Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алексей Учитель — биография, личная жизнь и режиссерская деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В интервью знаменитый кинодеятель рассказал, как однажды подсматривал за известной балериной Ириной Колпаковой, чтобы снять лучшие кадры из ее гримерки, когда она ранее отказалась его туда пускать. Алексей помогал своему отцу Ефиму Учителю снимать кино, посвященное знаменитости, и видел, что балерина после каждого выхода на сцену была выжатой, словно лимон. Он не побоялся и напрямую обратился к Колпаковой, чтобы она разрешила им снять ее в гримерке. Но она ответила решительным отказом.
Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.
«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».
Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.
– Трудоголизм, кстати, считается если не заболеванием, то нарушением точно!
– Не знаю, трудоголизм ли у меня, но порой страдают и другие. Съёмочная группа меня обычно ненавидит и в то же время посмеивается надо мной за то, что я делаю всё возможное, чтобы во время съёмок не было перерыва на обед.
На меня зверем смотрят за это, но я, конечно, делаю вид, что ничего не замечаю. (Смеётся.) Я считаю, что прав. Как только объявлен перерыв на обед, можно считать, что съёмка на сегодня закончена. Люди теряют энергетическую волну, выпадают из той рабочей атмосферы, которая была достигнута за весь день. И потом, чтобы прийти к тому, на чём закончили, нужно потратить час-два, а то и больше. Поэтому я всех умоляю, хотя и не всегда результативно, переносить обед на конец рабочей смены. Одиннадцать часов поработали, а на двенадцатый час – обед. Вот тогда замечательно!
– Вас любой врач-гастроэнтеролог пригвоздил бы к доске позора за такую политику!
– Согласен… Я понимаю, что обед, правильное питание, режим – всё это важно. Но для меня главное в работе – результат, который увидит зритель на экране. И, если тот же обед может привести к снижению качества работы, я с ним буду бороться.
Съёмочный процесс в кинематографе отличается от театральной репетиции тем, что в этот конкретный день ты обязан получить максимально выдающийся результат. Кино – очень дорогое производство. Ты не имеешь права ошибиться, получив плохой или даже средний результат.
Алексей Учитель сейчас
В 2021 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.
Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.
Вторая картина – байопик об адвокате Федоре Плевако. На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 Генри Резник, к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.
Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы Гузель Яхиной «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли.
Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.
Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует перевести в формат сериала и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.
Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о Дмитрии Шостаковиче. Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.
Карьера Алексея Учителя
Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове.
В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.
1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон, Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.
В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке.
В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной. Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой. Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.
В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов, его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина.
Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».
В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.
5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.
Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков, Сергей Гармаш, Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.
А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина, в России встретили прохладно.
Недвижимость в Москве и Подмосковье на 120 миллионов рублей
После того, как между режиссером фильма «Матильда» Алексеем Учителем и Минкультуры возник спор о правомерности трат государственных субсидий, выделенных на съемку кинокартин, он может попасть под проверку правоохранительных органов. По данным Лайфа, силовики собираются выяснить, на что именно тратились казенные деньги. Как выяснилось, в последнее время режиссер обзавелся недвижимостью в центре Москве и в престижных районах области на общую сумму примерно в 120 миллионов рублей.
На прошлой неделе стало известно, что Минкульт отказался принимать снятую Учителем картину с рабочим названием «Сокровища Ермака», на которую ранее выделил 35 бюджетных миллионов. Выяснилось, что съемочная группа здорово отошла от первоначально согласованного сценария. В пресс-службе Министерства культуры Лайфу пояснили, что из-за нарушений авторам фильма было предложено два варианта: либо переснять картину в соответствии с утверждённым сценарием, либо вернуть бюджетные деньги. Киностудия выбрала первый вариант и уже начала переснимать фильм.
По данным Лайфа, силовики заинтересовались как расходовались средства на создание этой картины, и не мог ли именитый деятель искусства потратить их не на фильм, а на собственные нужды — в частности, на покупку недвижимости.
Как стало известно Лайфу, у семьи режиссера в Москве имеются две квартиры в элитных домах, а за чертой города — коттедж, 8 земельных участков, подсобки и гаражный комплекс.
– Условия съёмок бывают разные, в том числе экстремальные или почти экстремальные, как в случае с вашим фильмом «Край». Тут и заболеть немудрено… Что делать в такой ситуации?
– Не болеть!
– Просто суперрецепт!
– (Смеётся.) Ну, к сожалению, бывает всякое. Вот, например, в начале лета у меня всю съёмочную группу какой-то вирус сразил. Чуть ли не поголовно все чихали, кашляли и перезаражали друг друга. Но я во время съёмок как-то держусь. Обычно болячки у меня начинают вылезать наружу, как только заканчивается съёмочный период. По ходу съёмок же могу простыть, заболеть, как все, но всё равно заставляю себя вставать и работать. Отменяю смену в редчайших случаях – когда температура под сорок и я совсем не могу подняться с постели. Но такое было всего несколько раз за всю мою биографию.
– Вы сказали, что режиссёр обязан заряжать энергией, иначе ничего хорошего не получится. Но отдавать же всё время нельзя… Где-то нужно и подпитываться.
– Разумеется! Я черпаю энергию в окружающих меня людях – в тех, с кем работаю, общаюсь. Сейчас в картине у меня снимались такие отличные актёры, как Женя Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Гриша Добрыгин, и многие другие. Они меня очень подпитывают, дают творческий, жизненный импульс. Но это обоюдная реакция.
– Обоюдный вампиризм?
– Абсолютно точно! Но иначе никак… Обмен энергиями, перекачка психоэмоциональных состояний должны происходить обязательно. Если бы этого не происходило, я бы уже не выдержал.
В 2008 году Алексей Учитель, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье, представил на зрительский суд картину «Пленный». Военная драма сразу же вызвала широкий резонанс. Мэтр затрагивает тему войны. Его интересует вопрос о том, способны ли к диалогу враги, оказавшиеся лицом к лицу.
Сюжет фильма позаимствован из произведения «Кавказский пленный» Владимира Маканина. В центре внимания зрителей оказываются события времен кавказской войны. Чеченцы перекрывают дорогу, заставляя федералов заплатить за проезд. У двух бывалых рядовых нет денег и оружия. Они ловят пленного, намереваясь им расплатиться за проезд. Однако этот груз оказывается более опасным и ценным, чем им представлялось.
Алексей Ефимович устроил личную жизнь с Кирой Саксаганской, брак с которой длится почти 40 лет. Девушка не сразу ответила на ухаживания Учителя, который оказался старше своей избранницы на 10 лет. В 1981 г. пара поженилась.
Жена режиссера – продюсер, она родила мужу двух сыновей. Старший – Андрей, выпускник финансово-экономического вуза. Младший – Илья, пошел по стопам отца и деда, стал режиссером. Саксаганская – единственная законная супруга Алексея Ефимовича, славящегося своей любвеобильностью.
Самые продолжительные отношения на стороне у Учителя случились с Юлией Пересильд. Актриса, которая моложе режиссера на 33 года, родила ему двух детей – дочерей Анну (2009 г.р.) и Марию (2012 г.р.). Пара длительное время скрывала романтическую связь.
В 2017 г. журналистам удалось выследить Пересильд и Учителя. Папарацци выяснили, что пара проживала вместе в одном из элитных домов столицы. По приблизительным оценкам, квартира обошлась режиссеру в 70 млн руб. Старшая дочь пары уже засветилась в кино. В 2021 г. она прошла кастинг на главную роль в триллере «Тибра».
От Жизели до Матильды
В средине 90-х годов Алексей Учитель впервые обратился к художественному кино. Произошло это благодаря стечению неких обстоятельств. Режиссер намеревался снять документальный фильм о жизни и судьбе выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. Но на момент завершения съемок великая танцовщица, которая прожила долгую жизнь, умерла.
После этого трагического события Учитель решил поменять концепцию своего проекта и снять художественное кино. На главную роль в картину «Мания Жизели» он пригласил Галину Тюнину. Несмотря на то, что художественный фильм«Мания Жизели» был дебютным, он был тепло принят публикой и киноведами. Работу Алексея Учителя отметили призами нескольких престижных кинофестивалей.
Окрыленный успехом, режиссер с интересом стал рассматривать сценарии других игровых фильмов. Совместно со сценаристом Дуней Смирновой он снял такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем порадовал поклонников кинематографа драмой «Космос как предчувствие» и военным фильмом «Пленный».
Фильм «Мания Жизели» пришелся по душе зрителям. Биография, личная жизнь Алексея Учителя стали вызывать интерес у общественности. Останавливаться на достигнутом талантливый режиссер не стал. Он снял биографическую драму, посвященную русскому писателю Ивану Бунину, его жизни и творческой деятельности.
Сценарий для этой картины также написала Авдотья Смирнова. Изначально предполагалось, что лента будет называться «Женское имя», позже название было изменено на «Дневник его жены». Образ писателя воплотил Андрей Смирнов, другие главные роли достались Галине Тюниной, Ольге Будиной и Евгению Миронову. Картина удостоилась нескольких престижных наград, имела большой успех у зрителей.
Бывшая жена Алексея Учителя – Кира Саксаганская
Бывшая жена Алексея Учителя – Кира Саксаганская — продюсер. Также вместе с мужем она руководит киностудией «Рок». Они познакомились в далеком 1981 году. Режиссер не раз попадал в светскую хронику, как известный ловелас. Однако супруга никогда не устраивала громких скандалов, очевидно смирившись с тем, что он по-другому не может.
Кира Саксаганская родила двоих сыновей и всегда помогала мужу на съемочной площадке. Вдвоем они сняли много хороших картин.
Даже после того, как Алексей Учитель официально заявил, что он приходится отцом двух дочерей Юлии Пересильд – они не подали на развод. Папарацци не раз его видели вдвоем с новой возлюбленной, но пара никак не комментировала это.
Сейчас Кира Саксаганская продолжает вести все дела на киностудии мужа. Также занимает пост генерального директора международного конкурса «Послание к человеку», который проводится каждый год.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Учителю Алексею
В течение последних десятилетий творчество этого талантливого режиссёра вызывает интерес многих любителей российского кино. Но когда он ушёл от первой жены, прожив с ней в счастливом браке более 30 лет, то интерес стал просто запредельным. Многие люди стали искать информацию, какой у нашего героя рост, вес, возраст. Сколько лет Учителю Алексею досконально известно. Он появился на свет в середине 1951 года, поэтому в данный момент знаменитому режиссёру исполнилось 66 лет.
Алексей Учитель выглядит значительно моложе своих лет, вызывая этим зависть у многих людей, несколько его моложе.
Учитель Алексей, фото в молодости и сейчас которого имеет несколько принципиальных отличий, рядом с Юлией Пересильд буквально постройнел. Вес его при росте в 170 сантиметров составляет 73 кг.
Алексей Учитель: любопытные факты из жизни знаменитого режиссера
У фамилии еврейское происхождение! Необходимость в фамилиях появилась в XVII веке, формироваться они начали из прозвищ, имен или рода деятельности.
Преподавание всегда было развито у евреев, особенно уважаемой была профессия учителя. Вот учителя и положили начало этой фамилии!
Словом «учитель» евреи называли только преподавателя в хедере – еврейской религиозной начальной школе. Занятия проходили в квартире учителя с самого раннего утра и до позднего вечера.
Его отец, Ефим Юльевич Учитель, родом из еврейской семьи. А мама, Нина Константиновна Войцеховская, была славянкой исходя из фамилии и описаний сына «она была красавицей, натуральной блондинкой». Носителями фамилии Войцеховский являются поляки и украинцы.
Так что режиссер Алексей Учитель еврей только по отцу.
- Алексей Учитель начинал работать с документальных фильмов о представителях ленинградского рок-клуба. По его словам, после съёмок и общения с рокерами он ощутил себя более раскрепощённым человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.
- Режиссер поддерживает себя в хорошей физической форме посредством занятий теннисом.
- Алексей Учитель очень требователен к конечному продукту. Так эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова в фильме «Космос как предчувствие» сняли с 53-го дубля.
Алексей Учитель — интересные факты
- 2021 Стрельцов
- 2021 #яздесь
- 2021 Битва
- 2021 Сокровища Ермака
- 2021 Позвоните Мышкину
- 2017 Матильда
- 2016 Амун
- 2016 Святый Боже
- 2014 Пашки
- 2014 Орловы
- 2014 Дурак
- 2013 Валерий Гергиев и Мариинский театр
- 2013 Друзья из Франции
- 2013 Восьмерка
- 2013 7 главных желаний
- 2013 Отдать концы
- 2013 Майор
- 2012 Нет проблем
- 2012 Море
- 2012 Я буду рядом
- 2011 Дорога на…
- 2011 Захар
- 2011 Бизнес по-русски
- 2011 Суходол
- 2010 Край
- 2010 Слон
- 2010 Жить
- 2008 Пленный
- 2008 Игра
- 2007 Враги
- 2006 Связь
- 2005 Собака Павлова
- 2003 Прогулка
- 2000 Сиреневые сумерки
- 2000 Дневник его жены
- 1996 Мания Жизели
- 1997 Элита
- 1996 Мания Жизели
- 1993 Баттерфляй
- 1992 Последний герой
Потомственный режиссёр
Будущий режиссёр родился в Ленинграде 31 августа 1951 года. Увлечение кино досталось от отца – известного документалиста Ефима Юльевича Учителя, который снял успешный цикл фильмов о блокадном Ленинграде и его героических жителях. Прошёл Великую Отечественную войну как фронтовой оператор. За свою работу был удостоен Сталинской премии первой степени. С детства брал сына на съёмки, заразив любовью к документальным фильмам. Мать Нина Константиновна Войцеховская работала редактором в издательстве «Искусство». Влияние родителей было решающим в выборе будущей профессии.
Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК на операторский факультет по совету отца, чтобы получить основы кинематографического искусства. Первая попытка была неудачной. Молодой человек не прошёл конкурсный отбор. Но не оставил мечту. Чтобы не терять год, устроился работать помощником оператора на студию документальных фильмов.
Жена Кира Саксаганская: чем известна, семейная жизнь, дети
Алексей и Кира поженились в 1981 году
Супруга окончила Московский автодорожный институт в 1984 году. Является кинопродюсером, гендиректором международного кинофестиваля «Послание к человеку». Также работает на киностудии мужа. Кира – член Французско-Российской и Германо-Российской Киноакадемий.
Продюсированием женщина занялась в 2003 году (фильм «Прогулка»). В основном она работает в сотрудничестве со своим супругом. На ее счету картины «Космос как предчувствие», «Отдать концы», «Матильда», «Цой».
У Киры и Алексея двое детей: Андрей и Илья. Старший часто бывал на съемочной площадке с отцом, но после окончания школы решил поступать на экономиста. Младший занялся творчеством.