Что грозит ребёнку, если его не отдадут в 1 класс?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит ребёнку, если его не отдадут в 1 класс?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Посещение контролируют школы и органы управления образования. Это прописано в разделе 2 письма Минпросвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977. Школы следят за посещаемостью с помощью журналов и отмечают, почему ребёнок не пришёл на учёбу.

Кто следит за прогулами и что такое уважительная причина

По закону пропустить уроки можно только по уважительным причинам. Сюда входят ситуации и обстоятельства, которые объективно препятствуют посещению. К ним относятся:

  • Состояние здоровья — нужна медицинская справка.
  • Семейные обстоятельства — нужно заявление родителей. Там должно быть написано, что ребёнок продолжит осваивать учебную программу самостоятельно.

Юридического термина «семейные обстоятельства» в законодательстве нет. Чаще всего под ними подразумевают временный отъезд или смерть родственника. Однако родители сами определяют семейные обстоятельства, из-за которых ребёнок может не посещать школу. То есть если ребёнок устал, лежит с небольшой температурой, то по этой причине сможет остаться дома.

  • Участие школьника в спортивных, массовых или оздоровительных мероприятиях — нужны документы, подтверждающие участие.
  • Другие обстоятельства, которые предусмотрены школьными правилами. Этот пункт регулируется разделом 1 письма Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. N 07-4977.

Пропустить школу без справки: что считается незаконным прогулом?

  • Как и в вышеупомянутом постановлении, закон РФ не дает четких определений этому вопросу. Но, отталкиваясь от приказа №579 Московского Департамента образования от 27.07.2007 г. «О системе введения в государственных образовательных учреждениях порядка Московского Департамента образования учета учащихся, постоянно пропускающих или не посещающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях», следует считать прогульщиком ученика – умышленно и без разрешения, избегающего школьное обучение.
  • Представленное постановление содержит директивы, в которых сказано, что необходимо контролировать всякое посещение занятий, для каждого учащегося. И в случае пропуска школы без справки своевременно реагировать. Ученики, систематически прогуливающие занятия, нуждаются в пристальном внимании со стороны педагогического состава школы.

Как написать заявление в школу о пропусках

Чтобы подтвердить наличие уважительной причины для пропуска занятий, родитель может подать заявление, в котором он сообщит о предстоящем отсутствии ребенка в школе. Документ оформляют на имя директора школы или классного руководителя до пропуска занятий.

В заявлении нужно изложить причину отсутствия. Это может быть общая формулировка «по семейным обстоятельствам» или конкретная уважительная причина:

  • участие в спортивных соревнованиях;
  • прохождение диагностических обследований или курса реабилитации после болезни;
  • свадьба, похороны, участие в судебном заседании;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • погодные условия.

Как законно перевестись на семейное обучение

Родителей, которые разочаровались в системе образования и не хотят отдавать ребёнка в школу, конечно же, интересует вопрос, как именно законно перевести своё чадо на домашнее обучение. Здесь следует разграничить понятие «надомное» образование и «семейное».

Иногда ребёнок не может ходить в обычную школу из-за серьёзных проблем со здоровьем (то есть по медицинским показаниям), или же они возникают уже во время учёбы. В этом случае ученик переводится на надомное образование: он находится дома, но к нему регулярно приходят школьные учителя, объясняют новые темы, задают домашние задания, проверяют их, проводят контрольные работы. То есть школьник официально закреплён за конкретным образовательным учреждением, именно оно отвечает за его обучение и аттестацию.

Для перевода ребёнка на надомное образование необходима, прежде всего, соответствующая справка участкового педиатра. Окончательное решение принимает специальная медкомиссия. Затем родители пишут заявление директору своего общеобразовательного учреждения (если же малыш ещё не пошёл в школу, то заявление пишется на имя начальника городского Департамента образования).

— Во-первых, есть определенные риски остаться на второй год в случае непрохождения аттестации. Во-вторых, у нас действует Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2019 году было принято Постановление Совета министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». В П. 1. говорится о родителях, которые не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), и там есть пункт о «препятствии получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)».

Запустить работу по механизму СОП не так просто — это довольно трудоемкая задача для руководства школы. Но если это будет делом принципа, вполне возможно, что ребенка, который не ходил в школу, могут признать находящимся в социально опасном положении.

Вывод: Если школа грозит СОП, стоит задуматься и попробовать донести свою позицию до руководства школы с четкими аргументами, почему вы считаете важным оставить ребенка дома и таким образом защищаете его интересы. Или же действовать сообща с другими родителями, поскольку признать половину класса находящимися в социально опасном положении органам опеки будет сложно.

Можно ли пропустить школу без справки: ситуация на практике

  • В повседневных реалиях, допустимо пропустить школу без справки по установлению руководителя класса, именно преподаватель является ответственным лицом за посещение школы учениками. В его обязанности входит своевременное уведомление руководства школы, об отсутствии того или иного школьника.
  • Родителям, желающим оставить своего ребенка дома не более чем на 3 дня, необходимо достичь устного соглашения с классным руководителем. Если количество дней отсутствия, предполагает более длительный срок – преподаватель подскажет, как правильно составить заявление для руководителя школы.
  • Ребенок, который пропускал учебные дни по причине стационарной госпитализации, должен возобновлять посещение школы, представив справку от врача. Это поможет избежать перегрузки детского организма в период восстановления, при занятии физкультурой и отсрочит прививки.
  • Медицинская справка или заявление от родителей – являются уважительным документом и поводом для того, чтобы ребенку не выставляли прогулы. Игнорирование подобных формальностей, может привести школьника к отчислению из школы, не допуску в следующий класс или отказу выдачи аттестата об окончании школьного учреждения.
Читайте также:  Семьи смогут получать выплаты на детей, начисленные до 1 января 2023 года

Ребенок впервые сказал «нет», а родители в ужасе

— С чем сталкивается родитель внутри себя, когда слышит такое «нет»? Он уже привык, что ребенок старается понравиться родителям и ходит охотно. Дальше какой-то другой возраст наступает. Что с родителем?

— Внутри него кричит кто-то с картины Мунка. Потому что это внутренний ужас. Все было упорядоченно, ребенок был если не послушный, то хотя бы — родители говорят такое слово — управляемый. Тут вдруг получается, что эта управляемость ставится под вопрос.

Что такое управляемость? Это основа безопасности.

Если родитель слышит первое «нет», причем яркое, он уже думает в ужасе про все — «теперь он дорогу будет на красный свет переходить», «теперь он в подворотню пойдет что-нибудь курить».

Теперь все, моего контроля над ним нет, соответственно, он в опасности. «Ребенок в опасности» — вот что происходит с родителем. Ужас! Большое сочувствие, это сложно.

— Когда ребенку можно дать возможность выбирать, что он хочет, а что нет? Он может в 16 лет сказать «нет» и отвечать за это? А в 14 или в 12? Возраст разный, и не всегда дети осознанно принимают решения и понимают, что будет дальше. Некоторые даже говорят родителям, когда они вырастают: «Спасибо, мама, что заставила доходить в музыкальную школу». В каком возрасте ребенок может решать это, по-вашему?

— Если это речь про какое-то дополнительное образование, как по мне, тут больше степени свободы все-таки у ребенка, если он осознанно к этому подходит. Если они поговорили о причинах, то это решение может быть принято в 9 или 10 лет, почему же нет.

Когда давать выбирать ребенку? Уже с двух лет можно учить его делать выбор. Тогда к 16 годам он неплохо научится.

— Что делать тем родителям, которые вроде этой бабушки — обнаружили, что ребенок может выбрать свое, только в его 14 лет?

— Проживать эту ситуацию. Она проживается как потеря — потеря контакта, потеря будущего, его желаемой картины. По сути, это горевание со всеми его стадиями — шоком, неверием, злостью, попытками договориться, депрессивностью, когда мама или бабушка говорит: «Не подходи ко мне. У меня нет сил больше с тобой бороться». Правильно, нет сил бороться, организм срабатывает правильно. Уже идет принятие. Иногда это процесс длительный, значит, там была значимость для взрослых.

Если ребенок учится сам, а в школе ему скучно

— Ваши подписчики писали, что массовая школа не соответствует времени — во время учебы ребенок оказывается отброшенным на пару десятков лет назад. Совершенно нормально, что он больше не хочет ходить в школу. Его можно убедить при этом, чтобы он туда ходил? Или честно разговаривать с ним про это?

— Есть такой подросток — у него круг своих интересов, причем научного толка, он развивается. Но приходит в школу и не видит там смысла. Во-первых, для такого ребенка родители ищут активно школу. Может, ему поступить туда, где какой-то большой конкурс. Почему нет? Для некоторых это вариант. Если это совершенно простая школа, но в ней есть хотя бы несколько учителей, которых ты потом будешь вспоминать с благодарностью, если очень повезло, и это те предметы, на которых ребенок основывается для выбора профессии, то школу можно сохранять. Сейчас есть шикарнейшая возможность — очно-заочное обучение.

Можно, например, на математику, на русский, на литературу ходить, а если историчка — токсичный человек и сбивает всю мотивацию, то по истории можно учиться заочно.

«Я беру ответственность за историю на себя», — говорит родитель. Такой ребенок читает за две недели учебник. Есть такой портал, где сдают за полугодие, например, программу по истории, по биологии, по всем предметам. Ребенок получает там оценку, приносит ее в школу, ее засчитывают в аттестат.

Друзья, пользуйтесь этими возможностями. Потому что ваши дети порой получают такие атаки от учителей по предметам, которые им в жизни не понадобятся. А если понадобятся — иногда лучше нанять репетитора. Если вы можете исключить из жизни ребенка такого токсичного человека, у вас есть такой механизм. Он работает по всей России, в любой школе, в том числе сельской, вам не имеют права отказать. Не надо полностью переходить на семейное обучение, переходите на очно-заочное. Пишите, что во время истории ваш ребенок будет сидеть в библиотеке.

— Бывают случаи, что ребенок бежит как будто от проблем с учителем, но не такой уж он и токсичный. Может так быть, что ребенку создали все условия, очно-заочное, семейное и прочее, а он все равно не будет учиться? Ему просто скучно. А учитель ни при чем.

— Если у него будет простой механизм, когда он за две недели читает учебник и на свежую голову сдает какой-то тест, я думаю, что ребенок на это может пойти. Такого, чтобы кто-то совсем ушел в отказ и не хотел учиться — все-таки эти случаи по большому счету редкие, они в большинстве своем завязаны на депрессивные расстройства.

— У вас не было такого случая, что ребенок слегка манипулирует, не учится, когда ему дома все организовали. Такого не бывает разве?

— Бывает. Родители бьются с этим, я им сочувствую.

Я это контейнирую, что называется, помогаю пройти через эти рифы. Мы встречаемся вместе — родитель и ребенок, ищем смыслы, говорим о тревогах родителя, о его ценностях.

— Мы в школу возвращаем его?

— Сейчас как? Важно, чтобы ребенок отучился, тогда к родителю не будут приходить страшные тети-инспекторши и говорить: «Ваш ребенок не учится. Что у вас происходит? Мы сейчас его заберем». Если ребенок либо ходит в школу, либо оформлен на «семейку», либо очно-заочное — значит, ребенок учится. Одному фокус подходит, другому — читать учебники, третьему репетитор, четвертому еще что-то — можно это миксовать, такое время.

Читайте также:  Кому и какие налоги платить при покупке и продаже квартиры

— Можно сказать: «Деточка, иди в школу, налаживай отношения с учителем биологии»? Деточка вздохнет и наладит. Такое бывает?

— Это все-таки ребенок и взрослый. Если нашла коса на камень, то обычно разбираться нужно на уровне родитель — учитель. Когда родители приходят ко мне с проблемой, что у ребенка такая ситуация с кем-то из учителей, мы прямо прорабатываем, как этот родитель пойдет в школу, какие он вопросы будет задавать, как он будет держаться, какая у него цель, чтобы он держал ее и не уходил в эмоцию.

После такого разговора проблема либо снижает свою интенсивность, либо уходит, потому что учитель понимает, что неверно выбрал мишень, с этим ребенком так нельзя. Это не очень хорошо для других, потому что кто-то другой на очереди, и все смотрят, но для этого конкретного ребенка мы эту задачу решили.

Если буллинг, опять же ребенок не решает проблему один. Нельзя. Идет взрослый говорить на уровне директора или завуча, потому что буллинг — это болезнь системы.

— Нам вопрос типичный задают в каждом эфире, где мы говорим о подростках или об отсутствии мотивации к учебе. Ребенку 15 лет, никак не может определиться с выбором профессии, ничего не интересно, только есть, спать и играть. Как с ведущей формы деятельности «игра» в 15 лет перевести на созидание?

— Я всегда подростка спрашиваю, какая игра и как играет? Потому что часто это игры, связанные с общением. Кто он в этой игре? Иногда оказывается, что он лидер. Тогда я спрашиваю, где ты еще свои лидерские качества в жизни проявлял? И мы вышли в поле реальной жизни.

Находим уникальные эпизоды, где ребенок созидает, родитель сидит рядом и дивится.

Такое было, да. Родитель видит, что его ребенок может созидать и действовать. И ребенок начинает это видеть. Тогда мы высвечиваем эту предпочитаемую историю. Это такая работа, нарративный подход, когда мы опираемся на то, что есть хорошего в прошлом, сильного, ресурсного.

— Я хочу зачитать несколько историй, которые писали вам подписчики. Что же делали родители, когда дети отказывались идти в школу? «Старший сын выдавал такое в выпускном классе — первая реакция бессилие и слезы, обратилась к классному руководителю и к учителю, который был авторитетом. Его назначили ответственным за посещение и помощником начальника по безопасности в школе, и все решилось. Сейчас он заканчивает магистратуру на бюджете отличником».

Еще интересный комментарий был: «Раньше бы орала, давила, угрожала, рыдала, потом читала нотации, умоляла. Сейчас есть понимание того, что если ребенок не может ходить в школу, то он не может. Значит, он решает другие задачи в своей жизни в текущий момент. Тут что остается маме — любить, помогать и беречь. И постепенно искать, где, кто и как сможет помочь. Молиться и ждать. Напоминать себе, что это жизнь, она у каждого бывает разная, у каждого свой уникальный путь».

Если у вас есть какая-то история про то, как родители справились с этим кризисом и все получилось, то расскажите. Или просто посоветуйте что-нибудь тем, кто нас смотрит сейчас.

— Друзья, передаю вам сочувствие в тех моментах, когда вам сложно. Я передаю вам заряд поддержки от себя, потому что та работа, которую вы делаете, действительно очень сложная. Пожалуйста, не обесценивайте свой вклад. То, что вы делаете, это ценно. Даже если вы в какой-то момент не сдержались или выкрикнули что-то, о чем потом жалеете, все можно исправить.

Эти сложные моменты, например, с учебой или с кружками — рифы, как я их называю, их можно преодолеть. Когда, например, приходится разговаривать с родителями уже выросших детей, они вспоминают такие моменты и говорят: «Ничего, мой выучился, сейчас работает». «Мой сейчас в Германии». «Я ее на математику настраивала, а у нее салон красоты сейчас, потому что она хороший мастер». Ребенок нашел свой путь.

Ориентируйтесь, найдите такие истории среди своих знакомых, они очень духоподъемные бывают. Скорее всего, у вас тоже все будет хорошо. Если что, обращайтесь к психологам, мы хорошие, мы помогаем.

Специально опаздывайте

Включите некоторые задержки в свой утренний режим, завершите утренние дела на несколько минут позже, чтобы у вас не было возможности прийти в школу вовремя.

  • Очень медленно одевайтесь. Заляпайтесь завтраком, чтобы вам пришлось переодеваться. Оденьтесь снова…очень медленно.
  • Притворитесь, что вы не можете найти чего-то, что вам необходимо, например, один ботинок или спортивную форму. Найдите это, в конце концов, но пусть это отнимет у вас 5-10 минут.
  • Громко жалуйтесь на то, что у вас плохой день; пустите слезу, если необходимо. Если вам повезет, родитель посочувствует вам и позволит остаться дома.
  • Поймите, что ваше опоздание влияет и на других, например, на ваших родителей, которые должны быть на работе вовремя. Осознайте, что вы ставите их работу под угрозу, и решите, стоит ли пропуск школы этого.

Делаем документальное подтверждение

  1. Убедите ваших родителей или опекуна позвонить в школу. Это – стандартная процедура. Вашим родителям или опекуну придется позвонить в школу и объяснить, что вы не сможете прийти.
      Большинству школ будет достаточно звонка от родителей или опекуна. В школах с более строгими правилами, однако, вам придется прибегнуть к официальному освобождению, поэтому вам необходимо уточнить школьные правила. Суть этой практики – уменьшить количество неоправданных отсутствий и вести учет болезней.
  2. Позвоните в школу сами, если это позволено. В большинстве учебных заведений необходимо, чтобы звонили родители или опекуны учащегося, независимо от его возраста, но в некоторых учебных заведениях учащемуся разрешено звонить самому.
  3. Получите справку от доктора. Если у вас длительная болезнь, ваша школа может потребовать у вас, у родителей, опекунов или у других членов семьи справку от доктора, в которой указано, что вы действительно болеете и вам необходимо время для выздоровления.
      Справка от педиатра или терапевта будет обязательной, если ваша болезнь затягивается свыше определенного времени. Точное время может меняться в зависимости от школы, поэтому вам стоит просмотреть школьные правила, чтобы знать, на каком этапе справка от врача становится обязательной. Это время обычно варьируется от 3 до 10 дней, 10 дней обычно более распространенное явление.
Читайте также:  3‑НДФЛ для ИП за 2022 год: последние изменения и порядок заполнения

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

Как не переборщить с опекой

Все правила безопасности нужно проговаривать с ребенком заранее, а не в момент выхода из дома и даже не накануне. Иначе новая информация наложится на стресс от адаптации в школе, и ребенок просто будет запуган рассказами о маньяках, грабителях и прочих опасностях, подстерегающих его на улице. Лучше рассказывать обо всем постепенно.

Чтобы предупредить ребенка о возможных опасностях, но не напугать его, взрослому надо, прежде всего, задать себе вопрос: а не слишком ли сильно я переживаю? В противном случае ребенок легко считает тревожность родителя и будет заранее запрограммирован на то, что с ним случится что-то плохое. Говорить о возможных опасностях на улице нужно спокойно, без лишних эмоций.

Не стоит зацикливаться на теме уличных опасностей. Если говорить о ней с ребенком дважды в день на протяжении нескольких недель, повышенная тревожность ему обеспечена. Разговоры о безопасности стоит вплетать в другие беседы на самые разные жизненные темы. Так шансов напугать ребенка разговором о «плохих дядях» будет гораздо меньше.

Полезно привлекать ребенка к диалогу: «А как ты думаешь? Давай вместе порассуждаем? Что ты можешь сделать в таком-то случае?».

В шко­лах Мор­до­вии отме­ни­ли заня­тия из-за ано­маль­но­го похолодания

В Мор­до­вии из-за силь­но­го моро­за 9 янва­ря отме­не­ны заня­тия в шко­лах. В насто­я­щее вре­мя в Саран­ске тер­мо­мет­ры пока­зы­ва­ют тем­пе­ра­ту­ру −26 гра­ду­сов по Цель­сию, а в неко­то­рых насе­лен­ных пунк­тах реги­стри­ру­ют­ся еще более низ­кие тем­пе­ра­ту­ры −27…-28 градусов.

Реги­о­наль­ное Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния и нау­ки объ­яви­ло, что из-за ано­маль­но­го похо­ло­да­ния мест­ные вла­сти реши­ли при­оста­но­вить учеб­ную дея­тель­ность в шко­лах и пере­ве­сти всех уча­щих­ся на дистан­ци­он­ное обучение:

  • с 1 по 9 класс в Саран­ске, Руза­ев­ском (город­ские шко­лы), Ковыл­кин­ском (город­ские шко­лы), Инсар­ском (город­ские шко­лы), Зубо­во-Полян­ском (отдель­ные шко­лы) и Тор­бе­ев­ском (отдель­ные шко­лы) районах.
  • с 1 по 11 класс — в осталь­ных районах.

Что делать, если не согласны с отчислением

Что делать, если выгоняют из школы, а вы считаете это неправомерным:

  1. Родители ученика или его законные представители могут обратиться в школу и попросить директора письменно объяснить, за что и почему ребенка исключают.
  2. После этого написать заявление в Управление образования, подробно изложив ситуацию. Приложить к заявлению письменное объяснение директора. Если есть какие-то доказательства или свидетельство того, что руководство школы действует неправильно, их нужно приложить в письменном виде.
  3. Если с помощью управления образованием не получается разобраться с проблемой, можно обратиться в прокуратуру.

Все эти действия помогут при условии, что ученик больше не нарушает устав, извинился за свои проступки, убедил директора в том, что исправился и больше такого поведения не допустит.

Снятие несовершеннолетнего с учета

Но если ребенка поставили на учет в ПДН обоснованно, последствия не будут так критичны, если он успеет исправиться и выйти из данной ситуации с минимумом негатива. Если родители и все окружающие взрослые смогут донести до подростка, что его действия вредят не только другим, но и ему самому, если он осознает все последствия своих проступков и больше не будет их совершать –главная цель работы взрослых достигнута.

Если в жизни и поведении ребенка отмечаются положительные изменения, возможно снятие с учета. Ходатайство о снятии предоставляется не ранее 6 месяцев с момента постановки. Для этого необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление от родителей и/или социального педагога;
  • акты о посещениях семьи;
  • справка о проделанной работе с ребенком и его семьей, с выводами о его изменениях;
  • характеристики подростка из школы, дополнительных секций и кружков за последний период.

Также несовершеннолетний снимается с ВШУ с момента окончания учебного заведения либо при переводе в другую школу. Но следует учесть, что его карточку и данные передают в новую школу и там заново принимается решение о продолжении работы с трудным подростком. Если ребенок стоит на учете в ПДН, то карточку передают инспектору другого района, без нового рассмотрения дела, не снимая с учета.

Автоматически снимается с учета в ПДН подросток, достигший 18 лет.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *