Как изменятся налоги в 2023 году в Узбекистане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся налоги в 2023 году в Узбекистане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Зарплаты, пенсии и пособия повышаются с 1 сентября

Надбавки к пенсионным выплатам предусмотрены в ряде ситуаций:

  • инвалидам войны 1 и 2 группы;
  • инвалидам 1 группы;
  • инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны;
  • близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
  • гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
  • артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

  • Рак можно обойти стороной
  • В Карши водитель сбил на «зебре» мать с детьми. Видео
  • В Подмосковье рухнул новейший Ил-112В. Видео
  • Новый Узбекистан как объективная необходимость
  • Мирзиёев: чему учат неожиданные визиты местные власти

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

В Узбекистане пенсионерам планируют предоставить новые льготы

Показатель Значение Период
Ставка подоходного налога 12 % 2021
  • Подоходный налог для физических лиц в Узбекистане остался без изменений и составил 12 % в 2021. Максимальная ставка достигала 29 %, а минимальная 12 %.
  • Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.

Данные Период Дата

12 2021 18.02.2021
23 2018 10.02.2018
23 2016 11.08.2017
23 2015 31.12.2015
22 2014 31.12.2014
22 2013 31.12.2013
22 2012 31.12.2012
22 2011 31.12.2011

Размер пенсии и пенсионный возраст в Узбекистане

На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.

Многих людей волнует вопрос, есть ли пенсия по старости в Узбекистане? Конечно, как и во многих других странах. В Республике как мужчины, так и женщины могут уйти на пенсию по достижению определенного возраста.

Пенсионный возраст в Узбекистане для мужчин составляет 60 лет, а пенсионный возраст в Узбекистане для женщин – 55 лет. Но чтобы получать пенсию необходимо иметь длительный трудовой стаж, сроком не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Возраст выхода на пенсию в Узбекистане зависит от рода деятельности и пола.

  1. В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
  1. Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
  • Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
  • Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
  • Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
  1. После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
  2. Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
  3. Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.

Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления.

О корректировках размера минимальной пенсии власти Узбекистана говорят постоянно. Однако на сегодняшний момент она остается невысокой, так как даже после повышения, учитывая подорожание продуктов и услуг, ее все равно недостаточно для нормальной жизни. Минимальная сумма обеспечения составляет 29 2940 узбекских сумов. В среднем в год пенсия возрастает на 15%, однако этого явно недостаточно, учитывая инфляцию.

Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.

Право на накопительную пенсию имеет каждый гражданин Узбекистана. При этом государство является гарантом того, что все деньги, которые человек копил не один год будут сохранены и выплачены по первому требованию человека. Таким образом гражданин сам накапливает себе деньги на жизнь после окончания трудовой деятельности.

Категории граждан, которым доступна накопительная пенсия:

  • Люди, которые участвуют в программе по собственной инициативе;
  • Люди, которые обязаны это делать в принудительном порядке.

Для того, чтобы начать участие в проекте накопительной пенсии необходимо самостоятельно либо через работодателя обратиться с заявлением в филиал Народного банка. После проверки документов человеку открывают индивидуальный расчетный счет, который закрепляется за ним. Деньги могут поступать из нескольких источников:

  • Обязательные взносы, которые проводятся каждый месяц;
  • Добровольное пополнение баланса;
  • Проценты, которые насчитываются на имеющиеся накопления;
  • Другие источники доходов, которые не должны противоречить Закону.

Контроль работы и средств проводится под руководством Народного банка через органы Министерства финансов Узбекистана. В таком случае начисление пенсии будет индивидуальным в зависимости от личных накоплений.

С помощью единого портала пользователи имеют возможность отслеживать поступления средств на индивидуальный счет. Эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно. Она доступна круглосуточно. Для подключения такой возможности необходимо указать персональные паспортные сведения и идентификационный код. Для пользования необходим ключ электронной подписи. Если у вас возникли вопросы по поводу работы системы, то для разрешения проблем следует обратиться в любое отделение Пенсионного фонда.

Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.

Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.

Долго шли разговоры о том, что пенсионеры имеют право получать полную пенсию в том случае, если они хотят продолжить свою профессиональную деятельность по достижении пенсионного возраста. И с 1 января 2019 года такой закон вступил в силу. Трудовая пенсия будет выплачиваться в полном объеме.

До этого момента пенсия начислялась в размере 50%, за исключением некоторых льготных категорий граждан. После вступления в силу нового закона с 1 января 2019 года многие опытные учителя приняли решение вновь вернуться на работу в школы. С 2019 года перерасчет пенсии будет проведен в автоматическом порядке.

Надбавки и льготная пенсия выплачиваются в следующих ситуациях:

  • Граждане с инвалидностью 1 2 группы;
  • Участникам военных действий;
  • Ближайшим родственникам военных, которые погибли при исполнении своих прямых обязанностей;
  • Гражданам, которые имеют особые заслуги в Узбекистане.
Читайте также:  Какие льготы положены ветеранам труда в Московской области

В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.

В стране стабильно растет количество пожилого населения. В настоящее время эта цифра приближается к 7%, но то, что она постоянно растет беспокоит власти страны. Но при этом уровень рождается повышается, однако в процентном соотношении эта цифра ниже.

Какие льготы предоставляются пенсионерам Узбекистана?

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 23.0000 23.0000 23.0000 23.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 29.0000 23.0000 29.0000 22.0000 -20.69%

Таблица со сравнением сумм зарплат различных профессий в Ташкенте. В других городах уровень заработка ниже на 15-30 процентов.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ЖКХ?

«Существуют ли льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг для многодетных семей или граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами?»

Умида Обидова, г. Ташкент.

Отвечает заместитель министра финансов Республики Узбекистан Ё. ТУРСУНОВ:

— В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему усилению социальной защиты и материальной поддержки старшего поколения» от 14.04.2015 г. за № УП-4715 и Положением о механизме компенсационных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено ежемесячное осуществление компенсационных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 25, 45 и 50% определенному кругу физических лиц:

а) получателями ежемесячных компенсационных денежных выплат в размере 45% от минимальной заработной платы являются:

— лица, приравненные к инвалидам и участникам войны 1941-1945 годов;

— одинокие пенсионеры, нуждающиеся в постороннем уходе;

— Герои Советского Союза, Герои Социалистического груда и лица, награжденные орденами Славы трех степеней;

— лица пенсионного возраста, проходившие военную службу на ядерных полигонах и других радиационно-ядерных объектах.

— бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

— граждане, работавшие в период блокады г. Ленинграда;

— инвалиды I группы по зрению;

— граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы;

б) получателями ежемесячных компенсационных денежных выплат в размере 50% от минимальной заработной платы являются инвалиды и участники войны 1941-1945 годов, за исключением лиц, приравненных к ним.

Узбекистан льготы пенсионерам

На основании статьи 28 Закона Республики Узбекистан “О государственном пенсионном обеспечении граждан” надбавки к пенсиям, устанавливаются в следующих размерах:

  • инвалидам войны I группы — 150 процентов минимальной заработной платы;
  • инвалидам войны II группы — 125 процентов минимальной заработной платы;
  • инвалидам I группы по зрению — 100 процентов минимальной заработной платы;
  • инвалидам I группы — 75 процентов минимальной заработной платы;
  • одиноким инвалидам II группы — 50 процентов минимальной заработной платы.

Также, получателями ежемесячных компенсационных денежных выплат в размере 45 процентов от минимальной заработной платы являются:

  • одинокие инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе;
  • инвалиды Второй мировой войны 1941-1945 годов и приравненные к ним лица.
  • инвалиды I группы по зрению
  • граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Как обстоят дела у одиноких пенсионеров в Узбекистане?

Корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев выяснил, чем и как живут, во что верят пожилые жители столицы.

Куда обратиться одиноким пенсионерам за помощью?

Согласно постановлению Кабинета Министров от 26 марта 2019 года, в Узбекистане было создано Агентство медико-социальных услуг (далее Агентство) при Минздраве. В его задачи входит оказание услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим социально уязвимым категориям населения. В каждом крупном городе республики открыты отделы Агентства, а в районах – секторы.

Сколько пожилых людей обслуживает Агентство?

Сегодня в Ташкенте помощь от государства через отделы и секторы получают 665 одиноких и одиноко проживающих пенсионеров. Их обслуживают 72 соцработника. Много это, или мало? – В Агентстве утверждают, — достаточно. Хорошо, если бы соотношение мужчин и женщин было в сторону сильного пола. Потому что женщинам иногда трудно поднять больного человека. Но здесь ситуация такова: 71 женщина и всего один мужчина. Каждому социальному работнику приходится в день навещать по три-четыре пациента – два раза в неделю: закупают продукты, делают влажную уборку, в общем, все необходимое по дому, включая вызов электрика, сантехника и т.д. Количество визитов зависит от состояния подопечных. Если кто-то болен, то к нему приходят чаще. К лежачим больным также индивидуальный подход.

Преимущества для одиноких пенсионеров

Нужно отметить, за продукты платит сам пенсионер, но сверх того раз в месяц он получает 11 наименований продуктов и четыре вида моющих средств бесплатно. Плюс пенсионерам с инвалидностью выплачивают еще 70 процентов от МРОТ (444 тыс. сум), а всем одиноким – предоставляют компенсации в размере 45 процентов от МРОТ (285 тыс. сум) за оплату коммунальных услуг.

Посещение районного сектора Агентства

Районные секторы, обслуживающие одиноких пенсионеров, людей с инвалидностью, базируются в райздравах каждого из 11 районов столицы, мы побывали в Чиланзарском. Здесь в 51 махалле проживают 36000 пенсионеров. Из них на учет в социальную службу встали 52. Это одинокие люди, которых обслуживают 6 соцработников. Трудятся они 5 дней в неделю, но на связи находятся круглосуточно. Причин, почему так мало пенсионеров обращается за помощью в социальную службу, несколько. Во-первых, немногие знают о существовании такой службы. Или же у пожилых людей есть дети, внуки, которые самостоятельно справляются с уходом за своими родными. Но есть и те, кто просто-напросто боится иметь дело с посторонними людьми. Мол, жилье отберут, останутся потом одинокие пенсионеры на улице. По этому поводу заведующая сектором медико-социальных услуг Чиланзарского района Раъно Алимова сказала:

«Когда мы ставим на учет одиноких пенсионеров в качестве клиентов социальной службы, то объясняем, что оказываем все услуги на безвозмездной основе. Однако случается, что одинокие пожилые люди обращаются к частным сиделкам, а тут как раз и можно столкнуться с мошенниками. Поэтому надо проявлять большую осторожность. Повторюсь: наши услуги бесплатные. Более того, работники соцслужбы по желанию пенсионера могут дать расписку, что на их собственность никаких притязаний у них не возникнет».

Отдел медико-социальных услуг тесно связан с Международным комитетом Красного креста, который дополнительно может выделить своих патронажных сотрудников. Фонды «Махалла», «Нуроний», Общество инвалидов помогают собирать информацию о нуждающихся в специальных услугах пенсионеров.

Нам повезло познакомиться с тем самым мужчиной-соцработником – Ибрагимом Яхъяевичем Деникаевым, обслуживающим одиноких пожилых людей в Яшнабадском районе. В прошлом художник-оформитель, окончил Ташкентский педагогический институт имени Низами, факультет художественной графики. Однажды, выполняя заказ по художественному оформлению центра «Забота» — так раньше называлась социальная служба в Ташкенте, он разговорился с ее работниками…И остался в этом учреждении на долгие годы. Выяснилось, что это, по сути, его настоящее призвание – помогать людям. За более чем тридцать лет работы здесь он стал незаменимым в самых тяжелых случаях, когда нужно переносить, поднимать больных и т.д. Сегодня, хорошо зная район, он вызвался быть нашим сопровождающим.

Нужно ли платить налоги с пенсионных доплат

Кроме основного тела пенсионных начислений, пенсионерам выплачиваются различные доплаты и надбавки. Как и основные виды пенсионного обеспечения, все доплаты и надбавки их ПФ и бюджетов страны и регионов исключены из базы налогообложения. Это означает, что не облагаются НДФЛ:

  • доплаты до суммы прожиточного минимума, выплачиваемые из федерального и регионального бюджета. Такая норма закона действует и в том случае, когда сумма доплаты больше размера пенсии;
  • надбавки к пенсиям из регионального бюджеты ветеранам ВОВ, лицам, перенесшим блокаду Ленинграда, ветеранам труда;
  • увеличенные фиксированные выплаты на иждивенцев;
  • фиксированная надбавка (в два раза) для лиц, достигших 80-летнего возраста;
  • северные надбавки;
  • доплаты к пенсии на основании различных коэффициентов: мотивирующих, региональных и для малых народов Севера.

Таким образом, индексация пенсионного обеспечения, а также приведение суммы пенсии к уровню МРОТ, не относятся к дополнительному доходу. Поэтому, по российским законам, с них не удерживается подоходный налог.

Из сказанного логично вытекает, что все доплаты из других источников, с точки зрения Налогового Кодекса РФ, относятся к дополнительному доходу. Такое же видение проблемы и у Минфина, который своим письмом № 03-04-05/48965 от 13.07.2018 года корпоративные доплаты к пенсии (выплаченные бывшим работодателем) относит к дополнительным доходам, которые облагаются налогом в размере 13 процентов. При этом нет разницы, пенсионер работающий или нет.

Такое же отношение и к доплатам служащим муниципальных органов управления, если доначисления проводятся на основании решения Законодательного собрания.

Ставка подоходного налога в Узбекистане по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 23.0000 23.0000 23.0000 23.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 29.0000 23.0000 29.0000 22.0000 -20.69%
Показатель Значение Период
Ставка подоходного налога 12 % 2021
  • Подоходный налог для физических лиц в Узбекистане остался без изменений и составил 12 % в 2021. Максимальная ставка достигала 29 %, а минимальная 12 %.
  • Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.

Данные Период Дата

12 2021 18.02.2021
23 2018 10.02.2018
23 2016 11.08.2017
23 2015 31.12.2015
22 2014 31.12.2014
22 2013 31.12.2013
22 2012 31.12.2012
22 2011 31.12.2011
Читайте также:  Расторжение договора ОСАГО по инициативе страхователя

Ставка подоходного налога для физических лиц в Узбекистане

Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).

При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

С 1 января имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится к расходам через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

С 1 января при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978).

Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц, в размере 12%, а для бюджетных организаций — 25%.

Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

1) уплата налога в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:

а) на добровольной основе:

  • самозанятыми гражданами;
  • гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также гражданами, работающими в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана.

б) в обязательном порядке:

  • учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет;
  • дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;

2) срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.

Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены нало��овые льготы.

1.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, а также налоговая ставка в размере 15%.

1.2. Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

  • стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынков и торговых комплексов.

1.3. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.

1.4. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.

Уточнен порядок применения льгот за счет средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

Теперь будет освобождаться оборот по реализации и ввоз товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если их освобождение предусмотрено законом.

Исходя из этого, внесены изменения в статьи 243 и 246 Налогового кодекса.

2.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

2.2. Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 2891 -2893). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета Министров, применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии
с постановлением президента № ПП-3818.

При отсутствии в статьях 2891-2893 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

2.3. При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, которые ввозят эти товары для собственных нужд.

2.4. Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями
в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

  • Шавкат Мирзиёев
  • Ислам Каримов
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Шавкат Мирзиёев 08.09.2016 — 23.0000 23.0000 23.0000 23.0000 0.00%
Ислам Каримов 24.04.1990 — 02.08.2016 29.0000 23.0000 29.0000 22.0000 -20.69%

Закон Республики Узбекистан от г

8. Доходы каждого из членов семьи и других лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство и владеющих имуществом на основе общей долевой собственности, определяются по их соглашению, о чем указывается в представляемой налоговому органу декларации о доходах.

