Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки действия разрешений на строительство в России продлят до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения, возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.
Главной отличительной особенностью градостроительного плана земельного участка является то, что он носит исключительно информативный характер, то есть отображает параметры земельного участка, которые регламентируются Правилами землепользования и застройки, а также иными нормативно-правовыми актами.
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (в редакции приказов Минстроя России от 21 июля 2021 г. N 500/пр и от 7 октября 2021 г.
Кроме того, закон позволяет не проводить государственную экспертизу проектной документации на соответствие «техническим» требованиям при завершении строительства многоквартирных домов и иных объектов, включенных в Единый реестр проблемных объектов, если ранее такая экспертиза уже проводилась и в проект не вносились изменения, требующие экспертизы.
Какие сведения нужно указывать о сособственниках и/или соарендаторах?
Минстрой по этому вопросу пока не дал разъяснений.
Поэтому, исходим их того, что в отношении этих лиц нужно указывать те же сведения, что и о застройщике.
То есть, указываем – ФИО, место жительства и паспортные данные.
Например, сособственник Иванова Зульфия Моисеевна, проживающая по адресу: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20, паспорт гражданина РФ серия 03 02 номер 555444, выдан 01 апреля 2018 года ОФМС г. Нижнезадрипанска, код подразделения 772-003, зарегистрированная по месту жительства: Московская область, г. Нижнезадрипанск, ул. Веселая, дом 5 кв. 20.
Примечание.
Поскольку Минстрой не давал еще разъяснений по заполнению Уведомления о начале строительства, то остается открытым вопрос: нужно ли указывать в строке 2.4 сведения о банке, который имеет залоговые права на участок (например, когда участок является предметом залога по кредитному договору).
Данный вопрос пока остается открытым.
Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2021 года
В соответствии с ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2021 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.
О градостроительном плане земельного участка
На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Нормативная база по выдаче градостроительного плана заявителю закреплена Градостроительным кодексом РФ N 190-ФЗ статья 55. Вся информация о том, каким образом предоставляется услуга и выдается результат, должен присутствовать на сайте администрации или стенде в его помещении. Чтобы юридическому или физическому лицу получить документ, потребуется обратиться в орган местной власти (администрацию поселения, к которой относится земельный участок) с заявлением и пакетом документов.
На подготовку, согласование и утверждение плана регламентом определен срок, он составляет не более:
- 30 рабочих дней — в регионах;
- 20 дней — в Москве.
Аналогичный порядок действует и в отношении земель под ИЖС. В этом случае в определенной графе формы документа указывается вид разрешенного использования:
- для ИЖС;
- для ведения ЛПХ, если имеется возможность строительства жилого строения.
- проектная документация
- разрешение на строительство
Градостроительный план земельного участка 2021 как получить
В Закон о госрегистрации, которым руководствуются органы Росреестра, были внесены масштабные поправки (Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ). Вот наиболее важные из них:
1) зарегистрировать право собственности, поставить недвижимость на кадастровый учет, получить выписку из ЕГРН можно будет не в самом Росреестре, а в специально созданном при нем бюджетном учреждении.
Выделяется своего рода клиентская служба Росреестра, чтобы разгрузить регистраторов. Гражданам будут оказывать услугу выездного приема (принимать документы непосредственно на дому).
Причем, для льготных категорий выезд специалиста будет бесплатным (это инвалиды 1-2 группы, дети-инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ),
2) подать заявление о кадастровом учете и регистрации собственности на недвижимость в результате строительства или реконструкции частного жилого или садового дома, объединения или разделения земельных участков, заключения сделки можно будет электронно, через Личный кабинет на сайте Росреестра (для этого достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги»).
А если сделка оформлялась через нотариуса, то он сможет от имени гражданина подать заявление в Росреестр о регистрации собственности и постановке объекта на кадастровый учет,
3) в базе кадастрового учета будут отражаться новые сведения:
— теперь при оформлении нового участка земли можно будет заранее увидеть, что он находится на территории, зарезервированной для государственных нужд — чтобы избежать неприятностей в будущем,
— в кадастре укажут, что участок находится в стадии судебного спора по поводу его изъятия — и невозможно будет оформить регистрацию на него до окончания разбирательства,
— предоставят подробные данные о кадастровом инженере, который выполнял работу в отношении конкретного объекта недвижимости (Ф.И.О., СНИЛС, наименование СРО, к которой он прикреплен, и реестровый номер),
4) Наследники смогут снять с учета объект недвижимости, который фактически полностью разрушен, но все еще числится на кадастровом учете.
