтобы моих внуков воспитывал «педагог», задающий такие вопросы.
Может ли психолог брать детей на свои занятия с занятий воспитателя?
формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, . При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений.
идеи уважения чести и достоинства каждого. развитие личности каждого .Пятая модель.
Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный
Larisa Shkvarkina:
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Валентин Беляев:
Странный вопрос… Да это только приветствуется! Вот если бы у тебя была специальность ЭКСКАВАТОРЩИК…
Светлана:
Ну это же не психическое расстройство! !
Конечно можно!!
Снежана Алиева:
Да можно, если хороший психолог, то вам вообще широкая дорога !
Андрей Дробченко:
Курсы нужны. Где=то тут отвечал уже я .. Ща найду… В направлении специальностей «образование и педагогика» тоже есть психология… Надо точно знать на кого ты училась.. Либо «гуманитарные науки», либо «образование и педагогика»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
«Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
Отсылка на него идет из ч. 1 ст. 46 Закона об образовании: что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
Воспитатель отнесен к педагогическим работникам согласно Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Есть еще приказ минздрава, утверждающий единый квалификационный справочник должностей работников образования…
Так к образованию «воспитателя» Предъявляются те же требования:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Super girl:
Любое педагогическое подойдет. Я думаю, что у вас занимаются самодурством. В любом случае переучиваться заставлять не имеют права.
Owl wise = Ирка-Сердючка:
Это не частная лавочка. Это госучреждение. И они совершенно правы, требуя от тебя образования в области работы с дошкольниками.
Дело в том, что по диплому – ты взрослый психолог. То есть тебе и в школе особо нельзя работать. Вы там особо на детской психологии у себя в институте не заостряли внимания, и практики не было вообще.
Так что вообще неизвестно как тебя сюда взяли! У тебя диплом не этого профиля.
А вообще лишних знаний не бывает.
Не отказывайся ни кот каких форм повышения квалификации.
А плата за переобучение – это инвестиция в будущее. Считай, что неизбежные издержки за то, что устроился не по профилю.
Полина Ц:
да, конечно безпроблем!
я ТОТ,кто приходит НА ПОМОЩЬ.:
конечно можешь.
лана птичкина:
Если вы учились в педвузе и проходили курсы педагогики и психологии наверное да.. только ЗАЧЕМ???
Наталья:
Да, можете работать воспитателем.
Даша Пустаханова:
Социальный педагог — это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах Так что думаю, что вы вполне можете работать детском саду!
Елена Васильева:
Есть тарифно-квалификационный справочник по должностям, в том числе и работников образования, где четко указано, какое образование необходимо для занятия определенной должности (так называемый образовательный ценз на допуск к должности). Работать воспитателем Вы можете, хотя это совсем другая работа, которую Вы не знаете. Надо будет учиться на курсах повышения квалификации — иначе Вы мало что сможете сделать в плане развития детей.
*не унесённая ветром)*:
да конечно можете работать,
Успехов:
Не хотелось бы, чтобы моих внуков воспитывал «педагог», задающий такие вопросы.
Татьяна Томак:
«Воспитатель (включая старшего)
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. »
Исходя из требований — не можете.
Но есть исключение.
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
- Медицинский вид психологических консультаций.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в службе работы с кадрами.
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
[ads-pc-4]
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
- Журнал учета проведенной работы.
- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.
Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Каждому воспитателю знакомо состояние бессилия, когда ребенок не слышит инструкцию с первого раза, балуется и хулиганит, задирает других детей. В такие моменты педагогу хочется моментально воздействовать на ребенка, чтобы тот понял, как себя вести — раз и навсегда. И тогда включается запугивание.
«Если ты сейчас не перестанешь, то отведу к директору», «Или ты все немедленно уберешь за собой, или я все расскажу твоим родителям. И пусть им будет стыдно!», «Будешь совать пальцы в розетку — отрежу. Все, прошла за ножом», — такие высказывания не могут пройти бесследно для психики. Окружающая среда становится для него небезопасной, появляется ощущение угрозы. А ведь безопасность — это базовая потребность человека. Следовательно, ее отсутствие влияет на поведение, развитие высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Консультация «Кто такой педагог-психолог?»
Ирина Ветошникова
Консультация «Кто такой педагог-психолог?»
Кто такой педагог-психолог?
Это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.
Психолог и психиатр — не одно и то же.
Психиатр — это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний)
. Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Психолог — специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Психотерапевт – специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Психотерапевт — специалист, получивший специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения)
по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в «пограничных состояниях», то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания
(неврозы, депрессии.)
Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Психолог не решает за людей их проблемы.
Задача психолога — создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину — что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог не видит людей насквозь.
Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации.Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т. д.
Психолог — не учитель, не наставник.
Он не знает «как правильно»
. У каждого клиента своя правильность. Цель — найти вместе с клиентом лучшее решение. Например, один человек ищет воду. А у второго есть лоза. Они объединяются и находят воду.
Психолог —не друг.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Условия труда, установленные для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (продолжительность рабочего времени и состав учебных групп)
Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания (Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.
Детский психолог Татьяна Ефимова связывает опасения родителей с устоявшимися традициями в воспитании детей, в особенности — маленьких:
«Считается, что воспитание маленьких детей — исконно женское занятие. Так привыкли думать и мужчины, и женщины. Традиции полностью искоренить невозможно, они формируют общественное мнение».
Сама психолог рекомендует больше фокусировать внимание не на стереотипах, а на психологических чертах «безопасного» воспитателя, таких как:
- открытость в общении с детьми;
- искреннее желание и умение их обучать;
- навык грамотной коммуникации с родителями;
- творческий подход к деятельности;
- стрессоустойчивость.
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Ребята, давайте жить дружно!
Неприятие психолога коллективом – частая проблема. Многие считают, что он только зря зарплату получает и мешает нам работать. А ведь он может многое, если помочь ему! Неужели у вас все такие детки золотые? И родители адекватные? Вряд ли. Так вот, решать конфликтные моменты и призван психолог в детском саду. Используйте возможность получить профессиональную помощь на полную! Всем нам нужна поддержка. Войдите в положение человека, и он ответит вам тем же.
В вашем случае могу посоветовать отнестись с пониманием к такому решению заведующей. Вы можете сами не замечать, но, возможно, она попросила психолога наблюдать за детьми не напрасно?
В конце концов, вам придется давать открытые занятия, как тогда быть? Падать в обморок? Извините, если чем-то обидела вас, но вы спросили – я ответила. Решать проблемы лучше всего путем диалога, попробуйте.
На этом буду закругляться. Жду ваших вопросов, замечаний, лайков и новых подписчиков!
Особенности профессии воспитатель
Данная профессия является очень почетной, востребованной, важной для общества. В период раннего детства формируется характер, закладываются моральные принципы, определяется жизненная позиция. В этом возрасте ребенку очень важно иметь наставника, который сможет помочь ему с самоопределением, опираясь на свою образованность, компетентность, эрудированность. Воспитатель, наравне с родителями, играет важную роль в жизни ребенка.