Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», международными договорами и соглашениями и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
Административная правоспособность лиц, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие – на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной правосубъектности, чем граждане РФ. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству РФ или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и военной службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию РФ транзитом.
Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме того, к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в РФ или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, несоблюдение правил транзитного проезда через территорию РФ. В соответствии со ст. 3.10 КоАП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в РФ – соответствующими уполномоченными должностными лицами.
Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом, в соответствии с международными договорами не подпадают под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами имеют особый административный статус.
В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, действуют правила международного договора.
Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.
Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:
- мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
- папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
- оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно, при первом приближении к исследованию данного вопроса существующими различиями можно пренебречь и рассматривать иностранных граждан и лиц без гражданства как единую родовую общность: это — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан РФ, Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и апатридов является федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются, является сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами, наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.
Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные.
Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены следующие особенности праводееспособности:
1) они не могут быть государственными служащими, занимать ^которые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;
2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3) на них не распространяется воинская обязанность;
4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);
5) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;
6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов и др.);
7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан.
8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской организации;
9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;
10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).
В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется Законами РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., утвержденными Кабинетом Министров СССР 26 апреля 1991 г. «Правилами пребывания иностранных граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов. Некоторые субъекты Федерации тоже издали законы, влияющие на административно-правовой статус иностранцев (регулирующие вопросы их регистрации, передвижения, проживания). Так, Свердловская областная Дума 29 ноября 1994 г. приняла областной Закон «О порядке регистрации иностранных граждан на территории Свердловской области».
Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: — постоянно проживающих; — временно пребывающих;
— проезжающих через территорию РФ транзитом. Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в РФ, непосредственно в ОВД.
Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства, — вид на жительство. Он выдается ОВД негражданам РФ, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия их заграничных паспортов, а лицам без гражданства — бессрочно. Если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или подлинных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.
Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспечивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Оно вправе получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.
Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца.
Статья 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. По общему правилу условием приема является срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.
Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, а четвертые — в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан.
Особый срок регистрации устанавливается в соответствии с Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. На основании разрешения о привлечении иностранных рабочих срок регистрации определяется до одного года, а в отдельных случаях допускается его продление еще до одного года.
Административно-правовой статус беженцев
Беженец
– это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Основания и процедура признания лица беженцем:
- обращение с ходатайством о признании беженцем;
- предварительное рассмотрение ходатайства;
- принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
- выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
- рассмотрение ходатайства по существу;
- принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
- выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.
Налогообложение доходов иностранных работников
Один из важнейших вопросов, который интересует потенциального работника иностранного происхождения — порядок налогообложения его доходов. Как известно, иностранцы, в том числе и граждане союзных государств, покупают патенты на работу. Оплачивать патент необходимо наперед авансом (можно внести платеж наперед максимум на 1 год).
Стоимость патента идентична размеру НДФЛ, который должен был бы быть удержан с работника предприятием, на котором он работает. Согласно нормам ст.224 НК РФ размер налоговой ставки по НДФЛ идентичен ставке, которую удерживают с граждан РФ, и составляет 13% от оклада с учетом доплат и премиальных. В свою очередь работодатель не проводит удержание НДФЛ с начисленного дохода, так как платеж уже был перечислен в бюджет наперед.
Ограничения иностранцев в правах
Итак, статус иностранных граждан и лиц без гражданства отличается от статуса граждан РФ отсутствием определенных прав и обязанностей:
- им нельзя устраиваться на работу в государственные структуры, работать в полиции;
- им нельзя заниматься деятельностью, связанной с госбезопасностью;
- им не нужно нести воинскую службу;
- проживание на территории РФ возможно только по специальным документам – загранпаспорту или виду на жительство;
- есть и закон, ограничивающий передвижение иностранцев по стране, – им нельзя находиться в некоторых областях без специальных разрешений.
Однако для всех граждан – и граждан РФ, и иностранных, и апатридов – в любой стране должны действовать законы, гарантирующие им права и свободы человека, независимо ни от гражданской, ни от религиозной принадлежности.
Понятие административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность»- собирательное, обобщающее понятие, подчеркивающее наличие определённой связи между человеком и государством.1 В зависимости от степени этой связи личность выступает в различных правовых состояниях относительно принадлежности к конкретному государству: российские граждане — в состоянии гражданства, иностранные граждане в состоянии иностранства и лица без гражданства (апатриды) — в состоянии без гражданства. Каждое из этих состояний предполагает свой вид правового статуса личности (соответственно: гражданина, иностранного гражданина и лица без гражданства). Следовательно, проблемы личности в государстве нельзя сводить к проблемам гражданина- как носителя прав и обязанностей, в равной степени это проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих или проживающих в Российской Федерации.
Данный термин в современный научный оборот введен Бойцовым В.Я. (Система субъектов советского государственного права. — Уфа, 1990. С. 26). В дальнейшим был поддержан многими учёными и в настоящие время используется наравне с терминами «гражданство» и «без гражданство». Не претендуя на полный и всесторонний анализ всех юридических аспектов понятия «личность», рассмотрим лишь круг вопросов, связанных с регулированием административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В связи с этим представляется необходимым отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства являются специфическими субъектами административного права, находящимися в особого рода отношениях с государством. Но прежде чем выяснить этот особый характер отношений иностранных граждан и лиц без гражданства с государством, необходимо, прежде всего, определить, что вкладывается в понятие этих категорий лиц, и кто в соответствии с российским законодательством признаётся иностранным гражданином и лицом без гражданства. Так как исследование конкретного вопроса практически в любой отрасли знаний требует, прежде всего, определить понятийный аппарат, с которым предстоит работать.
Это особенно важно для общественно-политических наук, где неточность в дефинициях может привести к ошибочным политико-правовым выводам.
До образования Союза ССР, в законодательных актах первых лет советской власти первое понятие иностранца встречалось в положениях об иностранцах в УССР и БССР, утвержденных в 1922 году. В каждом из этих положений были систематизированы и объединены отдельные декреты этих республик, касавшиеся правового положения иностранных граждан. Понятие иностранного гражданина определялось в этих республиках отсутствием у лица гражданства любой из советских республик. Отсутствие гражданства
При этом имеется ввиду, что термин «СССР» рассматривается как синоним термина «России», поскольку в период с октября 1917 года по декабрь 1991 года Российское государство фактически существовало в границах Союза ССР и являлось правопреемником Российской империи. любой из советских республик должно было быть подтверждено предоставлением, заинтересованным лицом: а) надлежащего свидетельства о своём иностранном гражданстве; б) лицам, вышедших из гражданства любой из советских республик предоставлением ими свидетельства о своём выходе из указанного гражданства, полученного от надлежащих советских учреждений.1 Таким образом, категория «иностранец» включала в себя две группы лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства (это в свою очередь нашло отражение в научных исследованиях того времени).
Так, А.Н. Макаров в одном из первых научных исследований, посвященных правовому положению «иностранцев» в нашей стране, определяет понятие «иностранца — как всякое лицо, которое не является гражданином СССР»2.
Объединяя в эту категорию граждан других государств и лиц, не имеющих гражданства вообще, это обусловлено тем, что в советском законодательстве того периода институт лиц без гражданства отсутствовал.
После образования Союза ССР, 29 октября 1924 года, ЦИК СССР утвердил положение о союзном гражданстве.3 В этом Положении понятие иностранного гражданина не давалось, а понятие гражданства СССР определялось следующим образом: «Каждое лицо признаётся гражданином Союза ССР, поскольку им не будет доказано, что оно является иностранным гражданином». Из такого определения вытекало, что, если лицо могло доказать свою принадлежность к какому-либо иностранному государству, то оно признавалось иностранным гражданином. Основным доказательством принадлежности лица к иностранному государству считалось представление им действующих национальных документов. Следует отметить, что в приведённом определении чрезмерно широко толковалось понятие советского (российского) гражданства.
Такая формулировка заставляла включать в число советских (российских) граждан большое количество иностранных граждан, которые по различным причинам не могли или даже не желали доказывать своё иностранное гражданство.
Вместе с тем такое определение иностранного гражданина серьёзно затрудняло и практическую работу соответствующих органов государственного управления по перерегистрации и документированию иностранных граждан, проживающих в то время в СССР.1
В разработанном через год НКВД РСФСР Положении о видах на жительство для иностранцев2, понятие иностранца было несколько уточнено. «Иностранцами, говорилось в ст. 1 этого Положения, — именуются граждане государств, не входящих в состав СССР, имеющие в удостоверение этого надлежащие национальные паспорта и не являющиеся гражданами СССР». Из данного определения вытекает, что для признания лица иностранным гражданином оно должно, во-первых, принадлежать к гражданству иностранного государства, во-вторых, иметь в подтверждение этого действующий национальный паспорт и, в-третьих, не быть гражданином СССР. Указание на то, что иностранные граждане должны иметь действующие национальные паспорта, подтверждающие их принадлежность к конкретному иностранному государству, имело существенное практическое значение.
Защита прав иностранных граждан и их правовое положение в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который можно . Плюс договоренности, подписанные с другими государствами.
Иностранные граждане имеют статуса имеют такие же права, что и российские, за исключением:
- Они не работают в госучреждениях или муниципальных управлениях.
- Не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов.
- Не служат в составе вооруженных сил Российской Федерации. Они могут наниматься по контракту, но не имеют права попадать в командный состав военных экипажей.
- На отдельные должности иностранцев не принимают.
Иностранные граждане имеют право получить один из следующих статусов:
- Временно прибывших людей, с визой или по безвизовому режиму.
- Проживающие временно (при наличии документа, разрешающего временное пребывание на территории страны).
- Проживающие постоянно. Они имеют такие же права, как и обычные граждане, могут получать пособия, пенсию, льготы, бесплатную медицинскую помощь и др.
- Индивидуум, имеющий иммунитет дипломата.
- Лицо, запрашивающее или получившее статус беженца.
- Если иностранец не может доказать свою принадлежность к какой-либо стране мира (например, при утере документов) и не имеет статуса на территории РФ, он попадает под правовой статус апатрида.
Отдельные категории иностранных граждан
- Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
- Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
- Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
- Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
- Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
- Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин
– лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.
1. В зависимости от статуса субъекта, которому он принадлежит: а) административно-правовой статус личности; б) административно-правовой статус гражданина; гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство другого государства; лицо без гражданства – не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства. Административно-правовой статус личности присущ и российскому, и иностранному гражданину, и апатриду. Особенность административно-правового статуса иностранцев и апатридов в РФ состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.
Иностранцы и апатриды в международном праве
Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.
Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов. Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.
Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).
Основы правового статуса
В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.
Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного населения, апатридов и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.
Апатридами считаются лица, у которых нет гражданства и одновременно с этим они не имеют подданства другой страны, подтвержденного официальными документами.
Апатриды, которые постоянно находятся на территории государства и имеют вид на жительство, не могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Соответственно, на государственном уровне они лишены этой возможности.