Теперь им не нужно будет сначала регистрировать собственность на этот объект — ликвидацию оформят сразу же, на основании документа о наследовании,
5) Закон запрещает деятельность коммерческих организаций, которые, в т.ч. через интернет, перепродают выписки из ЕГРН. Получить выписку можно будет либо непосредственно в Росреестре, либо подведомственных ему учреждениях.
Вступает в силу закон о выявлении правообладателей недвижимости, которую они приобретали ранее 1998 года, т.е. еще до введения ЕГРН (Закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ).
Дело в том, что закон признает такие права действующими, но при этом они не отражены в реестре недвижимости — так что, кто истинный правообладатель объекта, точно неизвестно.
Поэтому с 29 июня органам местного самоуправления поручается провести тщательное расследование по этому поводу:
— они должны будут установить, какие на их территории имеются объекты недвижимости, не имеющие, по данным Росреестра, правообладателя,
— чтобы установить владельца, местным властям разрешается направлять запросы в ФНС, полицию, ПФР, ЗАГС, а также к нотариусам — те обязаны предоставить необходимую информацию в кратчайший срок,
— установленному правообладателю направляется проект решения о выявлении ранее учтенного объекта недвижимости в его владении — и в течение 45 дней тот может представить свои возражения по этому поводу,
— при отсутствии возражений орган муниципальной власти направляет свое решение в Росреестр, на основании чего в ЕГРН вносятся сведения о собственнике недвижимости.
Напомню, что и сами граждане, которые приобрели недвижимость до 1998 года или получили ее после по наследству, могут сейчас обратиться в МФЦ для подтверждения своего права.
Внесенная в ЕГРН запись о регистрации собственности позволит избежать многих проблем в будущем и им, и их наследникам.
Но законодательные акты меняются. Росреестр в начале 2021 года внес на рассмотрение законопроект, который разрешит регистрацию домов для ижс и садоводства, а также гаражей, бань без согласования с аэродромом, даже если эти дома находятся на приаэродромной территории (в радиусе 30 км от аэропорта).
Целью законопроекта является совершенствование порядка оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах приаэродромных территорий и санитарно-защитных зон.
Если законопроект одобрят, это позволит существенно сократить общие сроки согласования ИЖС. Ведь, по сути, доходит до абсурда – высотные здания соседних улиц не мешают Росавиации, а двухэтажные частные домики надо обязательно согласовывать, хотя они никаким боком не оказывают негативного влияния на организацию приаэродромных территорий.
В начале марта 2021 года Минэкономразвития вынесло заключение об оценке законопроекта №339-АХ/Д26и от 4.03.2021.
Как согласовать с другими аэропортами объект строительства
Для других аэропортов, а также для объектов, которые превышают 20 м по высоте, и 500 кв. м. по площади порядок согласования остался прежним. Собственнику, планирующему строительство капитального объекта на приаэродромной территории, необходимо подать заявление в Управление Росавиации. Для рассмотрения обращений создаётся комиссия, которая в течение 30 дней вынесет решение о согласовании строительства или отказе.
Список документов, которые требуется подать для получения разрешения от Росавиации состоит из:
- Заявления на согласование, в котором указывается информация об объекте строительства: наименования строения и его назначение, этажность, материалы конструкций, планируемая высота по отношению к уровню земли, абсолютная и относительная точка наивысшей отметки. Также указывается расположение строения относительно контрольной точки аэродрома с описанием координат в определённой системе и дополнительная информация по решению заявителя.
- Выписки ЕГРН на земельный участок.
- Схемы расположения объекта на карте.
- Схемы будущего строения в плане с размерами в горизонтальной плоскости.
- В некоторых случаях — геодезический отчёт, содержащий сведения о географических координатах и высоте рельефа в месте расположения дома.
- СПОЗУ и ГПЗУ.
