Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.

ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.

Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.

Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и об итогах ее хозяйственной деятельности, составляемая на базе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях денежных средств, а еще другие приложения (пояснения), которые составляются в текстовой либо табличной форме (т. е. в виде пояснительной записки).

С 1 января 2013 г. пояснительная записка также не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчётности. Но организация вправе представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности, если исполнительный орган считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений.

Чтобы составить годовую отчетность предприятию нужно проделать много работы и провести ряд мероприятий: провести инвентаризацию; выровнять остатки по счетам; провести, если нужно аудиторскую проверку; рассчитать все расходы; рассчитать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; реформировать баланс; подготовить расчетные показатели для того, чтобы заполнить основные формы отчетности и утвердить годовой отчет; написать пояснительную записку к балансу; подготовить приказ об учетной политике; открыть счета, с которых начнется новый учет.

С 2013 года бухгалтерскую отчетность надо сдавать раз в год.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность теперь составляется, если это предусмотрено договорами, учредительными документами, решениями собственника экономического субъекта, а не только законодательством РФ, как было раньше.

ООО «Еврострой» является молодой, динамично развивающейся компанией.

ООО «Еврострой» ведет бухгалтерский учет в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» и другими нормативными документами, инструкциями и положениями по бухгалтерскому учету. Во время начисляются и оплачиваются налоги и взносы. Первичные документы оформляются правильно и в положенные сроки.

ООО «Еврострой» составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность для внутреннего использования и принятия управленческих решений.

В промежуточную бухгалтерскую отчетность входит: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Бухгалтерский баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.

Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии.

Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета.

Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards).

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Читайте также:  Платят ли деньги за орден ленина

Главная цель, которая достигается при внедрении этой нормы в жизнь – это единство и целостность системы бухгалтерского учёта в стране. Это позволяет не только в точности сопоставлять данные, поданные предприятиями, но и сравнить их с другими показателями.

Работа бухгалтера состоит в учёте, отражении и обработке всех возможных составляющих предприятия и перевод их в денежный эквивалент. Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности является одним из основных критериев государственного влияния и контроля над совершением учёта в стране. Подобная оценка имущества и активов позволяет реально в каждый период его существования адекватно оценить стоимость организации или фирмы, изучить её потенциал и будущие возможности, подсчитать вероятную прибыль или убытки.

Бухгалтерские стандарты с 2021

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

  • незавершённое производство (НЗП);
  • недвижимость для продажи;
  • интеллектуальную собственность для продажи.

Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».

Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».

Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).

Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».

Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:

  • В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
  • Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
  • Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
  • Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.

Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.

Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.

Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Что такое федеральный стандарты и для чего они нужны

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться, в том числе, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время федеральными стандартами признаются положения по бухучету (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 26 июля 2021 № ИС-учет-8). Субъекты малого предпринимательства, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 8/2010 и ПБУ 11/2008. А вот, например, малые предприятия с обязательным аудитом не вправе вести бухучет по упрощенной форме, а значит, обязаны применять эти ПБУ (ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ);

Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.

Разумеется, типы документов на рассмотрение предоставляет государство. Но принятая однажды руководством учётная политика должна быть закреплена документально и проводиться постоянно и последовательно, смена формата документов отчётности после этого недопустима.

Ответственность за выбор учётности для организации, системное проведение бухгалтерского учёта, за его своевременную подачу, за соблюдение законодательства РФ при проведении любых хозяйственных операций несут руководители фирм и предприятий.

Они могут для этого завести штат сотрудников для проведения бухгалтерской отчётности или вести её сами – это не имеет значения. Важна только её правильность, законность и своевременность.

Читайте также:  Как вернуть очки в оптику или магазин

Государство предпочитает, чтобы действующие отечественные предприятия совершали процесс бухгалтерской учётности по стандарту, определённому в начале своей работы. Если же возникла срочная необходимость в её смене, здесь спасением могут стать только те основания, которые заранее были предусмотрены законодательством. Других вариантов для решения данной ситуации не существует.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

1/2008

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

2/2008

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

3/2006

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

5/01

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

6/01

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

7/98

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

8/2010

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

9/99

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

10/99

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

11/2008

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

12/2010

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

13/2000

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

14/2007

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

15/2008

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

16/02

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

17/02

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

18/02

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

19/02

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

20/03

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

21/2008

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

22/2010

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

23/2011

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

24/2011

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться, в том числе, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время федеральными стандартами признаются положения по бухучету (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 26 июля 2021 № ИС-учет-8). Субъекты малого предпринимательства, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 8/2010 и ПБУ 11/2008. А вот, например, малые предприятия с обязательным аудитом не вправе вести бухучет по упрощенной форме, а значит, обязаны применять эти ПБУ (ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ);

Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

  • Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
  • Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
  • Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
  • Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
  • Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2021, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
Читайте также:  Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ: кто и как может их оформить

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.

ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.

Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.

Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.

В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.

Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, несколько отчетов о наиболее важных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, ряд налоговых деклараций, пояснительную записку и (в ряде случаев) аудиторское заключение о достоверности представляемых данных.

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества предприятия на определенную дату. В соответствии с ГК РФ имуществом называются вещи, являющиеся объектами гражданских прав: основные и оборотные средства, нематериальные и прочие активы, денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги, права требования к третьим лицам (дебиторские задолженности), иные вещи и вещные права, имеющие денежную оценку.

Может характеризовать итоги деятельности предприятия в целом и потому являться общей, а может раскрывать лишь отдельные стороны этой деятельности (например, характеризовать материально-техническое снабжение и т.п.), а потому рассматриваться как специализированная.

Проект стандарта «Запасы»

Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.

Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.

Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.

Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.

При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.

Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.

Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *