Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитываются расходы на услуги такси, используемых для поездок работников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.
Обоснование расходов на такси
В качестве подтверждающих можно использовать:
- заказы-наряды;
- квитанции, чеки на проезд в такси;
- подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
- договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
- выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.
К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.
Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.
Расходы на такси в бухгалтерском учете
Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.
Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.
Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.
В бухучете проводки следующие:
Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;
Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.
Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:
Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.
Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.
Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:
Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.
Расходы на такси:
- разрешается признавать в учете, если необходимость перевозки сотрудников данным видом транспорта продиктована технологическими особенностями производства или оговорена в трудовом договоре с конкретным работником и/или в коллективном договоре (п. 26 ст. 270 НК РФ);
- признаются в учете при одновременном выполнении 3 обязательных условий: экономической обоснованности, документальной подтвержденности и направленности на получении дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
- в налоговом учете относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ), в бухучете — к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
- могут вызывать претензии налоговых инспекторов, поэтому требуют кропотливости при разработке соответствующих локальных актов и сбору необходимых документальных подтверждений, в том числе дополнительных обоснований при использовании такси в период коронавируса.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
И, наконец, заключительная ситуация: использование такси для проезда к месту проведения отпуска и обратно работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Как быть с расходами на такси в этом случае?
Напомним, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Такая возможность установлена статьей 325 ТК РФ. и статьей 33 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При этом согласно статьей 325 ТК РФ., организации, финансируемые из бюджета, оплачивают работникам стоимость проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси). То есть в данном случае запрет на использование такси установлен на уровне закона.
Расходы на проезд в такси командированного работника
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.
Расходы на такси как представительские расходы
Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:
- приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
- смета представительских расходов;
- отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.
Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».
Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.
Использование такси в служебной командировке
Под понимается поездка сотрудника не на постоянное место работы, по направлению руководства. Фирма при этом должна возместить сотруднику понесенные им затраты. Но тогда у самой фирмы появляются другие расходы, которые ей нужно учитывать при подсчете основы по налоговому сбору на прибыль.
Но, при этом нужно соблюсти 2 неизменных требования: представить неоспоримые доказательства эффективности примененных затрат и гарантировать присутствие всех документов, которые подтверждают эти расходы.
Некоторые документы оформляется в организации, такие как:
Приказ о назначении командировки;
Командировочное удостоверение сотрудника;
Служебное задание от организации.
При этом в приказе руководства нужно указать все доказательные факты экономической целесообразности использования такси. В приказе нужно указать весомые причины, вызвавшие расходы на такси в командировке.
Расходы на такси для работников в служебных целях
Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?
Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.
См. также: «[НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ]: Когда разрешено списать расходы на такси?».
Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.
Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли затраты на такси для командированного сотрудника. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Расходы на такси в бухгалтерском учете
Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.
Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.
Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.
В бухучете проводки следующие:
Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;
Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.
Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:
Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.
Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.
Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:
Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.
- Услуги такси можно признать в расчетах налога на прибыль, если доказана экономическая обоснованность расходов и соответствующие положения содержат трудовой (коллективный) договор и иные ЛНА фирмы.
- Разъездной характер работы сотрудников фирмы на УСНО, использующих такси, по мнению чиновников, не дает права включать такие затраты по НУ.
- Подтверждающие поездку чеки ККТ (квитанции) должны содержать ряд обязательных реквизитов (наименование перевозчика, номер квитанции, сумму проезда и пр.), без которых расходы подтвердить будет невозможно.
- Компенсация сотрудникам за услуги такси затрат, понесенных при выполнении ими своих служебных обязанностей, не облагается НДФЛ и взносами в фонды.
Расходы на проезд в такси командированного работника
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.
В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.
Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.
Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.
Если я оплачиваю поездку на такси наличными – должны ли мне выдать чек?
Федеральный налоговый закон 54 обязует каждое предприятие предоставлять чековую документацию. И диспетчерские службы такси далеко не исключение. При оплате поездки наличными сотрудник таксопарка обязан выдать чек. Однако есть некоторые аспекты, о которых мы вас расскажем. В первую очередь это касается таксопарков, которые работают на патентной основе и по системе налогообложения ЕНВД. Эти диспетчерские службы такси получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Но это не значит, что им не нужно отчитываться перед клиентами.
Вместо чековой документации, им необходимо выдавать бланки строгой отчетности. По своим задачам они приравниваются к фискальным чекам. Однако после 1 июля 2019 даже диспетчерские службы такси на ЕНВД или ПСН обязаны будут выдавать именно чеки. Для этого необходимо использовать специальное технологическое оснащение – контрольно-кассовую технику.
Если этого не сделать, то в таксопарк обязательно придут с визитом налоговые инспекторы и тогда несдобровать. Службе такси гарантированно выпишут значительный административный штраф. Но это не самое плохое. Нарушив ФЗ 54, такси попадает под пылкий взор Федеральной налоговой службы. И этот факт весьма печален так, как в любое время вновь могут пожаловать инспекторы ФНС, и провести внеплановую проверку. На протяжении ее такси не имеет права осуществлять работу и терпит убытки. Поэтому любой диспетчерской службе такси невыгодно нарушать ФЗ 54. Но и соблюдать крайне затратно.
Требования к выдаче чековой документации
Согласно ФЗ 54, таксист обязан проводить расчетные операции только на зарегистрированной в ФНС и опломбированной контрольно-кассовой технике. При этом неважно какая форма оплаты используется для расчета. Как наличная оплата, так и безналичная предполагает выдачу чековой документации. Такие документы служат подтверждением факта оплаты услуги и в случае необходимости чек поможет доказать правоту клиента.
Главное требование к расчетной документации заключается в том, что она должна содержать полный перечень реквизитов, установленных действующим Налоговым законодательством. Если в чеке отсутствует какой-либо реквизит, он признается недействительным, а расчетная операция определяется, как незаконная. На первый раз таксисту могут выдвинуть предупреждение. Однако последующее несоблюдение предполагает применением административных санкций в виде штрафов.
Чем чревато отсутствие чековой документации для такси?
Если сотрудник такси не предоставляет чек, то это в первую очередь влияет на доверие к таксопарку и существенно снижает лояльность. Ведь выдача чековой документации повышает доверие к диспетчерской службе такси, в противном случае лояльность снизится. А в условиях современного рынка перевозок, где крайне высокая конкуренция, любой промах может стать роковым. Именно поэтому такси всяческими способами пытаются одновременно и экономить, и соблюдать Федеральный закон 54.
Есть множество способов, которое позволяет «убить одним выстрелом двух зайцев». Первый – покупка онлайн-кассы на б/у рынке. Да, это позволит хорошо сэкономить, но есть и обратная сторона медали. Она заключается в том, что могут продать нерабочую кассу. Второй – аренда контрольно-кассовой техники. Приемлемый вариант, но все еще дорогой. Третий – использование кассового сервиса «МОБИКА». Все больше служб такси выбирают именно последний вариант так, как он наиболее эффективный.
Почему таксисты используют «МОБИКА»: 3 преимущества сервиса
Первое и самое очевидное – значительная экономия и функциональность. Диспетчерская служба такси, которая пользуется услугами нашего облачного сервиса, сохраняет до 96% средств. Но при этом сотрудники таксопарка получают полноценный доступ к онлайн-кассе, не приобретая ее. Таким образом, они будут выдавать чек, а электронный аналог отправлять клиенту на почту. Но при этом не придется повышать стоимость услуг.
А также такси:
- оптимизируют использование свободного места в автомобиле;
За счет того, что в автомобиле не будет присутствовать лишнее оборудование в виде онлайн-кассы, существенно повышается комфорт перевозки. Ведь панель приборов не будет загромождена. Также таксисту не придется постоянно отвлекаться на онлайн-кассу, все расчеты будут осуществляться через приложение.
- сокращают время на обслуживание клиента;
Облачный сервис «МОБИКА» работает гораздо быстрее онлайн-кассы. Это сокращает время расчета, что позволяет быстрее приступить к следующему заказу. Скорость обслуживания – один из важнейших факторов, влияющих на лояльность клиентов. Именно поэтому, ускорив проведение расчета, такси расширит клиентскую базу.