т) суммы заработной платы и других доходов граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на выкуп имущества государственных предприятий, приобретение акций, именных жилищных облигаций «Ташжилсбербанка» и на погашение кредитов, выданных на эти цели, а также дивиденды, полученные по акциям и направляемые на приобретение акций акционерного общества или предприятий, от которых получены дивиденды. При продаже указанного имущества доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

Налог на доходы физических лиц в 2022 году

Поддерживает такую реформу, прежде всего, Министерство финансов, по расчетам которого повышение налога на 2% позволит дополнительно аккумулировать до полутриллиона рублей ежегодно, а значит – повысить наполняемость бюджета за счет этой доходной статьи с 3,5 до 4 триллионов рублей. Давайте узнаем, воплотится ли обсуждаемая налоговая реформа в реальность, а также поговорим о том, какие ставки налога на доходы физлиц планируется внедрить.

  • с заработной платы граждан Российской Федерации, а также официально трудоустроенных в РФ белорусов, казахов, киргизов, армян (т.е. представителей стран-участников ЕАЭС), беженцев и мигрантов взимается налог в размере 13%;
  • с дивидендов взимается налоговый сбор в таком же процентном отношении к доходу (13%);
  • выигрыши и доходы от капиталовложений облагаются налогом в 35%;
  • заработная плата и доход предпринимателей-нерезидентов облагаются налоговым сбором в размере 30%.

Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Узбекистана

Важным направлением ВПФ (внебюджетного пенсионного фонда) является социальное обеспечение граждан. Существуют разные меры поддержки: пособия, выплаты и пенсии. Главная задача фонда — это рациональное распределение денежных средств, проконтролировать целевое использование и консультировать по всем возникающим вопросам.

Правительственные программы в сфере деятельности ВПФ:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No УП-4161 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения граждан»;
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года No ПП-1252«О мерах по формированию организационной структуры внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан».

Система налогов и сборов в Узбекистане

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;

рынки и торговые комплексы.

Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, с 25 до 13 процентов.

Читайте также:  Продажа квартиры с ипотекой и материнским капиталом

Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2 процентов.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4 процента. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30 процентов.

Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23 процента к налоговой базе.

Данная норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов, оформляется кадастровый документ с определением по нему кадастровой стоимости.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95 процентов к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета). Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов республики.

В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30 процентов.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Исключаются из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;

местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также и земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.

Расширяется перечень земельных участков, в отношении которых законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, за счет включения в него земельных участков, занятых неэффективно используемыми искусственными водоемами для разведения (выращивания) рыбы. Налоговые льготы по земельному налогу на эти земельные участки не распространяются.

1. Налоговые послабления в период коронавирусной пандемии

Некоторые налоговые послабления по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, предоставленные Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», в качестве бессрочных норм и положений, отражены в Налоговом кодексе.

Так, с 1 января 2021 года:

— для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом установлен квартал;

— налогоплательщики налога на прибыль вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале.

Наряду с этим, в 2021 году будет продолжено применение порядка, согласно которому не будут налагаться штрафы на налогоплательщиков за просрочку представления налоговой отчетности сроком не более пяти дней в случаях, определяемых Государственным налоговым комитетом.

2. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Расширена категория налогоплательщиков, на которых не распространяется налог с оборота, в частности, теперь стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынки и торговые комплексы, независимо от размера совокупного дохода являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, ставка налога
с оборота снижена с 25 до 13 процентов.

3. Акцизный налог

Уточняются налогоплательщики акцизного налога, в частности, при использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, осуществившие ввоз этих товаров для собственных нужд.

Перечень подакцизных товаров (услуг) и ставки по ним теперь установлены Налоговым кодексом.

  • В Подмосковье рухнул новейший Ил-112В. Видео
  • Новый Узбекистан как объективная необходимость
  • Мирзиёев: чему учат неожиданные визиты местные власти
  • Мирзиёев о строительстве новостроек в зеленых зонах
  • Мне нужна только правда-Мирзиеев

Как изменились налоги в Узбекистане в 2020 году

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *