Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка объектов НВОС на учет в Росприроднадзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимо отметить, что в соответствии с данными выше определениями имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.
Что изменилось в категорировании НВОС?
Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.
Исключения:
-
выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы
-
объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории
-
упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон № 7-ФЗ);
ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 219-ФЗ);
постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 “Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду” (далее – Правила);
постановлениемПравительства РФ от 31.12.2020 N 2398 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 “Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;
приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью”;
приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 “Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам”.
Ведомственные акты Росприроднадзора:
приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 755 “Об определении лиц, ответственных за включение сведений в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору”;
приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 “Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572” (вместе с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2016 № 554. С использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов);
распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 № 28-р “О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к режимным и особо важным объектам”.
Что не является объектом НВОС?
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона N 7-ФЗ.
Одновременно Росприроднадзор уведомляет, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон № 7-ФЗ:
“1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией”.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.
В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II “Сведения о воздействии объекта на окружающую среду”, п. 4 “Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)”, раздел III “Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды”, “Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)”).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” под размещением отходов понимается “хранение и захоронение отходов” (далее – Закон № 89-ФЗ).
При этом “хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения”, а “захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду”. К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – “специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов”; к объектам захоронения отходов – “предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I – V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах”.
Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: “Деятельность по размещению отходов не осуществляется”).
«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».
Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.
Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).
Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).
Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:
- организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
- ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:
- по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
- по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.
Поставить машину на учет через Госуслуги
Такую услугу, как регистрация автомобиля Госуслуги также предлагает. Нужно зарегистрироваться на сайте, заполнить электронный формат заявления. Чтобы госуслуга была оказана правильно, придется предъявить паспортные данные, ПТС, СТС, ОСАГО. Когда данные внесены, появится форма записи на прием в ГИБДД. Можете сами выбрать максимально удобную дату и время, которое вам подходит.
Кстати, через услуги также можно проверить поставлена ли машина на учет, если этой процедурой занимался кто-то другой. Например, доверенное лицо или дилер.
Если процедура прошла успешно и запись подтверждена, нужно заплатить госпошлину. Её оплата через Госуслуги на 30% дешевле, чем по стандартной схеме, но не бесплатная. Для примера, за выдачу СТС можно будет заплатить только 350 р., а не 500 р.
Прежде чем пойти в ГИБДД, распечатайте квитанцию об оплате и захватите документы. Вам не нужно будет стоять в общей очереди. Прием проводится в отдельном окошке. Достаточно прийти в назначенный день в назначенное время. Если не успеваете, стоит отменить запись (снова через Госуслуги). Эта процедура не предусматривает никаких штрафов.
Регистрация авто не представляет особенных проблем для владельца и должна быть выполнена в десятидневный срок после приобретения машины. Но следует учесть, что в 2023 году в постановке на учет может быть отказано, если в ходе осмотра авто будут установлены следующие обстоятельства:
- допущено вмешательство в конструкцию путем замены силового агрегата на модель другой марки или с несовпадающим в ПТС номером, либо другим способом (даже в случае незначительных переделок);
- тонировка стекол не отвечает нормам;
- выполнен монтаж ГБО (газобаллонное оборудование), без соответствующего согласования;
- отмечается несовпадение ВИН-номера;
- новые автомобили не оборудованы системой ГЛОНАСС.
Также отказ может обусловливаться несоответствием или неполным перечнем предоставленной документации для регистрации автомобилей или недостоверностью содержащейся в ней информации.
Постановка на учет объекта НВОС
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Т.е. получается что каждая отдельная промплощадка предприятия — это объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Отнесение по категориям ОНВОС представлено здесь.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, 2, 3, 4 категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
пункт 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке
на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны были поставить на государственный учет принадлежащие им объекты ОНВОС в срок до 01.01.2017.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:
– Сведения об объекте (карточка предприятия)
Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.
– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду
Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.
- Для источников выбросов указываются их объем и масса;
- Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
- Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).
Кто может подавать заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС
Подача заявки на постановку функционирующих ныне объектов (учет) – обязанность, возлагаемая на природопользователей (в качестве которых выступают ЮЛ и ИП), которые осуществляют деятельность, из-за которой наблюдается негативное воздействие на экологию. В случае фиксирования негативного воздействия, те, кто эксплуатируют на законных основаниях объекты, оказывающие умеренное или серьезное воздействие на окружающую среду, обязаны своевременно вносить плату. Ее размер определяется в зависимости от установленной в ходе замеров и исследований степени негативного воздействия.
ИП и ЮЛ, которые начали использовать объекты, оказывающие негативное воздействие, должны составить и подать заявку в государственный орган (в течение первых 6 месяцев). Постановка на государственные учет всегда происходит по инициативе арендатора или владельца опасного объекта. Форма заявки утверждена, так что заявлении составляется не в свободной форме, а согласно представленному в Модуле природопользователя шаблону.
Порядок подготовки заявления
Есть возможность поставить на государственный учет объекты несколькими способами. Заявитель вправе выбрать удобную для себя схему подачи заявки (независимо от адреса регистрации объекта).
Первый. Подача заявки через личный кабинет природопользователя, зарегистрированного на портале госуслуги. При постановке объекта потребуется ЭП, так что позаботьтесь о том, чтобы была подтвержденная и действующая учетная запись в ЕСИА и ЭП. Если у вас нет ЭП, ее можно получить в любом Удостоверяющем центре – список центров указан на сайте Минкомсвязи.
Второй. Подача заявки через модуль природопользователя. Заявка оформляется с помощью специального программного обеспечения, которое позволяет подготавливать отчетность в электронном виде и быстро оформлять другие документы. Скачать модуль для постановки вашего объекта на государственный учет можно напрямую с веб-сайта Росприроднадзора.
Третий. Через иные программные обеспечения. Постановка коммерческого или некоммерческого объекта возможна, если используется открытый формат XML, и он опубликован в специальном разделе сайта Росприроднадзора. Данная схема регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие, используется рее двух первых способов.
При постановке объекта, которым владеет ИП или ЮЛ, на государственный учет следует заранее позаботиться о разработке и согласовании экологической документации. В частности, прежде чем подать заявку, необходимо утвердить ПЭК. Заявитель при постановке своих объектов должны представить отчет о результатах реализации ПЭК. Отчетные заявки принимает Росприроднадзор, и это утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400. Необходимо подать не только заявку, но и дополнительные сведения (о состоянии окружающей среды, данные об обращении с отходами и др.).
НВОС в модуле природопользователя – описание программы
Модуль природопользователя, при помощи которого можно достаточно просто произвести расчет НВОС, расположен в свободном доступе на официальном сайте Росприроднадзора.
Сервисная программа обладает целым рядом несомненных достоинств. Наиболее важными из них являются следующие:
- возможность выполнения не только расчета НВОС, но и подготовки всей необходимой отчетности, связанной с природоохранным законодательством. Особо следует отметить тот факт, что сервисный продукт разработан государственной структурой. Это означает, что данные, подготовленные с его использованием, без проблем будут приняты в качестве отчета при соблюдении правил заполнения;
- оперативный учет всех вносимых в законодательство изменений. Природоохранные законы достаточно часто меняются, что приводит к последующим внесениям корректировок как в выполнение расчетов размера НВОС, так и предоставления отчетности и оплаты экологического сбора. Поэтому крайне важным является оперативный учет всех новшеств и отражение его в подаваемых расчетах и декларациях;
- постоянное совершенствование программы с точки зрения удобства и скорости работы. По отзывам практикующих специалистов, выполнение расчета НВОС и подготовка отчетности при помощи модуля природопользователя не представляют никакой сложности даже для неопытных пользователей и отнимают немного времени;
- удобство подачи отчетности, которую можно произвести непосредственно на веб-портале Росприраднадзора. Для этого достаточно получить в любом аккредитованном центре электронную подпись.
Все перечисленные выше достоинства во многом объясняют, почему модуль природопользователя является наиболее популярным и востребованным программным продуктом, используемым для расчета платы за НВОС, среди множества разработанных и представленных на рынке.
Основные правила присвоения категории НВОС
Основные положения присвоения категории НВОС вступили в силу с 01.01.2016 года в соответствии с требованиями федеральных законов, указанных выше. Согласно им, все объекты, которые оказывают какое-либо негативное влияние на природную среду, делятся на четыре категории, что определяется степенью причиняемого вреда:
- 1-я категория. В нее входят объекты, которые оказывают значительное воздействие. Естественно, их владельцы они обязаны предоставлять всю требуемую законом отчетность и производить плату за НВОС;
- 2-я категория. Присвоение 2-й категории НВОС означает, что объект оказывает умеренное воздействие на природную среду. Владельцы данных объектов также предоставляют необходимую от них отчетность и осуществляют экологические платежи за НВОС;
- 3-я категория. Предприятия третьей группы характеризуются воздействием незначительного масштаба. Требования по предоставлению отчетности к ним менее строги, но плата за НВОС взимается;
- 4-я категория. Данная группа также подлежит государственному учету объектов, оказывающих НВОС. При этом их отрицательное влияние на природную среду минимально, поэтому предоставление отчетности не требуется, так же как и осуществление платы за НВОС.