- Заключения Роспотребнадзора.
- Картографии местности.
В результате проверки документов и оценки соответствия предполагаемого строения нормам члены комиссии выносят решения о согласовании или отказе, который должен иметь чёткие обоснования.
В соответствии со статьей №57.3 Градостроительного кодекса РФ, для получения ГПЗУ нужно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и пакетом дополнительных бумаг. Данная структура проводит подготовку, регистрацию градостроительного плана надела.
Эта услуга предоставляется на бесплатной основе. Также можно получить ГПЗУ в Многофункциональном центре (МФЦ). Доступна подача запроса и через интернет. Для этого нужно воспользоваться порталом Госуслуги.
Алгоритм действий по получению ГПЗУ:
- сбор пакета документов;
- составление заявления. Оно пишется на имя Главы администрации района либо руководителя Департамента, Отдела архитектуры и градостроительства. В шапке приводятся данные заявителя. В основном блоке прописывается просьба о получении ГПЗУ, с указанием адреса расположения недвижимого имущества, кадастрового номера. Также отмечаются реквизиты правоустанавливающих документов. Составлять заявление рекомендуется в двух экземплярах (один из них заверяется и остается на руках у лица, подающего запрос);
- посещение местной администрации либо МФЦ;
- подача заявления и пакета документов сотруднику госструктуры. Получение расписки о приеме бумаг;
- ожидание готовности градостроительного плана;
- получение документа под роспись.
Связь с другой документацией
До оформления ГПЗУ заявителю необходимо заранее подготовить нижеприведенную техническую документацию:
- Топографический план. До начала застройки проводится топографическая съемка земельного участка, информация о которой заносится в ГПЗУ.
- Ситуационный план — оформляется, если топографическая съемка ведется с высоты. В этом документе фиксируются границы участка и прилегающие к нему объекты.
- Проект межевания территории. В этом документе фиксируются сведения об установленных границах участка.
- Специальные технические условия (СТУ).
- Кадастровый паспорт земельного участка (в виде выписки из ЕГРН).
До 1 июля 2017 года за данное направление деятельности несла ответственность местная организация по градостроительству и архитектуре. Для Москвы ею являлся местный комитет по данным вопросам. С изменением в законодательстве и характере плана орган утратил свои полномочия по разрешительной деятельности. Смена юридического статуса документа с разрешительного на информационный отразилась на действиях с ним.
Оформившие бумаги после указанного срока по новым правилам обращаются за регистрацией, а не получением разрешения.
Либерализация законодательства постепенно меняет правила для индивидуального строительства. По новым правилам легче оформить требуемые справки и свидетельства. Построенные с нарушением объекты не сносятся в течение короткого срока с момента выявления нарушений. Теперь недостатки и ошибки допускается исправить, приведя конструкцию в соответствие с нормативами. Полностью игнорировать правила, указанные в земельном и градостроительном кодексе не следует. ГПЗУ учитывает допустимые на конкретном участке земли изменения.
Внесение изменений в ПЗЗ г. Москвы
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Москвы утверждены Постановлением Правительства Москвы № 120-ПП от 28.03.2017 г. «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы». Внесение изменений в ПЗЗ регулирует Постановление Правительства Москвы № 457-ПП от 17.05.2018 г. «Об утверждении Порядка направления и рассмотрения предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы».
Основной порядок внесения изменений в ПЗЗ в Москве выглядит следующим образом:
- Разработка обосновывающих проектных материалов (буклета).
- Подача заявления от имени заказчика на внесение изменений в ПЗЗ.
- Рассмотрение заявления уполномоченным органом власти (совместные слушания, ГЗК и т. д.).
- В случае одобрения проекта готовятся распоряжение на внесение изменений в ПЗЗ и проект внесения изменений в ПЗЗ.
- Проведение публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ.
- Разработка и утверждение Постановления Правительства Москвы о внесении изменений в ПЗЗ.
ГПЗУ и разрешение на строительство. Порядок подготовки и выдачи
В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке. В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме. То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.
После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана — основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство. Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.
При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.
С 1 июля 2017 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением. Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление госуслуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.
В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.
Документы, необходимые для получения ГПЗУ:
- заявление;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).