Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого указывать в качестве грузоотправителя в новой транспортной накладной?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.
Что такое электронная транспортная накладная
Электронная транспортная накладная — аналог бумажной версии документа. Она выполняет те же функции — подтверждает расходы на доставку груза.
Форма утверждена в приложении № 4 постановления правительства № 2200 от 21 декабря 2020.
В электронный формат также переводят заказ наряд и сопроводительную ведомость. В планах — ввести электронные путевые листы.
ЭТрН состоит из четырех обязательных файлов обмена. Их также называют титулами или разделами:
- Погрузка. Часть с данными о сторонах перевозки, условиями договора, сведениями о водителе, грузе и сопроводительных документах подписывает грузоотправитель. А часть о состоянии груза на его приеме к перевозке — перевозчик.
- Выгрузка. Файл с данными о приеме товара от перевозчика и состоянии груза подписывает грузополучатель, а данные о сдаче — перевозчик.
Новая и старая форма форма: как используют транспортные компании грузовладельцы
Кто-то из грузоотправителей уже внедрил новые требования к оформлению документов, а кто-то все еще заполняет старую форму.
Главное: что нужно обязательно заполнять в транспортной накладной чтобы снизить налоговые риски:
- дата составления транспортной накладной;
- наименования грузоотправителя, грузополучателя (при необходимости и клиента — заказчика перевозки) и перевозчика в разделах 1, 2, 1а, 10 транспортной накладной;
- размер провозной платы в разделе 1;
- наименования должностей, подписи и расшифровки подписей в разделах 1а (при необходимости), 6, 7, 15, 16.
Кто составляет транспортную накладную?
Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
…
23. Оформление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
До 1 марта 2022 года в Постановлении Правительства было прямо указано, что по умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).
В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).
С 1 марта 2022 года подобных указаний в нормативном документе нет, то есть транспортная накладная может быть составлена любым участником перевозки.
Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.
28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 8 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест и (или) информирует об отказе принять груз с обоснованием причин (при наличии). Перевозчик (водитель) вносит оговорки и замечания (при наличии) о дате и времени прибытия или убытия, о состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования, о массе груза и количестве грузовых мест.
Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносят данные и водитель, и грузополучатель.
Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
…
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.
Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.
Подписание электронной транспортной накладной
Транспортную накладную подписывают три субъекта (пп. 4 п. 3 Постановления Правительства от 30.11.2021 г. № 2116):
- грузоотправитель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения);
- перевозчик (водитель);
- грузополучатель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения).
Если имеется договор транспортной экспедиции, то от лица грузополучателя электронную транспортную накладную подписывают:
- экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
- заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.
Тип владения транспортным средством
В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.
С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное. Почему?
В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.
По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.
Как грузоотправители будут указывать тип владения транспортным средством, если оно не принадлежит экспедитору на правах собственности, аренды или лизинга?
Скорее всего они будут оставлять этот раздел пустым или ставить прочерки — как раньше оставляли незаполненным раздел «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы».
Общие правила заполнения накладной
Для начала разберём общее оформление транспортной накладной и пример заполнения для всех участников сделки:
- В документе важно заполнить следующие данные:
- информация о грузоотправителе, перевозчике и получателе;
- дата отправки груза;
- стоимость перевозки груза.
Транспортная накладная
Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).
Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).
Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется
Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).
Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.
Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.
Услуги сторонних организаций по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. При этом существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции. От выбора категории зависит ведение бухгалтерского и налогового учета у экспедитора
29.05.2015Автор: Дарья Батова, эксперт по финансовому законодательству
Нормативное регулирование отношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, осуществляется Гражданским кодексом (гл. 41 ГК РФ), Федеральным законом (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ)) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила)).
По договору транспортной экспедиции одна сторона, которой является экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента, являющегося грузоотправителем или грузополучателем) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Основными условиями договора транспортной экспедиции является перевозка груза. При этом экспедитор может сам перевозить товары, но чаще всего для этих целей он привлекает стороннюю организацию.
Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные и дополнительные.
Основные услуги по договору транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой груза. К ним относятся:
- организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта и по выбранному маршруту;
- заключение договоров перевозки от имени клиента или экспедитора;
- обеспечение отправки и получения груза и т.д.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, непосредственно связанных с доставкой грузов (п. 1 ст. 801 ГК РФ):
- получение необходимых для экспорта или импорта документов;
- выполнение таможенных и иных формальностей;
- проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
- хранение груза и его получение в пункте назначения.
Двойственная правовая природа договора транспортной экспедиции
Существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции.
Анализируя нормы гражданского законодательства, можно прийти к выводу, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. Доказательством данной точки зрения являются обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг (ст. 801 ГК РФ).
В судебной же практике также нет единого мнения по поводу природы договора транспортной экспедиции. Одни суды считают, что договор на транспортно-экспедиционное обслуживание не является посредническим и признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (пост. Восемнадцатого ААС от 04.02.2013 № 18АП-13552/12, Десятого ААС от 03.08.2011 № 10АП-5481/11, от 30.11.2010 № 10АП-6721/10, ФАС МО от 27.11.2008 № КГ-А40/10970-08, от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07, Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98). Другие же придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что договор транспортной экспедиции является, по сути, посредническим договором (пост. Девятого ААС от 24.12.2010 № 09АП-30921/2010).
В то же время чиновники, разъясняя порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг, упоминают, что договор транспортной экспедиции, являясь самостоятельным видом договора, содержит элементы условия, аналогичные посредническому договору (письма Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161, от 01.11.2012 № 03-07-09/148, от 21.09.2012 № 03-07-09/132, от 17.11.2011 № 03-07-11/316).
Таким образом, считаем, что договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать признаки посреднического договора или договора о возмездном оказании услуг.
Договор транспортной экспедиции и сопутствующие документы
Договор транспортной экспедиции обязательно должен быть заключен в письменной форме. Также при необходимости клиент должен выдать экспедитору доверенность на осуществление определенных действий.
Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок их составления и формы утверждены Минтрансом России (приказ Минтранса России от 11.02.2008 № 23).
К экспедиторским документам относятся:
1. поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания услуг экспедитором клиенту в рамках договора;
2. экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором груза для перевозки последнего от клиента либо от другого грузоотправителя;
3. складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.
Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору (п. 8 Правил). При этом в поручении должны быть указаны достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и т.п.
После того как экспедитор рассмотрит поручение, он направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо отказе в согласовании услуг. Лишь только после согласования сторонами указанного поручения оно подлежит исполнению.
При приеме груза экспедитор предоставляет клиенту экспедиторскую расписку. Расписка является доказательством получения груза и наделяет экспедитора правом владения грузом до момента его передачи клиенту или иному грузополучателю по окончании перевозки.
Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора. Предположим, что в соответствии с заключенным договором транспортная организация самостоятельно осуществляет перевозку груза. Услуги по перевозке груза являются услугами по обычному виду деятельности.
Налоговый учет транспортной экспедиции
При получении груза от клиента у экспедитора не возникает налогооблагаемого дохода. Передача груза клиентом экспедитору также не является объектом налогообложения по НДС.
Бухгалтерский учет транспортной экспедиции
Определим, что при передаче груза право собственности на полученный груз к экспедитору не переходит.
Груз, полученный от клиента, организация-экспедитор должна учитывать на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по стоимости, установленной договором транспортной экспедиции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). При получении груза от клиента в учете экспедитора делается следующая проводка:
Дебет 002
— груз, полученный от клиента, принят к учету.
При передаче груза по транспортной накладной конечному грузополучателю стоимость груза списывается. При этом в учете делается запись:
Кредит 002
— груз сдан грузополучателю.
Отнесение договора транспортной экспедиции к посредническому или договору об оказании услуг оказывает непосредственное влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора.
Посреднический договор
При таком виде договора экспедитор привлекает сторонние организации для непосредственной перевозки груза. В данном случае экспедитор предъявляет клиенту разными суммами свое вознаграждение и расходы, связанные с организацией перевозки.
Налог на прибыль. Поступления от юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала или агента не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Кроме того, расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 9 ст. 270 НК РФ).
В связи с этим если договор транспортной экспедиции носит характер посреднического договора, то только вознаграждение экспедитора включается в налоговую базу по налогу на прибыль.
Что касается расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, в том числе в виде сумм, уплачиваемых сторонним организациям, то они подлежат возмещению клиентом и не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2, 3 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, письма Минфина России от 24.05.2012 № 03-03-06/1/270, от 30.01.2012 № 03-11-06/2/13, от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 01.12.2009 № 03-11-06/2/252, от 30.03.2005 № 03-04-11/69).
НДС. Организации при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения при исполнении договора (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Несмотря на то что договор транспортной экспедиции не перечислен в указанной статье, чиновники сочли возможным применение положений статьи 156 Налогового кодекса к договору экспедиции. Свой вывод они основывают на сходстве перечисленных выше договоров (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 30.03.2005 № 03-04-11/69, от 21.06.2004 № 03-03-11/103).
После оказания услуг, предусмотренных договором (день передачи груза грузополучателю), экспедитор на сумму вознаграждения должен исчислить НДС и в течение пяти календарных дней выставить клиенту счет-фактуру (подп. 1 п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ).
Вместе с тем суммы, уплаченные экспедитором другим организациям для перевозки груза, не включаются в налоговую базу по НДС. Соответственно, оснований применения налогового вычета по данным суммам также не имеется.
Обратите внимание: если договором транспортной экспедиции предусмотрен авансовый порядок расчетов, то на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящего оказания услуг в рамках договора, необходимо начислить НДС в части платежей, соответствующих размеру вознаграждения (письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103). Аналогичная позиция представлена и в судебной практике (пост. ФАС СКО от 05.02.2013 № Ф08-8177/12, от 18.10.2010 по делу № А32-43596/2009-46/716, Пятнадцатого ААС от 21.10.2011 № 15АП-7867/11).
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации-экспедитора при осуществлении расчетов с клиентом и сторонними организациями (перевозчиками) делаются следующие записи:
Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)
— получено вознаграждение от клиента;
Дебет 62 субсчет «НДС с авансов» Кредит 68 субсчет «НДС»
— начислен НДС с аванса;
Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 90-1
— отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «НДС»
— начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— списана себестоимость оказанных услуг;
Дебет 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом») Кредит 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
— сторонней транспортной компанией оказаны услуги по перевозке груза;
Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет «Расчеты с клиентом»)
— экспедитору компенсируются расходы по перевозке;
Дебет 76 Кредит 51
— оплачены услуги организации-перевозчика.
Документы. В случае если договором транспортной экспедиции предусмотрено вознаграждение экспедитору, а также обязанность клиента возместить расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, то экспедитору необходимо составить отчет и представить его клиенту. К такому выводу пришли налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797).
В качестве документов, которые подтверждают уплату соответствующих сумм, могут выступать:
- отчет экспедитора — суммы вознаграждения;
- складские документы, транспортные накладные, акты выполненных работ — суммы оплаты услуг сторонних организаций по перемещению груза.
К отчету также прилагаются оправдательные документы, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета (товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами, копии платежных документов, счет-фактура экспедитора на сумму своего вознаграждения и на сумму возмещаемых расходов).
ПРИМЕР
ООО «Экспедитор» заключило договор транспортной экспедиции с ООО «Клиент» на организацию перевозки товаров на сумму 500 000 руб. Условиями договора установлено право экспедитора привлекать сторонние компании к организации перевозки груза. Вознаграждение компании по договору транспортной экспедиции составляет 29 500 руб. По договору предусмотрено перечисление вознаграждения авансом. ООО «Экспедитор» заключило от своего имени договор с ООО «Перевозчик» на железнодорожную перевозку груза. Стоимость услуг транспортной компании равна 88 500 руб. Собственные расходы экспедитора, связанные с оказанием услуг по договору, составили 12 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Экспедитор» делаются записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы»
— 29 500 руб. — получено вознаграждение в виде аванса;
ДЕБЕТ62 субсчет «НДС с авансов» КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»
— 4500 руб. (29 500 руб. : 118% х 18%) — начислен НДС с аванса;
ДЕБЕТ 002
— 500 000 руб. — груз, полученный от клиента, принят к учету;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком»
— 88 500 руб. — стоимость услуг ООО «Перевозчик» списана за счет клиента;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом» КРЕДИТ 90-1
— 29 500 руб. — отражена выручка в виде вознаграждения;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «НДС»
— 4500 руб. — начислен НДС с выручки;
Кредит 002
— 500 000 руб. — списан груз, переданный грузополучателю;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69, 70
— 12 000 руб. — учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
— 12 000 руб. — списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы» КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»
— 29 500 руб. — сумма аванса зачтена в счет экспедиторского вознаграждения;
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 62 субсчет «НДС с авансов»
— 4500 руб. — принят к вычету НДС, исчисленный с аванса;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с клиентом»
— 88 500 руб. — получены от клиента средства для оплаты услуг перевозчика;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с перевозчиком» КРЕДИТ 51
— 88 500 руб. — оплачены услуги ООО «Перевозчик».
Прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, отражается следующим образом:
ДЕБЕТ 90-9 Кредит 99
— 13 000 руб. (29 500 — 4500 — 12 000) — отражен финансовый результат.
Договор на оказание услуг
Как отмечалось выше, экспедитор может самостоятельно выполнять обязанности перевозчика. В этом случае договор транспортной экспедиции несет в себе признаки договора возмездного оказания услуг. Такой вид договора применяется к транспортной экспедиции и в том случае, если экспедитор все-таки привлекает третьих лиц к перевозке, но не хочет, чтобы клиент знал об этом.
Налоговый учет. Если транспортно-экспедиционные услуги оказываются по схеме договора возмездного оказания услуг, то цена такого договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. При таком виде договора расходы экспедитора по организации перевозки груза учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ). В случае если экспедитор привлекает к перевозке сторонних лиц, то выплаты перевозчику, не компенсируемые клиентом, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 16.02.2009 № 03-03-06/1/65).
Налоговой базой по НДС является общая стоимость предоставленных услуг (ст. 154 НК РФ).
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете организации при отражении упомянутой операции осуществляются следующие записи:
ДЕБЕТ 002
— груз, полученный от клиента, принят к учету;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
— поступили денежные средства по договору транспортной экспедиции;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»
— начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 69, 70
— учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
— списана себестоимость оказанных услуг;
КРЕДИТ 002
— списан груз, переданный грузополучателю.
Документы. В случае если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по перевозке груза, то все произведенные расходы должны быть документально подтверждены. Таким образом, экспедитор предъявляет клиенту следующие документы:
1) товарно-транспортные документы:
- товарно-транспортная накладная (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272),
- путевой лист (формы 4С, 4П) (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);
Новый бланк транспортной накладной
Изменения в составе транспортной накладной:
- Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
- Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.
В разделе 12 нужно указать:
- стоимость услуг перевозки без налога
- ставку и сумму налога, выставленного покупателю
- стоимость услуг перевозки с учётом налога
- сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.
Важно: все строки ТН обязательны для заполнения. Исключение составляют случаи, когда в бланке есть соответствующая отметка «(при необходимости)».
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
С 1 января применяется новая форма транспортной накладной
Скачать бланк
Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.
В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.
Доработка новой Транспортной накладной (с 01.03.2022 г.) при помощи расширения
-
Стоимость перевозки с налогом теперь указывать не нужно. Если потребуется ее рассчитать, можно использовать данные о налоговой ставке и стоимости перевозки без налога — эти поля остались
-
Теперь можно указать сведения о перевозчике: коды ОКПО, структурное подразделение, наименование и банковские реквизиты.
-
В реквизитах сторон документа для иностранного юридического лица теперь нужно указать его идентификатор, для физического лица — данные документа, удостоверяющего личность.
С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.
Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.
Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.
Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.
Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.
До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?
Товарно-транспортная накладная (ТТН):
- Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
- Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
- Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>
Транспортная накладная (ТН):
- Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
- Подтверждает правомерность перевозки.
- Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
- Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
- Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
- Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
- Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
- Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
- Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
- Подтверждает расходы на автоперевозку.
- Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
- Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.
В 2022 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
- Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
- Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
- В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
- Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
- При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
- Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
- В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
- Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.