Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды (формы) некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Порядок оформления субсидий НКО
Для получения государственной поддержки в виде субсидии, руководству НКО в 2023 году, необходимо действовать в следующем порядке:
- обеспечить соответствие некоммерческой организации условиям, поставленными перед участниками программ субсидирования, путем своевременной уплаты налогов, приведения в порядок уставной документации и т.д.;
- из средств массовой информации, или путем обращения в местный муниципалитет, получить информацию о проводимых конкурсах по предоставлению субсидий для НКО в 2023 году;
- собрать необходимый комплект бумаг, составить заявление и подать документы с сопроводительным письмом организаторам отбора;
- в назначенный день принять участие в конкурсе;
- при принятии положительного решения на выделение субсидии некоммерческой организации, заключить соответствующее соглашение о получении помощи;
- в завершение средства будут переведены на счет получателя, согласно условиям заключенного договора.
Некоммерческой организации в 2023 году для получения субсидий, важно обеспечить соответствие направлений осуществляемой деятельности, социально значимым ориентирам, и исключить наличие задолженности по выплате налогов и сборов.
Комплект подаваемых документов, для рассмотрения заявки о предоставлении помощи от государства, должен быть достаточен и соответствовать установленному списку. При ожидании результата выбора претендентов на получение субсидии, следует быть готовым к тому, что победа останется за НКО с более высоким местом в рейтинге.
Претенденту-НКО на получение субсидий в 2023 году, важно учитывать сроки подачи документов и необходимость выполнения условий заключенного соглашения, в случае принятия положительного решения по поданному запросу. Если контролирующий орган выявит отклонения от условий договора, средства придется вернуть в установленном порядке.
Виды и сроки регистрации НКО в Москве под ключ (актуально на 12.01.23):
Вид услуги | Срок |
---|---|
Регистрация в Минюсте общественных объединений | 30 рабочих дней |
Регистрация в Минюсте иных НКО (союзов, фондов, кооперативов, учреждений, партнерств, товариществ и пр.) | 14 рабочих дней |
Регистрация НКО в ИФНС | 2 недели |
Регистрация потребительских кооперативов и ТСН в налоговых органах | 7 рабочих дней |
Общий срок регистрации НКО в Москве под ключ | 1,5–2 месяца |
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).
Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).
С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.
Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).
Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.
Автономная некоммерческая организация
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Автономные некоммерческие организации (далее — АНО) могут учреждаться как физическими, так и юридическими лицами. Их учредителями могут быть даже публичные образования (п. 1 ст. 63 ФЗ об общих принципах местного самоуправления), в том числе Российская Федерация. Число учредителей законом не определено, так что автономная некоммерческая организация может быть иметь и единственного учредителя. Нет ограничений на число учредителей даже для публичных образований. Одна автономная некоммерческая организация может быть учреждена несколькими публичными образованиями с соблюдением установленного порядка межбюджетных отношений, что обычно считается недопустимым ни для унитарных предприятий, ни для публичных учреждений. Там действует принцип: одна организация (предприятий или учреждение) — один публичный учредитель. Таким образом, форма автономной некоммерческой организации кажется удобной для реализации некоторых социальных проектов на коммерческой основе путем объединения средств бюджетов разного уровня и оказания платных услуг, доходы от которых компенсируют затраты. Удобна она и для частных учредителей тем, что, с одной стороны, выводит их изпод ответственности по обязательствам автономной некоммерческой организации, а с другой — позволяет контролировать действия автономной некоммерческой организации так же, как действия учреждения, за исключением права изъятия и перераспределения имущества.
Участие в учреждении автономной некоммерческой организации не порождает прав членства. Этим автономная некоммерческая организация отличается от некоммерческого партнерства, хотя так же, как и НП, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью.
Конечно, предпринимательская деятельность автономной некоммерческой организации по смыслу закона не может быть основной. Она создается для оказания различных услуг «нехозяйственного характера»: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и других. В форме автономной некоммерческой организации действуют некоторые СМИ («Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», «ТВ-Новости» и др.), Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, образовательные и культурно-просветительные организации.
Исходя из сказанного правоспособность автономной некоммерческой организации может быть только специальной: она вправе приобретать права и создавать обязанности, соответствующие предмету и целям своей деятельности. Тем не менее закон, как и в случае с некоммерческим партнерством, дает общее разрешение любой организации в форме автономной некоммерческой организации на занятие предпринимательской деятельностью: автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация (п. 2 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях).
Поскольку учредителям, несмотря на отсутствие у них прав членства, закон предоставляет право надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (п. 3 ст. 10 ФЗ о некоммерческих организациях), данная форма кажется похожей на организационно-правовую форму учреждения, деятельность которого также контролируется учредителем, не имеющим прав членства. Вот только учреждение, по общему правилу, заниматься предпринимательской деятельностью не должно и собственником имущества не является. Здесь же собственник в своих действиях оказывается юридически подконтролен лицам, собственниками не являющимся, вследствие чего право собственности его не является полным, зависящим исключительно от его воли и осуществляемом в его интересе.
Формы учредительского надзора законом нерегламентированы, и, следовательно, их выбор оставлен на полное усмотрение учредителей. Это может быть и создание специального контрольного органа по типу попечительского совета в фонде или наблюдательного совета, ревизионной комиссии, установление форм отчетности, в том числе и публичной, а также путем непосредственного участия в управлении автономной некоммерческой организацией. Порядок осуществления контроля также должен быть определен учредителями в учредительных документах организации.
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, но учредители могут по желанию заключить между собой учредительный договор, также считающийся в этом случае учредительным документом (п. 1 ст. 14 ФЗ о некоммерческих организациях).
В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В состав этого органа входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, однако, не должны составлять более одной трети общего числа членов этого органа. Закон не уточняет наименование такого органа, но обычно его именуют либо попечительским, либо наблюдательным советом.
Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом (президентом, управляющим, директором). Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяются учредительными документами автономной некоммерческой организации.
Автономная некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, так как здесь вообще нельзя ставить вопрос об ответственности каких-то участников (учредителей). Однако поскольку учредители автономной некоммерческой организации должны относиться к лицам, определяющим решения юридического лица, постольку допустимо ставить вопрос об их дополнительной ответственности в случае доведения автономной некоммерческой организации до банкротства. В остальном учредители не отвечают по обязательствам автономной некоммерческой организации.
По решению высшего органа автономной некоммерческой организации может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но только не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Закон допускает возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).
Выбор вида НКО, постановка целей
Для создания НКО формируется инициативная группа. Нужно определиться, организация какого типа будет регистрироваться. Первостепенную роль в выборе играют поставленные задачи. Они бывают двух видов:
- Внутренние — НКО создается в интересах ее членов, для их нужд и решения проблем (НП).
- Внешние — деятельность ведется в интересах граждан, не являющихся участниками НКО (фонд, АНО).
Например, теннисный клуб, предоставляющий своим участникам теннисный корт и возможность бесплатно поиграть — внутренние цели, если при данной НКО будет организована школа юных теннисистов — внешние. При определении характера работы нужно учитывать существующие в данный момент интересы членов объединения и возможные перспективы.
Важным при выборе ОПФ является количество учредителей, возможность принятия новых членов, имущественные права участников.
Определиться с видом ОПФ создаваемой организации поможет таблица:
Форма НКО | Цели | Право управления | Имущественные права | Ответственность | |||
Внутренние | Внешние | Есть | Нет | Есть | Нет | Есть | Нет |
Общественные | + | + | + | + | + | ||
Фонды | + | + | + | + | |||
Учреждения | + | + | + | + | + | ||
Ассоциации | + | + | + | + | + | ||
НП | + | + | + | + | |||
АНО | + | + | + | + |
Благотворительные фонды
Некоммерческая организация благотворительного направления может называться фондом или учреждением. Деятельность подобной НКО жестко контролируется. К этому виду организации используют особенные требования. Зато благотворительный фонд имеет право рассчитывать на налоговые льготы от правительства.
Под благотворительностью подразумевается любая бескорыстная деятельность в отношении физических и юридических лиц. Коллегиальный высший орган, осуществляющий наблюдение за деятельностью организации, выполняет обязанности безвозмездно.
На имущество благотворительных организаций накладывается ряд ограничений:
- пожертвования не должны быть затрачены на поддержку политических партий, движений
- от каждой суммы должно быть потрачено более 80% на основную цель в срок не более одного года с момента перечисления средств от пожертвовавшего лица, но условия могут быть изменены при обоюдном согласии сторон
- оплата административно-управленческих действий не должна превышать 20% от общей суммы затрат за год
- на финансирование программ должно затрачиваться более 80% от общей суммы поступивших средств из любых источников
- запрещается продажа и покупка товаров, услуг или работы, предоставляемой организацией, ее учредителями на более выгодных условиях, в сравнении со стоимостью для остальных лиц
- все финансовые операции не попадают под понятие коммерческой тайны, открываются для общественности
Что нужно, чтобы учредить НКО
Нужные документы и правильный выбор, который можно сделать, решив для себя несколько вопросов:
- Выбрать область, в которой вы будете некоммерчески действовать, какие цели будут стоять перед компанией и какими способами они будут достигаться.
- После решения первых вопросов, выбор формы для вашей НКО не станет проблемой, но его нужно будет сделать.
- Сначала потребуется паспорт учредителя. А в некоторых случаях (в зависимости от выбранной ранее формы НКО) — до трёх учредителей.
- Решить вопрос, касающийся управляющего состава. Выбрать должности и получить копии паспортов людей, которые эти должности будут занимать.
- Выбрать название НКО. Как полное, так и, при необходимости, сокращённое.
- Обеспечить возможность создания юридического адреса. Здесь два варианта. Можно предоставить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет создаваться офис НКО. Либо же адресом может послужить квартира одного из учредителей. Но только в том опять же случае, если он является владельцем квартиры.
- Потребуются также деньги на оплату государственной пошлины. На данные момент она составляет 4 тысячи рублей.
- Средства на оплату услуг нотариуса (не более 4-х тысяч рублей).
Без перечисленных выше документов и определённостей ничего не получится. Это минимум. А теперь подробнее остановимся на каждом из пунктов, потому как по многим параметрам регистрация некоммерческой структуры имеет свои ограничения.
Отличительные черты НКО от коммерческих
Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.
Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.
В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании
Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.
Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.
В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.
Некоммерческие организации в России
В нашей стране существует более тридцати видов некоммерческих организаций. Многие из них имеют похожие функции, отличаясь только названиями.
СПРАВКА! Все объединения регулируются Гражданским кодексом и федеральным законом. Также деятельность некоторых специфических НКО регулируют соответствующие законодательные акты.
Рассмотрим некоторые особенности деятельности этих организаций в России:
— налогом не облагаются получаемые иностранные гранты;
— выделяемые с 2008 года специальные президентские гранты на поддержку НКО;
— введённый с 2015 года реестр нежелательных организаций, куда может попасть любая организация (иностранная или международная), угрожающая российскому государственному строю;
— существует вышедшее в 2017 году распоряжение, которое предписывает выдачу грантов НКО, ведущих гражданскую, социально значимую деятельность.
В России некоммерческие организации являются довольно распространенным типом объединений, который включает большое количество форм. Они объединены общими целями и сборной характеристикой этих организаций. Также нужно знать, что в отношении таких организаций действуют как общие, так и специфические регуляционные нормы.
ОКВЭД для регистрации юридических лиц и ИП.
Для регистрации юрлица или ИП нужен хотя бы один код вида экономической деятельности. Это обязательный элемент заявления о государственной регистрации:
- Юридические лица заполняют заявление по форме Р11001, коды ОКВЭД указываются на листе «Ж» заявления,
- Для регистрации предпринимателя заполняют заявление Р21001, под коды ОКВЭД выделен лист «А» данного заявления.
Если в заявлении не указано ни одного кода, налоговики откажут в регистрации юрлица или ИП. Если в бланке указано более одного кода, первый будет считаться основным, остальные коды будут считаться дополнительными. В выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП коды будут идти в таком порядке, каком их указали в заявлении о государственной регистрации.
Важный момент: в заявлениях Р11001 и Р21001 коды ОКВЭД должны состоять не менее чем из четырех символов. Например, компания собирается открыть кондитерский магазин. В заявлении о регистрации можно указать любой из кодов:
- Код 47.24. Расшифровка — Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах;
- Код 47.24.2. Расшифровка -Торговля розничная кондитерскими изделиями в специализированных магазинах;
- Код 47.24.22. Расшифровка -Торговля розничная кондитерскими изделиями, включая шоколад, в специализированных магазинах.
Как код ОКВЭД влияет на частоту налоговых проверок.
Актуальный ОКВЭД в ЕРГЮЛ или ЕГРИП поможет снизить частоту налоговых проверок. Налоговики проводят анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности компании и сравнивают их с региональными и среднеотраслевыми значениями. Риск проверки повышается, если у компании слишком низкие показатели налоговой нагрузки. А низкая средняя зарплата может повлечь вызов на зарплатную комиссию.В помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС реализован специальный сервис, который позволяет:
- Рассчитать налоговую нагрузку и среднюю зарплату,
- Сравнить полученные результаты с контрольными значениями,
- Оценить риск проведения налоговой проверки или вызова на зарплатную комиссию.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Особенности НКО, их отличие от коммерческих организаций
НКО имеют некоторые особенности, отличающие их от коммерческих структур:
- Ограниченная правоспособность. Объединения могут функционировать только в тех направлениях, которые указаны в их учредительных документах и соответствующих законах.
- Работа в интересах общества. НКО не ставит перед собой задачу получить прибыль.
- Ведение предпринимательства. Коммерцией НКО может заниматься только в рамках достижения уставных целей. Прибыль членам не раздается.
- Большой выбор организационно-правовых форм (ОПФ). При создании НКО выбирается подходящая для конкретных задач ОПФ в соответствии с законом.
- Не признаются банкротом (кроме фондов и кооперативов). При появлении задолженности перед кредиторами суд не может объявить организацию несостоятельной. НКО может ликвидироваться, а имущество использоваться для покрытия долга.
- Финансирование. НКО получает активы от участников, а также пожертвования, добровольные вклады, гранты от государства и т. д.
Различия основных форм НКО
В таблице представлены различия основных форм НКО.
Показатель | НП | АНО | Частное учреждение | Фонд | Общественная организация | Ассоциация |
Учредители | Физические и (или) юрлица | Гражданин или юрлицо | Граждане и (или) юрлица | Не менее 3 физлиц | Любые юрлица | |
Членство | Есть | нет | Есть | |||
Предпринимательство | Разрешено | Нет | ||||
Ответственность | Нет | Есть | Нет | Есть | ||
Публикация в СМИ | Нет | Есть | Нет |