- получают возможность предоставлять чековую документацию единого формата;
Благодаря этому, клиент получит единый стандартизированный чек, который можно предоставлять в любое государственные органы. Также такую документацию гарантированно примут в бухгалтерии любого предприятия для отчета после командировки.
Также стоит отметить, что кассовый сервис «МОБИКА» автоматически обновляется до актуальной версии ФФД. Это позволяет экономить на обслуживании онлайн-кассы так, как не придется оплачивать лицензию. Диспетчерская служба такси получает готовое программное обеспечение, которое позволяет управлять онлайн-кассой в удаленном режиме.
ПО, предоставляющее доступ к облачному сервису, одинаково быстро работает на всех версиях операционных систем. Благодаря этому, клиент сможет получить чек любым удобным для него способом. «МОБИКА» сокращает статьи расходов, что крайне выгодно как для таксопарков, так и для клиентов. Первые получают возможность не приобретать кассовые аппараты, достаточно лишь купить чековый принтер. Вторые всегда будут довольны ценой, ведь службе такси не придется повышать стоимость услуг.
Какую мобильную онлайн-кассу для такси выбрать
В обновленном реестре контрольно-кассовых аппаратов содержится 78 моделей. И этот список постоянно пополняется. Онлайн-касса для такси должна отвечать нескольким требованиям:
- емкость аккумулятора (поскольку подключить ККМ к автомобильной электросети практически невозможно, мощности аккумулятора должно быть достаточно для непрерывной работы в течение многочасовой смены такси);
- размеры и вес (чем компактнее и легче модель, тем меньше места она будет занимать и тем комфортнее будет ею пользоваться);
- удобство применения (простой интерфейс, сенсорный экран и пр.);
- способ подключения к сети (поскольку в автомобиле невозможно организовать проводное подключение к интернету, ККМ должны быть оборудованы модулем для беспроводной связи).
Среди представленных на сегодняшнем рынке моделей онлайн-касс можно выделить наиболее востребованные, а именно — Эвотор 5, MSPos K онлайн-касса (litebox 5) и МТС касса 5. Перейти в каталог мобильных онлайн-касс для такси.
НДФЛ и страховые взносы
Когда оплата за такси по транспортировке сотрудников домой обусловлена производственной необходимостью, у работников не возникает экономическая выгода, соответственно, НДФЛ удерживать не нужно. Такие поездки обусловлены интересами организации, а не сотрудников.
Следует помнить, что у организации должны быть подтверждающие документы об использовании работниками арендованного автомобиля или такси для служебных целей. Если таких документов нет, это указывает на то, что лица, используемые такси, имеют экономическую выгоду. А такой доход должен облагаться НДФЛ.
Что касается страховых взносов, то объектом их обложения признаются такие выплаты и вознаграждения, производимые физическим лицам при трудовых отношениях либо по договорам гражданско–правового характера, предмет которых представляет собой выполнения определённых работ или оказание услуг.
При оплате услуг такси организацией, польза возникает у нее, а не у сотрудников. В связи с этим объекта по обложению страховыми взносами не возникает.
Учесть в целях налогообложения расходы на такси по договору с транспортной компанией можно только в том случае, если расходы эти является обоснованными (к примеру, в целях производственной необходимости), а также документально подтверждёнными. Такие услуги признаются оказанными в интересах компании, что говорит о том, что у сотрудников облагаемого налогом дохода не возникает. Соответственно, из суммы, оплаченной такси за перевозку сотрудника домой, НДФЛ удерживать не нужно. Кроме того, страховые взносы на эту сумму также не начисляются.
Важно! Сумма, оплаченная за услуги такси по перевозке сотрудников домой не подлежит обложению НДФЛ. Также на эту сумму не начисляются страховые взносы, так как доход у сотрудника в этом случае не возникает.
Расходы на проезд в такси командированного работника
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.