Налоги физических лиц в России: какие налоги платят граждане в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги физических лиц в России: какие налоги платят граждане в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.

Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д, где

Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.

Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Льготы для физических лиц

Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.

Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.

Основания для предоставления налоговых льгот

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.

Ставки налога на имущество физических лиц в г.Чита

(Решение Думы городского округа «Город Чита» от 06.10.2005. № 154 «Об установлении налога на имущество физических лиц»)

Стоимость имущества, тыс.руб.

Ставка налога, %

до 300

до 0,1

от 300 до 500

0,2

от 500 до 1 000

0,4

от 1 000 до 1 500

0,5

свыше 1 500

0,6

При установлении налоговой базы в расчет принимаются все доходы налогоплательщика, которые были получены им в денежной, а также натуральной форме, либо право распоряжаться которыми у него появилось; доходы в качестве материальной выгоды. В случае если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, решением суда либо других органов осуществляются какие-то удержания, то эти удержания не снижают налоговую базу.

Замечание 7

Налоговая база устанавливается по отдельности по каждому доходу, в отношении разных додохов ставятся разные налоговые ставки.

В случае если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает сумму доходов, которые подлежат налогообложению, за данный налоговый период, тогда в этом налоговом периоде налоговая база равна нулю. Такие налоговые вычеты применимы для доходов, облагаемых по 13%-ной ставке.

Замечание 8

Для доходов, по отношению к которым предусматриваются другие налоговые ставки, налоговая база устанавливается в качестве денежного выражения доходов, которые подлежат налогообложению. Причем налоговые вычеты не используются.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В главе излагается порядок исчисления и уплаты важнейшего местного налога — налога на имущество физических лиц. Рассматриваются плательщики налога, налоговая база и ставки налога. Подробно рассказывается о предусмотренных в федеральном законодательстве льготах по налогу, а также о порядке уплаты налога в бюджет.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации с 1992 г. в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Налог на имущество физических лиц единственный в российской налоговой системе, исчисление и сбор которого регулируются не Налоговым кодексом РФ, а принятым в 1991 г. Федеральным законом. В связи с этим муниципальным органам предоставлены не очень большие права по установлению элементов данного налога. В частности, они могут устанавливать конкретные ставки налога, но в пределах определенного Федеральным законом диапазона. Вместе с тем федеральное законодательство несколько ограничило права муниципальных органов по предоставлению льгот по данному налогу.

Ответственность граждан по представлению налоговых деклараций и уплате подоходного налога

Налоговую декларацию должны представлять физические лица, получившие доходы от других организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме дохода по основному месту работы (службы, учебы), если совокупный доход в истекшем году превышает размер дохода, облагаемого налогом по минимальной ставке Декларация представляется в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физические лица вправе в течение месяца после ее подачи уточнить данные, заявленные ими в декларации. В декларации указывается каждый источник выплаты дохода и суммы начисленного и уплаченного налога (раздельно по доходам на основной работе и от других источников).

Шкала исчисления налога на наследство

При стоимости имущества от 850 до 1700 ММОТ
Ставка налога для наследников первой очереди (дети, родители) 5 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ
Ставка налога для наследников второй очереди (другие родственники) 10 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ
Ставка налога для других наследников 20 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ

Земельный налог, начал формироваться еще в Древней Руси и являлся формой налогообложения земли. Первыми единицами налогообложения земли были плуг (рало, соха) и дым.

С самого начала соха представляла собой не поземельную меру, а скорее финансовую единицу, выражавшую определенных размеров капитал, с которого государство взимало подати.

Развитие земельного налогообложения связано с присоединением к Московскому государству земель во времена правления Ивана III (1462-1505 гг.). При объединении российских земель проводились описания земель и платежеспособного городского и сельского населения. Результаты описаний фиксировались в специальных книгах, получивших название писцовых. Основным моментом было фиксирование распределения земельного фонда между владельцами земли, и платежеспособность населения учитывалась с целью обложения его налогами.

В XV в. население, подлежащее налогообложению, стали называть «тяглое». Термин «тягло» в русском государстве XV-XVIII вв. употреблялся в качестве обозначения системы денежных и натуральных государственных повинностей. Слово «тягло» происходит от глагола «тянуть», что означает обязанность платить налоги и отправлять повинности. Тяглом также назывался и поземельный участок или имущество, соразмерно которому лицо вносило тяжести. Тяглое население образовывали крестьяне, которые платили так называемое полное тягло (частновладельческие и черносошные, со второй половины XVII в. — бобыли и халупники, а с начала XVIII в. — холопы) и посадские люди — население, жившее в городах на государевой земле, занятое торговлей, ремеслом и промыслами.

Читайте также:  Соблюдаем права беременных сотрудниц

В конце XV в. начался новый этап процесса формирования системы налогов в России. Отличительной особенностью этого периода развития налоговых отношений является вытеснение натуральных сборов их денежными эквивалентами. Процесс замены части натуральных сборов денежными происходил довольно длительный отрезок времени (XV-XVI вв.). Окончательная монетизация налогов, по мнению исследователей, осуществилась только в XVII в. Основным прямым налогом того периода являлся поземельный налог, взимаемый с черносошных крестьян и посадских людей. Для определения размера прямых налогов было разработано сошное письмо, которое исследователи называют первой налоговой декларацией и считают прообразом современного земельного кадастра. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — сохи, на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Первые упоминания о внутренних формах торговли и торговых сборах в Древней Руси относятся к VIII-IX вв. Так, во время правления князя Олега, утвердившегося в Киеве в конце IX в., применялось косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых пошлин: за провоз товаров через горные заставы — «мыт»; за перевоз товаров через реки — «перевоз»; за право иметь склады — «гостиная»; за право устраивать рынки — «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров — «номерное»; с измеряемых товаров — «осмичее»; при причаливании судов — «побережное» и др.

В XVII в., во времена правления Петра I, успешному развитию торговли на Руси содействовал принятый в 1653 г. Торговый Устав. В этот период стала развиваться ярмарочная торговля. Сбором налогов с торговли и таможенными сборами ведал Приказ Большой казны.

Проведенная через столетие (в 1753-1757 гг.) таможенная реформа, отменила ранее действовавшие внутренние пошлины на торговые операции. В XVIII в. торговля развивалась на принципах протекционизма. Высокие ввозные пошлины защищали внутренний рынок государства. В 1802-1810 гг. торговлей ведало Министерство коммерции, с 1810 г. — Министерство финансов. Во 2-й половине XIX в. объем торговли резко увеличился. Рост городского населения и численности рабочего класса привел к расширению емкости внутреннего рынка. В конце XIX в. во время царствования Николая II появились новые налоги, порожденные новыми видами экономической деятельности: сбор с аукционных продаж, налог на право торговой деятельности и др. В 1885 г. оборот внутренней торговли составлял около 5 млрд. руб., в 1900 — уже свыше 11 млрд. руб.

Начало XX в. для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн. руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли).

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24.11.1917 (07.12.1917) «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Экономический и политический эффект налога был невелик — было собрано около 1,5 млрд. руб.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел и разработана система налогов. Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 03.12.1918. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или в развоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 02.09.1930 в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы почти все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Некоторые налоги с населения были объединены в один налог, который получил название — подоходный, а значительная часть остальных отменена.

Основы современных налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г. В 1998 г. принята первая часть НК РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй части. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: в часть вторую НК РФ вводятся новые главы и главы, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах. Так, с 01.01.2015 Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 33, в которой предусмотрен новый вид сбора — торговый сбор, отнесенный в силу ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам.

Эволюция понятия «сбор» исследована в работе К.С. Бельского и И.Л. Карлова. Ими выделены три этапа изменения этого понятия. На первом этапе «сбор» — вспомогательное слово, которое определяло понятие «пошлина»; на втором — слово «сбор» означает обязательный платеж за публично-правовые услуги, которые предоставляют плательщику материальные блага. На третьем, современном этапе (когда принят и действует НК РФ), слово «сбор», приобретая качества родового понятия, включает «собственно сборы» и «собственно пошлины». Соотношение понятия «сбор» с другими смежными понятиями — «налог», «пошлина» не раз обсуждалась в юридической литературе, но по-прежнему вопрос правовой идентификации сбора не решен.

Нормативное определение понятия «сбор» содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ. «Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности».

Торговый сбор — это местным прямой обязательный взнос, который устанавливается на территориях муниципальных образований и территориях городов федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе), соответственно нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и взимается с организаций и предпринимателей, ведущих торговую деятельность на территории, на которой введен такой сбор.

В муниципальных образованиях торговый сбор устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) торговый сбор может быть введен не ранее 01.07.2015. В частности, с указанной даты на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62. Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны не входящих в состав городов федерального значения, данный сбор могут ввести только после принятия соответствующего специального федерального закона. Поэтому особенности торгового сбора, порядок и условия его уплаты далее будут рассматриваться на примере применения закона города Москвы.

Плательщиками торгового сбора являются организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут торговую деятельность на территории муниципального образования, а также города федерального значения, с использованием объектов осуществления торговли (п. 1 ст. 411, ст. 413 НК РФ).

Выделяют следующие группы плательщиков торгового сбора:

1. Субъекты, осуществляющие торговлю через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;

2. Компании, управляющие розничными рынками при осуществлении деятельности по организации розничных рынков.

Для целей применения главы 33 НК РФ торговля (торговая деятельность) — вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • торговлю, осуществляемую путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Деятельность по организации розничных рынков приравнивается к торговой деятельности (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Так, например, на территории города Москвы торговым сбором облагается торговая деятельность, осуществляемая в магазинах, павильонах, палатках, с раскладных столов-прилавков, автолавок, автофургонов, тонаров (письмо Минфина от 15.07.2015 N 03-11-10/40730, ст. 2 Закона г. Москвы N 62). Плательщиком торгового сбора выступает лицо, торгующее на объектах торговли как собственным товаром, так и товаром, переданным на комиссию (письмо ФНС от 10.11.2015 N СД-4-3/19613@). За торговлю на рынке торговый сбор уплачивает управляющая рынком компания.

Объектом обложения торговым сбором (объектом осуществления торговли) признается движимое или недвижимое имущества, используемое для осуществления торговой деятельности, хотя бы один раз в течение периода обложения (квартала) (п. 1 ст. 412 НК РФ). То есть торговый сбор уплачивается не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (магазин, павильон, палатка, автолавка и т.д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Для целей обложения торговым сбором объектами осуществления торговли являются: объекты осуществления торговли через стационарные, нестационарные объекты торговой сети и путем отпуска товара со склада, — здания, сооружения, помещения, стационарные или нестационарные торговые объекты или торговые точки, с использованием которых осуществляется торговля; объекты осуществления торговли на розничных рынках — недвижимое имущество, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).

Читайте также:  Как закон о коллекторах регулирует деятельность взыскателей в 2023 году

Юридический факт возникновения или прекращения объекта обложения торговым сбором непосредственно связан с фактом использования имущества для торговли. В целях определения момента возникновения обязанности по уплате торгового сбора используются следующие понятия:

1) дата возникновения объекта обложения торговым сбором — дата начала использования объекта торговли для осуществления торговой деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор;

2) дата прекращения объекта обложения торговым сбором — дата прекращения использования объекта торговли для осуществления торговой деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (п. 2 ст. 412 НК РФ).

Учет плательщиков торгового сбора. Плательщики торгового сбора (организации и индивидуальные предприниматели), фактически использующие объекты движимого или недвижимого имущества для осуществления торговой деятельности, обязаны встать на учет в налоговых органах, представив в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (далее — уведомление) (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ).

Уведомление подается в налоговый орган по месту нахождения торговой недвижимости, а если торговля осуществляется в нестационарных торговых точках — в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня начала торговли (п. 2, п. 7 ст. 416 НК РФ, письмо ФНС от 14.10.2015 N СД-4-3/17948@).

Например: 1) если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или индивидуальный предприниматель — в другом регионе, то уведомление необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации недвижимого имущества. Это правило распространяется и на движимое имущество, зарегистрированное в другом регионе, но использующееся в торговой деятельности в городе Москве; 2) если организация открыла магазин 01.03.2018. Последний день для подачи уведомления в ИФНС — 12.03.2018, так как 3, 4, 9, 10 и 11 — выходные, а 8 марта — праздник.

В случае если несколько объектов осуществления торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора представляется в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны в таком уведомлении первыми. При этом в отношении каждого объекта торговли заполняется отдельный лист «Информация об объекте обложения торговым сбором» (п. 16 Порядка заполнения уведомления).

Уведомление подается в налоговый орган и в тех случаев, когда приобретается недвижимое имущество — объект торговли, срок постановки на учет составляет пять рабочих дней со дня приобретения имущества. Уведомление подается также при изменении показателей торгового объекта, например площади торгового зала или количества торговых точек. Направить уведомление в налоговый орган необходимо в течение пяти рабочих дней со дня изменения показателей торгового объекта (п. 2 ст. 416 НК РФ, п. 8 Порядка заполнения уведомления).

Подавать уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора обязаны все плательщики торгового сбора, в том числе и плательщики, имеющие льготы по торговому сбору в качестве освобождения. Плательщики, освобожденные от уплаты торгового сбора, должны подать уведомление в течение пяти дней с начала осуществления торговли (письмо Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15).

Если плательщик торгового сбора уведомил инспекцию о постановке на учет в качестве плательщика сбора, то он вправе уменьшить НДФЛ, налог на прибыль либо налог, уплачиваемый при применении УСН, на сумму перечисленного торгового сбора (п. 10 ст. 286, п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

В течение 5 рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направляет заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

В случае прекращения торговой деятельности с использованием объекта обложения торговым сбором организация или индивидуальный предприниматель обязаны сняться с налогового учета в качестве плательщиков торговым сбором (п. 4 ст. 416 НК РФ), подав соответствующее уведомление в налоговую инспекцию по месту постановки на учет в качестве плательщика торговым сбором (п. 1 ст. 416 НК РФ). Датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Рекомендуемые формы уведомлений о постановке на учет (снятия с учета), форматы и порядок заполнения указанных уведомлений, а также рекомендуемая форма свидетельства о постановке на учет плательщиков торгового сбора утверждены ФНС России.

Любое из уведомлений (о постановке на учет либо о снятии с учета) можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика или подать уведомление в налоговую инспекцию на бумажном носителе.

За неисполнение обязанности по направлению соответствующего уведомления в налоговый орган предусмотрена налоговая ответственность.

За непостановку на учет в качестве плательщика торгового сбора в установленные законодательством сроки предусмотрен штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).

За ведение торговой деятельности без постановки на учет — штраф в размере 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ, письмо Минфина от 10.02.2017 N 03-11-06/4/7437).

За несвоевременное предоставление в налоговую инспекцию уведомления об изменении показателей объекта обложения торговым сбором — штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

За подачу уведомления, содержащего недостоверные сведения, если это повлекло неполную уплату торгового сбора, налоговый орган может привлечь плательщика торгового сбора к ответственности по п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации или по ст. 122 НК РФ — выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения. И в первом, и во втором случаях установлен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного торгового сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение налоговой базы — 40% от этой суммы помимо доплаты самого торгового сбора. Применение той или иной меры ответственности, имеет разные последствия. Так, п. 3 ст. 120 Кодекса закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ такого ограничения не содержит.

Периодом обложения торговым сбором признается квартал (ст. 414 НК РФ).

Ставки торгового сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за период обложения (квартал). Ставки сбора могут быть установлены двух видов в виде твердых ставок торгового сбора (в зависимости от единицы обложения):

  • в расчете на объект осуществления торговли;
  • в расчете на площадь объекта осуществления торговли. Если длительность использования имущества не влияет на величину сбора, то физические, экономические и иные характеристики объекта осуществления торговли, а также и самого плательщика сбора, при установлении величины ставок торгового сбора могут учитываться. Допускается также установление дифференцированных ставок сбора (п. 6 ст. 415 НК РФ) в зависимости от:
  • территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

Кроме того, законодательство устанавливает ограничения на величину ставок. Общее ограничение максимальной ставки предусмотрено в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца — ставка сбора подлежащая уплате налогоплательщиком, с применением такого патента не может превышать расчетной суммы налога, подлежащей уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) (абз. 2 п. 1 ст. 415 НК РФ). При этом не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. То есть указанные правила применяются также относительно реализации подакцизных товаров, указанных в подп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Для отдельных видов торговли предусмотрены специальные ограничения величины ставок. Так, п. 3 ст. 415 НК РФ предусматривает специальные правила обложения:

  • торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
  • торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Ставка сбора для указанных видов торговли устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. При этом она не может превышать расчетной суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленной на 50.

Ставка сбора, установленного по деятельности, связанной с организацией розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка (п. 4 ст. 415 НК РФ). Такая ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Например. Ставки торгового сбора, установленные в г. Москве различаются по видам торговой деятельности и по месту нахождения объекта торговли (табл. 1). Всего выделено три группы районов:

Группа 1 — районы, входящие в Центральный административный округ;

Группа 2 — районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);

Группа 3 — все остальные районы Москвы — районы, входящие в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы.

Таблица 1

Ставки торгового сбора в г. Москве с 01.01.2018 (ст. 2 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 (в ред. от 29.11.2017))
Виды торговой деятельности Ставка торгового сбора, руб. за квартал
Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), в:
1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 81 000 за объект осуществления торговли
2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28 350 за объект осуществления торговли
3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) 40 500 за объект осуществления торговли административные округа города Москвы
Торговля через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли), расположенные в:
1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 40 500 за объект осуществления торговли
2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 28 350 за объект осуществления торговли
3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 40 500 за объект осуществления торговли
Развозная и разносная розничная торговля 40 500 за объект осуществления торговли
Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
1) до 50 кв. м (включительно), расположенные в:
а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 60 000 за объект осуществления торговли
б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 21 000 за объект осуществления торговли
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы; 30 000 за объект осуществления торговли
2) свыше 50 кв. м, расположенные в:
а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы; 1200 за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м
б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы; 420 за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. м
в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы 600 за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м
Организация розничных рынков 50 за 1 кв. м площади розничного рынка
Читайте также:  Как правильно написать о гражданстве Беларуси в документах

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц

С ростом благосостояния физических лиц в России все больше граждан приобретают и строят дома, коттеджи, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также покупают транспортные средства.

В современной налоговой системе Российской Федерации также все большее место начинают занимать имущественные налоги. Налогообложение имущества физических лиц является одним из компонентов имущественного налогообложения и имеет важнейшее значение для граждан.

Налоги на имущество граждан были одним из первых механизмов изъятия средств в виде обязательных платежей. Причин тому было несколько. Главная состояла в том, что имущество (движимое и недвижимое, в том числе и земля) было одним из немногих объектов, которые могли подвергнуться воздействию со стороны государства. Неразвитость товарно-денежных отношений и превалирование товарообменных сделок приводили к тому, что таких экономических категорий, как прибыль и добавленная стоимость, не существовало.

Другой причиной можно назвать отсутствие коллективного производства как постоянной производственной структуры, что делало возможным обложение только граждан и исключительно их реального имущества. При этом под имуществом понималось не только недвижимое имущество, но и скот, рабы, золото и т.п. В древневавилонском государстве, где впервые, еще в первой половине XIII в. до н.э. взимание имущественных налогов было закреплено юридически (хотя тогда они носили характер податей), они представляли собой обязательные платежи с имущества и уплачивались в натуральной или денежной форме (золотом). Эти подати платили в царскую казну и казну местной знати. Размер подати, как правило, составлял 10% всего имущества. Подати платили свободные землевладельцы и ремесленники. Таким образом, субъектом податей были физические лица, а объектами — материальные объекты.

Налогообложение имущества граждан не утратило своего фискального и регулирующего значения и в настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и развивающихся стран, эффективность системы имущественного налогообложения заключается не только в фискальном значении. При правильной организации эти налоги являются важнейшим механизмом регулирования экономических отношений, содержат элементы экономического стимула. Регулирующие возможности обусловлены двумя важнейшими характеристиками имущественных налогов: относительной неизменностью объектов обложения и определенностью плательщиков данных налогов.

Определенность имущества позволяет государству четко установить возможные налоговые поступления от данного налога, а жесткая взаимосвязь объекта имущества и его владельца позволяет ему определить, кто эти платежи будет уплачивать, т.е. на кого ляжет налоговое бремя. С помощью этого рычага можно снизить налоговые выплаты для отдельных категории плательщиков или перераспределить платежи между группами плательщиков.

В настоящее время налоговые взаимоотношения физических лиц — собственников имущества и государства регулируются Налоговым кодексом РФ и Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 с учетом внесенных в него изменений и дополнений, а также измененной Инструкцией МНС Российской Федерации № 54 от 2 ноября 1999 г. «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»». В соответствии с Налоговым кодексом налог на имущество физических лиц является местным.

Это единственный налог, который не установлен Налоговым кодексом РФ и действует уже более 17 лет. Указанным Законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности, установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иные граждане и лица без гражданства.

Принадлежность к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина РФ (удостоверением личности, а до их получения — свидетельством о рождении) в соответствии с Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства.

Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Поскольку гражданская правоспособность возникает с фактом рождения и сопутствует гражданам на протяжении жизни, дети (в том числе несовершеннолетние), а также и граждане преклонного возраста, недееспособные, ограниченно дееспособные в равной степени являются плательщиками всех видов налогов с физических лиц, в том числе и налога на имущество. Такие категории физических лиц привлекаются к уплате налогов на общих основаниях через своих представителей на основании п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ, которым установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое физическое лицо соразмерно его доли в имуществе. При этом эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе (например, муж, жена, ребенок).

Если имущество находится в собственности физического лица и организации, то плательщиком налога на имущество признается физическое лицо соразмерно своей доле, а организация уплачивает налог на имущество в соответствии с главой 30 НК РФ.

К объектами налогообложении относятся следующие виды строений, находящихся в собственности физических лиц.

Таблица прямых и косвенных налогов

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога Наименование налога Бюджеты
федеральный региональный местный
Прямые налоги Для физических лиц
НДФЛ v
Налог на имущество v
Транспортный налог v
Земельный налог v
Водный налог v
Для юридических лиц
Налог на прибыль v
НДФЛ с работников v
Налог на имущество v
Транспортный налог v
Земельный налог v
НДПИ v
Налог на игорный бизнес v
Водный налог v
Торговый сбор v
Косвенные налоги НДС v
Акциз v


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *