Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поворот налево на перекрестке. Часть1». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нарушение правил безопасного движения на дорогах приводит к привлечению ответственности водителей в соответствии с положениями КоАП РФ. Например, поворот со второго ряда предусматривает штраф от одной до полутора тысяч рублей, а санкция закреплена частью второй статьи 12.16 Кодекса.
При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.
Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.
По какой траектории разрешён манёвр?
Правильное движение на дороге сводится к тому, что каждому водителю периодически нужно совершать различные манёвры (обычно это повороты). Хотя есть специальные требования, регламентирующие такие моменты, и в различных ситуациях они не сходятся. Поэтому необходимо остановиться на самых популярных схемах, когда водителю стоит свернуть налево.
Есть достаточное много знаков, ограничивающих данный поворот. Подобные обозначения указывают на запрет, а также могут говорить про смежные условия, которые тоже автоматически исключают поворот. Среди знаков, которые касаются движения налево, относятся белые указатели на синем фоне. Когда там нет стрелки направления, то и поворачивать тоже нельзя.
Важно подчеркнуть, что факт наличия светофора на перекрёсте существенно упрощает процедуру, позволяя без проблем осуществить нужный манёвр. Другим знаком, запрещающим левый поворот, считается знак, который указывает направление движения маршрутного транспорта. Данный запрет действует, когда движение таких машин происходит только налево.
Запланированное движение, предполагающее под собой именно поворот налево, считается достаточно простым, но для безошибочного его исполнения следует знать некоторые правила. Грамотное управление машиной даёт возможность избежать аварии, штрафов и иных разногласий с сотрудниками ГИБДД. К основным правилам можно отнести следующие советы:
- перед поворотом или разворотом стоит занять нужную полосу (крайнюю левую);
- транспортное средство должно располагаться так, чтобы не выезжать на встречную трассу;
- крупногабаритный автомобиль может частично отступить от вышеуказанных правил, если не создаёт опасности для других участников.
Перед тем, как совершать поворот налево непременно надо внимательно изучить все знаки, расположенные на дороге, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо запретов. Среди таких знаков выделяют:
- Нельзя поворачивать налево, но допустимо выполнить осторожный разворот вдоль правой стороны – 3.18.2.
- Указание, в каком именно направлении разрешено движение, могут запрещать повороты или разворот – 1-12,14.
- Демонстрирует, что открыт лишь путь направо, поэтому при повороте в другом направлении попадёшь на встречку – 7.
- Подтверждают наличие полосы, специально предназначенной для маршрутного транспорта – 11-5.14.
- Выделяют отдельные зоны, где специально допускается повторять абсолютно любые манёвры – 3.1-2.
Тщательно изучив часто встречаемые правила и знаки, с помощью которых разрешено и запрещено поворачивать налево, любой автолюбитель сумеет осуществлять данный процесс максимально быстро и безопасно.
Разрешающие и запрещающие знаки
Разворот и движение задним ходом запрещено на следующих участках дороги даже при отсутствии знаков:
-
пешеходный переход;
-
железнодорожные переезды;
-
тоннели;
-
мосты, путепроводы, эстакады;
-
остановки общественного транспорта;
-
на участках дороги, обозначенных знаком “Автомагистраль”;
-
на участках дороги со сплошной линией;
-
на участка дороги, где видимость не превышает 100 метров;
-
перекрестки (касается разворота с движением задним ходом).
Помеха с правой стороны
Даже если вы не водитель, наверняка слышали выражение «помеха справа» — что же это за термин? Однако данное определение не содержится в действующих ПДД. Данный факт объясняется тем, что это условная фраза, поясняющая следующее — не везде есть регулировщик, светофор или дорожные знаки. Если они отсутствуют, порядок проезда не регулируемого перекрестка определяется самими участниками движения. Водители пропускают вперед автомобиль, представляющий собой помеху при движении с правой стороны. Только пропустив данную машину, возможно ехать дальше. Говоря простым языком, если вы на перекрестке равнозначных дорог, посмотрите направо и, если там транспортное средство, обязательно дайте ему проехать первым.
Данное правило не используется при пересечении на равнозначном перекрестке следующих участников движения:
- пешехода и автомобиля;
- трамвая и иного транспортного средства, не использующего рельсы.
Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам
Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.
Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.
Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.
Одновременный поворот налево на перекрестке
Когда два автомобиля, едущих навстречу друг другу на перекрестке одновременно поворачивают налево, то они оказываются в ситуации встречного разъезда (одновременного поворота налево) на перекрестке.
Такая ситуация возникает в следующих случаях:
Перед автомобилистами возникает вопрос: какими бортами разъехаться между собой на перекрестке при одновременном повороте налево, левыми или правыми?
Есть смысл понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.
При одновременном повороте налево на перекрестке оба водителя между собой оказываются в равных правах: ПДД обязывают обоих уступить дорогу своим встречным ТС. В то же время, по отношению друг к другу они оба являются взаимно встречными.
ПДД не дают ответ на вопрос, какими бортами им разъехаться между собой, и кто из них имеет преимущество перед другим.
Но существует одно неписаное правило — водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках — левыми бортами.
Следует учитывать, что наказания за ДТП при развороте налево вне перекрестка и на нем отличаются. В данном вопросе все зависит от тяжести происшествия, наличия пострадавших и характера совершенного водителем нарушения. При разборе аварии зачастую обнаруживается, что ПДД не соблюдалось обеими сторонами. Однако ответственность в любом случае понесет один из автомобилистов.
Важно знать! При ДТП без пострадавших виновнику грозит административный штраф. Если водитель был задержан за рулем пьяным, его могут лишить прав. Также его обязывают возместить материальный ущерб потерпевшей стороне. Если в результате ДТП другие участники движения получили тяжелые телесные повреждения, против виновника могут возбудить уголовное дело. В случаях с летальными последствиями суд назначит наказание в виде ограничения либо лишения свободы.
Несоблюдение правил движения. В том числе и некорректное выполнение левого поворота, является административным правонарушением и наказывается в соответствии с действующим в РФ Административным Кодексом (КоАП). Правонарушениям, связанным с движением автомобильного транспорта, отводится глава 12 данного документа.
За неправильное выполнение маневра «левый поворот» водитель может быть наказан:
Штрафом в размере 1 000 рублей (статья 12.12) | за выполнение маневра на запрещающий сигнал светофора (жест регулировщика). Если указанное правонарушение выявляется повторно, то в качестве наказания могут применяться штраф в 5 000 рублей или лишение прав на управление автомототранспортными средствами сроком на 4 – 6 месяцев. |
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 1) | за выезд на перекресток для совершения левого поворота, на котором образовался затор |
Штрафом в 1 000 рублей (статья 12.13 часть 2) | за не предоставление преимущества в движении автотранспорту, имеющему такие преимущества |
Штрафом в 500 рублей (статья 12.14 часть 1) | за выполнение левого поворота без предварительного включения соответствующего указателя или подачи сигнала руками |
Штрафом 500 рублей (статья 12.14 часть 1.1) | за занятие неправильного положения на проезжей части перед совершением маневра |
Штрафом в 1 500 рублей или лишением водительских прав на 4 – 6 месяцев (статья 12.15 часть 4) | за выезд на полосу встречного движения при выполнении левого поворота. При выявлении повторного аналогичного правонарушения наказание может быть увеличено до штрафа в 5 000 рублей (если нарушение зафиксировано камерами слежения) и лишением прав до 1 года (статья 12.15 часть 5) |
Штрафом в 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.16 часть 2) | при выполнении поворота налево в нарушении правил, установленных дорожными знаками или нанесенной разметкой |
Таким образом, во избежание аварийных ситуаций, способных причинить вред не только транспортному средству, но и здоровью водителей, пассажиров и пешеходов, а так же для исключения возможности совершения административного правонарушения и несения соответствующего наказания правила движения, в том числе касаемые выполнения левого поворота, требуется строго соблюдать.
Какие произошли изменения в ПДД для велосипедистов в 2021 году, объясняется в статье: ПДД для велосипедистов. Про движение задним ходом по тротуару по ПДД смотрите на странице.
Про знаки стоянки и остановки в ПДД узнайте из этой информации.
Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка, водитель должен:
- Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
- Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
- Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
- Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.
Самые распространенные ошибки, совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:
- Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
- В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
- Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.
Санкции за нарушения во время маневра предусмотрены ст.. 12.15 – 12.18 КоАП.
Нарушение | Штраф, руб., ст. КоАП |
Остановка на рельсах | 2000 – 4 000, ст.12.18 |
Помехи для попутного рельсового ТС | 600, ст.12.18 |
Нарушения разметки | 600 – 1500, ст. 12.17 |
«Встречка» | 6 000 или лишение прав на 4-6 мес., повторно – на 1 год; С объездом помехи – 1200 – 1600. ст. 12.15 |
Как не создать аварийную ситуацию
Выполнить сложный левый поворот, не создавая угрозы на дороге, можно, если:
- удостовериться, что его не помешает завершить пешеход, внезапно выскочивший из-за едущей впереди машины;
- подождать, когда следующий первым автомобиль включил правый световой сигнал, чтобы он начал выполнять действие;
- не спешить, когда впереди идущая машина уже сворачивает влево, вслед за ней, нужно дать время закончить маневр;
- не выполнять параллельный поворот с идущим рядом по многополосной дороге авто, безопаснее уступить;
- на светофоре при завершении маневра следить за зеленым сигналом, так как он может начать мигать, а идущая по встречной прямо машина – ускориться и врезаться в бок.
Правила проезда Т-образного перекрестка
В заключение стоит отметить, что любой велосипедист должен самостоятельно нести ответственность за свои действия. Чтобы не попасть в ДТП и не создавать помеху другим транспортным средствам, велосипедистам запрещено при повороте налево выезжать на встречку.
Т-образное пересечение полос считается неравнозначным в том случае, если перед ним установлен знак. Перекресток с таким знаком обязательно имеет главную и второстепенную дорогу. Любой водитель знает, что автомобили, которые передвигаются по второстепенной дороге, обязаны предоставить преимущество тем участникам движения, которые движутся по главному направлению. Как и в случае с равнозначным перекрестком, водители, которые выбирают поворот налево, в обязательном порядке должны предоставить приоритет всем транспортным средствам, которые едут по встречной полосе прямо.
Проезд Y-образного р в мнения и опыт
1) Поворот только направо (хитрые правила говорят поворачивать с крайней полосы раз, с поворотником два) 2) За перекрёстком незамедлительно ЖД переезд (остановка на путях карается жутким образом) 3) За ЖД переездом спуск, на спуске поворот, до поворота знак «обгон запрещен» около поворота места на 3 машины и поворачивающие мешают.
Сегодня зарубился в несогласии с «гибЫдЫдешником».А суть вот в чем.Ехал по главной дороге к ней справа примыкает второстепенная при этом образуя этот самый пресловутый Y-образный перекресток а слева в 50 метрах до этого перекрестка перпендикулярно к главной примыкает еще одна второстепенка.Ну и я чувствуя себя законопослушным гражданином считая что не нарушая ПДД еду по главной которая на перекрестке под углом 45 градусов уходит налево при этом не включая поворотник дабы не вводить других участников дорожного движения (ну типа то что я не хочу ни развернутся в обратном направлении,ни повернуть на ту второстепенку что за 50 метров ранее)И тут этот мламлей вылетает из ДПС-ки и тормозит меня ,навязывая то что я нарушил пункт 8,1 и неправильно пользовался поворотником(точнее не пользовался)Я в отказ и в четверг поеду на разбор.Выши мнения господа
Поворот налево с путей попутного направления
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
Что касается левого поворота с обязательным перестроением, то нередки ситуации, когда заняв это положение, водитель не успевает завершить начатый маневр из-за непрерывающегося встречного потока, тогда как сзади него уже подпирает рельсовое ТС.
По правилам ПДД (пункт 64.3), водитель должен будет уступить место трамваю, вернувшись на исходную позицию. Однако как показывает практика, отыграть все назад в плотном потоке будет крайне сложно, особенно если учесть, что речь идет о перекрестной зоне.
Определяем, на какой дороге находимся
При проезде перекрестков водителю крайне важно знать, на главном или второстепенном пути он находится. Однако бывает так, что никаких знаков по этому вопросу вроде бы нет. В таком случае нужно сбавить скорость и осмотреться: иногда знаки приоритета дублируются слева или подвешиваются над проезжей частью, и заметить их сразу невозможно. Если они найдены с какой-либо стороны, то в дальнейшем нужно учитывать их предписания или запреты.
Что делать, если знаки все-таки не удалось обнаружить? Разумеется, в первую очередь предельно снизить скорость и подъехать почти «впритык» к пересечению проезжей части. И снова поискать дорожные знаки. При их обнаружении следует действовать быстро, иначе можно создать помеху. Когда никаких предупреждений нет – а это бывает очень редко – нужно считать, что перекресток равнозначный. А на нем, как известно, действует правило «помеха справа».