Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за тахограф в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
Размер штрафа зависит от тяжести нарушения, связанного с отсутствием или некорректным использование тахографа. Всего существует две группы:
- Первая группа — назначается штраф за неисправный тахограф, то есть, когда он фактически имеется, но не может эксплуатироваться согласно инструкции и требований. Например, на момент проверки выключен или применяется без карты водителя. В этом случае вступают в силу положения первой части статьи 11.23, которые касаются водителя, а также второй части этой же статьи, которые касаются самой организации или должностного лица организации.
- Вторая группа — тахограф присутствует и используется по назначению, но при этом водитель нарушает режим труда и/или режим отдыха. Речь идет об отклонении от рабочего времени водителя, нарушения времени управления транспортным средством, игнорировании определенным графиком перерыва для отдыха и питания, межсменным отдыхом. В этом случае в силу вступает третья часть статьи 11.23
Таблица штрафов за отсутствие или неправильное использование тахографа
Нарушение | Ответственный | Размер штрафа |
Штраф за нарушение отдыха по тахографу | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за неисправный тахограф | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
Должностное лицо | 7-10 тыс. руб. | |
Юр. лицо | 20-50 тыс. руб. | |
ИП | 15-25 тыс. руб. | |
Штраф за отсутствие тахографа | Водитель | 3-5 тыс. руб. |
ИП и ООО | до 50 тыс. руб. | |
Штраф за тахограф на физическое лицо | Водитель | 1,5-2 тыс. руб. за нарушение режима труда и отдыха; |
3-5 тыс. руб. за отсутствие или нарушение требований; | ||
Штраф за тахограф юридическому лицу | ИП | 15-25 тыс. руб. |
Юридическое лицо | 20-50 тыс. руб. | |
Штраф за езду без карты тахографа | Частное лицо | 1-3 тыс. руб. |
Юр. лицо | 10-30 тыс. руб. |
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.
Штраф за тахограф 2022 — 2022
В связи с шумихой, поднятой вокруг тахографа и планируемых нововведений, у многих возникают вопросы:
какие штрафы планируются за тахограф в 2022 году? Есть ли новые штрафы?
Актуальна и тема про штраф в 50 тысяч рублей с 1 ноября 2022 года. Давайте вместе разберемся. Разложим по полочкам. Как вы помните, режим труда и отдыха водителей собираются перевести в разряд правил дорожного движения, таким образом, кардинально меняя общую картину поездок на автотранспорте. Смотрите: я обычное физлицо, должна поставить тахограф на свой грузовик. Это значит, я должна буду соблюдать режим труда и отдыха: ведь суть тахографа в том и состоит, иначе нафига он нужен?
Но смотрите, какая фишка. Минтранспорта конечно внесло поправки в ПДД, касающиеся установки тахографа для физических лиц. Но эти поправки так и не были приняты. То есть, 1 ноября наступило, тахографа у меня нет, штрафовать меня не за что.
С 1-го ноября 2022-го года тахографами должны быть оснащены и грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам.
По факту, с сегодняшнего дня тахограф обязателен для всех ТС:
- разрешенная максимальная масса которых более 3,5 тонн,
- зарегистрированных в РФ.
- осуществляющих поездки любого характера на территории России.
Какой штраф за то, что в машине отсутствует тахограф
Если в ТС нет тахографа, то это считается административным правонарушением, а потому наказание за него находится в юрисдикции Кодекса об Административных нарушениях (КоАП). Рассмотрим штрафы за отсутствие тахографа в 2021 году, вменяемые физическим и юридическим лицам, в следующей таблице:
Объект наказания | Штраф (руб.) | Юридическая норма (КоАП) | |
---|---|---|---|
физическое лицо | водитель | 3 000 — 5 000 | п. 1 ст. 11.23 |
должностное лицо | 7 000 — 10 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
ИП | 15 000 — 25 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
юридическое лицо | 25 000 — 50 000 | п. 2 ст. 11.23 |
Какие законы регулируют использование тахографов
Все автовладельцы, входящие в «группу риска» (т.е. владельцы индивидуальных предпринимателей, обществ с ограниченной ответственностью и физические лица, владеющие грузовиком и/или автобусом), должны непосредственно ознакомиться с законами, регулирующими использование тахографа. В 2021 году список этих законов выглядит следующим образом:
- ФЗ 386 от 30.10.2018 г. Этот закон предусматривает обязательную установку тахографа в транспортном средстве. Закон определяет, какие транспортные средства должны быть оборудованы тахографами, что считается тахографом и каким требованиям должны соответствовать эти устройства.
- ФЗ 216 от 26.07.2019. Данный закон устанавливает административную ответственность за отсутствие тахографа.
ФЗ 216 фиксирует изменения с 2020 года. Государство не издало никаких новых правил, а лишь внесло поправки в старые.
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
Обязанность оснащения тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам в соответствии с карточкой допуска транспортного средства к международным автомобильным перевозкам, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 года), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам
Обязанность по оснащению тахографом не распространяется на следующие виды транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
транспортных средств, сведения о которых внесены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, эксплуатирующих эти транспортные средства, оборудованные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 года»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки, не будет обязано иметь карточку разрешения на перевозку. Вместо этого транспортное средство должно быть внесено в специальный реестр перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Напомним, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение введено для автобусов, осуществляющих международные перевозки.
Новые условия использования тахографов с 1 сентября 2021 года.
Вкратце:
Транспортные средства, допущенные к международным перевозкам с 1 января 2021 года, уже включены в реестр транспортных операторов, и для них больше ничего не нужно делать.
Если транспортное средство было допущено к международным перевозкам до 1 января 2021 года, рекомендую проверить, внесено ли оно в реестр Ространснадзора.
Внимание. Текущую версию реестра можно найти с помощью поиска на официальном сайте Ространснадзора.
На момент написания этой статьи (10 мая 2022 года) в реестре числится 187 150 автомобилей. И многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись содержит дату 19 февраля 2001 года).
Поэтому в любом случае я рекомендую проверить автомобиль на регистре. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф по-прежнему будет не обязателен.
Если транспортного средства нет в реестре, имеет смысл обратиться в Ространснадзор и объяснить, почему это так.
Изменен регламент технического осмотра!
С 1 марта 2022 года в России будет действовать новый регламент технического осмотра в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2022 года N 1434. С этого дня диагностические карты на автомобили, не прошедшие техосмотр, будут считаться недействительными. Кроме того, с 1 марта 2022 года Министерство внутренних дел и администрации вводит единую автоматизированную систему технического осмотра транспортных средств с обязательным фотографированием транспортного средства до и после проверки.
Требования к оснащению некоторых категорий транспортных средств тахографами остались неизменными: «Тахограф необходимо адаптировать не позднее, чем за 3 года до даты подачи транспортного средства на очередной технический осмотр, распечатать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, гос. регистрационный номер (если есть), номер аппаратно-программного шифрования (криптографии), активированного в этом тахографе, текущая дата и время. Информация о результатах проверки тахографа, подтверждающая его пригодность для использования, содержится в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений ».
Вышло новое постановление Минтранса!
Приказ Минтранса России от 28 октября 2022 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортных средствах, категорий и типов транспортных средств, оборудованных тахографами, правил использования, технического обслуживания и контроля эксплуатации тахографов». устанавливаются на автомобили »заменил приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36, срок действия которого истек.
Вниманию компаний, перевозящих пассажиров и других людей автобусами!
С 1 января 2022 года будут действовать новые лицензионные требования для перевозки пассажиров и других людей автобусами. Помимо тахографа, каждый автобус должен быть оборудован устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS. Причем эти требования распространяются как на коммерческие транспортные компании, так и на компании, использующие автобусы в личных целях.
Подробную информацию об инновациях можно найти в Постановлении Правительства №1616 от 7 октября 2022 года.
Вниманию перевозчиков!
С 1 ноября 2019 г. увеличены штрафы для ИП и юридических лиц на основании
ч. 2 ст. 11.23 CLA.
Требования и нормы отечественного законодательства
Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:
- занимающихся перевозками опасных грузов;
- ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
- ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
- ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
- ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).
Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2023 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.