关税同盟 الاتحاد الجمركي Customs Union Таможенный союз ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «关税同盟 الاتحاد الجمركي Customs Union Таможенный союз ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Состав Таможенного союза

Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.

Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

Читайте также:  Как получить международные водительские права в 2023 году?

Появление ТС изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года. Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый экономический регион и утверждении ТС. С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 год заключено дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что начиная с 2012 года создается общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство. 1 июля 2010 года заключен еще один важный договор, допустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий контроль за перемещением товаров на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы. В 2014-м Армения входит в Таможенный союз с Россией и остальными государствами. В 2015-м Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза. С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЭАЭС). Он создан для автоматизации и упрощения ряда процессов на границе по перемещению между странами продукции и товаров.

Хронология Таможенного союза

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.

Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Читайте также:  Как проверить алкоголь по акцизной марке

Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Пошлины для участников союза

Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.

Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.

Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.

Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода — восемьсот пятьдесят, а в 2013-м — уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях — Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы — вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России — И. И. Шувалов, от Киргизии — О. М. Панкратов, от Казахстана — А. У. Мамин, от Беларуси — В. С. Матюшевский, от Армении — В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.

Исполнительный орган комиссии — Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там — десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

Когда Узбекистан войдет в таможенный союз с Россией

Тема интеграции Ташкента в ЕАЭС, напомним, стала открыто обсуждаться с октября. О том, что Узбекистан прорабатывает вопрос членства в союзе, заявила в узбекской столице спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. О полноценных переговорах речь пока не идет.

Собеседники в российских госструктурах говорят, что запущен переговорный экспертный процесс и ведутся секторальные консультации по поводу членства Узбекистана в ЕАЭС, на которых обсуждаются «скрытые риски».

Представители Узбекистана высказываются на тему ЕАЭС очень аккуратно. В Самарканде представители узбекского МИДа в разговоре с «Коммерсант» отмечали, что идет процесс изучения «плюсов и минусов» членства в союзе. От более подробных комментариев дипломаты отказались.

Сенатор Алишер Курманов отметил, что в республике начались дискуссии на тему интеграции в ЕАЭС, но призвал их не форсировать. «Надо дать нашим экспертам немного времени разобраться, все взвесить и расставить точки над i. Потом будет возможность более продуктивно эту тему комментировать», – рассказал он «Коммерсанту».

Научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев отмечает, что Ташкент хотел бы осязаемых гарантий.

«У них есть промышленность, есть поддерживаемые государством сектора экономики и компании. Они хотят, чтобы все это сохранилось. И ставят вопрос о том, как мы эти интересы будем обеспечивать при вхождении (Ташкента. – «Ъ») в союз. Они хотят сохранить возможности по господдержке», – сказал эксперт. Он также отметил, что не было проведено ни одного исследования по поводу возможного эффекта вступления Узбекистана в ЕАЭС.

С 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан объединились для того, чтобы при осуществлении взаимных торговых операций действовали правила единой таможенной территории, отсутствовали таможенные пошлины и не вводились никакие ограничительные экономические меры.

Читайте также:  Штрафы за нарушения по онлайн‑кассам в 2022 году

Все основные цели и задачи были четко сформулированы в подписанных всеми участниками документах ТС:

  • единый порядок таможенного контроля для товаров, которые перемещаются через границы стран-участников ТС;
  • введение единых правил и процедур оформления и контроля товаров на таможне;
  • единый порядок маркировки и перемещения подакцизных товаров;
  • наведение порядка и контроля на внешних границах ТС;
  • общая методика таможенной статистики;
  • общие правила перемещения товаров и валюты физическими лицами, которые проживают на территории государств в рамках ТС;
  • создание условий для использования унифицированных электронных документов и т.д.

Все эти меры была направлена на то, чтобы обеспечить свободное движение товаров между странами-участниками ТС и наиболее благоприятные условия торговли с третьими странами. Ведь в договоре о создании ТС прописана в том числе и необходимость единого торгового режима в отношениях с третьими странами с применением единого таможенного тарифа.

Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

Чтобы этого добиться, предполагалось:

  • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
  • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
  • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *