Порядок и правила допуска к управлению самоходными машинами с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и правила допуска к управлению самоходными машинами с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Замена прав тракториста машиниста происходит с соблюдением определенного порядка. Например, если у документа на замену просто истек срок действия, вам не придется повторно сдавать экзамен, чтобы его поменять и водить трактор.

Оформление прав для трактора: документы

Новые права тракториста машиниста выдадут, только если успешно пройти испытания. Но прежде чем сдавать экзамены, требуется собрать бумаги:

  • Напишите заявление. Писать его дома нет необходимости. Образец дадут при обращении за правами для трактора.
  • Без удостоверения личности также не обойтись. Достаточно паспорта. Тем более что в этом документе есть еще одна очень важная информация – о месте жительства или пребывания.
  • Медицинская справка, подтверждающая, что тракторист-машинист имеет нормальное здоровье и может водить трактор.
  • Подтверждение успешного обучения на права. Это не касается людей, которые готовились самостоятельно.
  • Фотографии 3 х 4 см. Достаточно двух штук. Но важно чтобы они были выполнены на матовой бумаге.

Категории самоходных машин

Допуск к управлению самоходными машинами зависит от установленной категории машин.

КАТЕГОРИЯ ЧТО ОТНОСИТСЯ
“A” Автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автодорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км в час и менее:
  • I – внедорожные мототранспортные средства;
  • II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число мест для сидения в которых, кроме места водителя, не превышает 8;
  • III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (за исключением относящихся к категории “A IV”);
  • IV – внедорожные автотранспортные средства для перевозки пассажиров и имеющие, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения.
“B” Гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 киловатта
“C” Колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 киловатта
“D” Колесные машины с двигателем свыше 110,3 киловатта
“E” Гусеничные машины с двигателем свыше 25,7 киловатта
“F” Самоходные сельскохозяйственные машины

Важные моменты по самоходным машинам

Необходимо знать, на какие категории делятся самоходные машины и какие нужно получить права. От этого зависит уровень безопасности в компаниях и организациях.

Для управления подобными транспортными средствами требуется получать специальные удостоверения.

Сотрудниками ГИБДД управление самоходными машинами по несоответствующим правам квалифицируется, как вождение без удостоверения. Ответственность за нарушение данного правила может быть не только административной, но даже уголовной.

При достаточно серьезных нарушениях к ответственности могут быть привлечены не только исполнители нарушения и преступления, но руководители компаний, в которых они работают.

Наказания на них возлагаются по той причине, что они допустили управление техникой людьми, не имеющими на это права и должных навыков.

Что нужно для замены прав

Смена свидетельства по какой-либо причине требует наличия обязательных соответствующих документов, заявления и уплаты Госуслуги оформления удостоверения.

Новый сертификат выдаётся после подачи Горгостехнадзору заявления водителя.

Документ содержит установленный законом перечень сведений:

  1. Наименование организации, производящей замену свидетельства.
  2. Полная именная формула, место жительства или регистрации, номер сотового телефона, персональные данные заявителя.
  3. Название самого документа.
  4. Причина получения прав.
  5. Сведения о предыдущем разрешении.
  6. Перечень прикреплённых документов.
  7. Дата написания заявления, личная подпись.

Подробная расшифровка тракторных прав

Определенные удостоверения машиниста-тракториста предполагают владение рядом необходимых умений. Рассмотрим в таблице расшифровку категорий тракторных прав.

Категория Умения и навыки машиниста
«В» Тракторист-профессионал, умеющий управлять самоходным автотранспортом. Это подразумевает:

эксплуатацию трактора вкупе с прицепными грузами и иными приспособлениями различных габаритов и веса;

контроль за погрузкой/разгрузкой;

проведение ситуативных или плановых ремонтных работ своей техники.

«С» Машинист с данной категорией должен уметь:

управлять тракторами, подходящими под тип категории, имеющими прицепы разного веса и размеров;

уметь ремонтировать двигатель и другие узлы машины.

«D» Тракторные права категории «Д» подразумевают:

управление мощными тракторами с разнокалиберными прицепами;

проведение ремонта: как ситуативного, так и планового.

«Е» Трактористы с этой категорией должны уметь не только управлять гусеничным трактором, но быть способными провести самостоятельно ремонт его двигателя.
Читайте также:  Кому и как могут бесплатно установить умные счетчики электроэнергии в 2022 году

А теперь рассмотрим более детально требования к будущему трактористу-машинисту.

Допуск к экзаменационным испытаниям

Чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение одной из категорий транспортных прав, гражданину необходимо иметь при себе следующее:

  • диплом, свидетельство или иной документ, подтверждающий наличие соответствующего профессионального образования, позволяющего управлять самоходным автотранспортом и, в частности, тракторной техникой;
  • справку о прохождении медкомиссии, освидетельствование, доказывающее неимение противопоказаний к вождению и управлению трактором;
  • для сдающих экзамен на получение тракторной категории «А» (кроме группы «I») — водительские права соответствующей категории, опыт вождения от 1 года.

Какие соответствуют знаки

Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.

Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.

Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.

Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:

  • распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
  • не распространяются на самодвижущуюся технику;
  • или распространяют свое действие именно на самоходные машины.

Движение трактора в городских условиях

В городах, как известно, большая концентрация транспортных средств и интенсивное движение пешеходов. Все это требует от водителя повышенного внимания и строжайшего соблюдения Правил дорожного движения.

При многорядном движении необходимо строго соблюдать правила сигнализации и перестроения в рядах. Пересечение путей транспортных потоков и пешеходов требует определенного чередования движения. Регулирование на перекрестках снижает опасность движения. Однако здесь водитель должен внимательно следить за сигналами.

Проезжая через пешеходные переходы и в местах, где можно ожидать внезапного появления пешеходов на проезжей части, водители должны быть особенно внимательны к действиям пешеходов.

Какие соответствуют знаки

Тракторист-машинист, осуществляющий управление самоходной техникой, обязан руководствоваться требованиями всех дорожных знаков, перечисленных в Приложении 1 к Правилам.

Все предупреждающие и знаки приоритета распространяются на водителей механических транспортных средств без каких-либо исключений.

Другими словами, водитель трактора должен так же, как и водители легковых автомобилей, останавливаться на красный сигнал светофора или уступать дорогу ТС, движущимся по главной дороге.

Среди запрещающих знаков есть знаки, которые:

  • распространяют свое действие на все механические ТС, в том числе, и самоходные;
  • не распространяются на самодвижущуюся технику;
  • или распространяют свое действие именно на самоходные машины.

К 1-й группе относятся такие указатели, как, например:

  • 1., запрещающий въезд всех ТС;
  • 2., вносящий запрет на движение всех ТС;
  • 3., регламентирующий запрет на движение только механическим ТС (в том числе, и самоходным);
  • 4., гласящий о невозможности движения для грузовых авто с массой свыше 3,5 тонн, тракторов и самодвижущихся машин.

Ко 2-й группе относятся:

  • 5.;
  • 8.;
  • 9.;

К 3-й группе можно отнести такой указатель, как 3.6. “Движение тракторов запрещено” – знак воспрещает езду не только для тракторов, но и для других самодвижущихся машин.

Требования предписывающих знаков распространяются на водителя самоходной техники в полном объеме.

Методика, применяемая в Гостехнадзоре при сдаче экзамена

Действующая в настоящее время методика по приёму экзаменов в инспекциях Гостехнадзора соответствует Инструкции «О порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утверждённой Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 807.

Экзамены сдаются в следующей последовательности:

  • по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
  • по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получающих квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
  • по правилам дорожного движения — теория;
  • комплексный (по практическим навыкаем вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.

Билеты по эксплуатации содержат от 5 до 15 вопросов в зависимости от категории трактора или машины, билеты по ПДД содержат 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до шести ответов, один из которых правильный.

Для ответа на каждый билет предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.

Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на вопросы всех билетов.

Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители не сдал, хотя бы один билет. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.

Читайте также:  6-НДФЛ за 2021 год — подробная инструкция и образец заполнения

Билет считается не сданным, если превышено время экзамена или даны неверные ответы на:

  • 2 вопроса, если в билете менее 8 вопросов;
  • 3 вопроса, если в билете 8 и более вопросов.

Информация о правильности ответов на вопросы билетов будет показана на экране Вашего монитора только по окончании ответа на вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных Вами и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.

В инспекциях Гостехнадзора, повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. На нашем же сервисе Вы можете начать повторный экзамен в любое время, как после неудачной, так и после успешной попыток сдачи.

Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?

При получении водительских прав владелец одного или нескольких транспортных средств получает возможность законно использовать свое движущееся имущество по дорогам общественного пользования. При этом в правах четко указаны те категории транспортных средств, которые имеет право водить человек. Так, категория «B «свидетельствует о том, что водитель получает право водить легковые автомобили, весом до 3,5 т. Для транспортных средств в большей массой, в том числе тракторов, должна быть открыта категория «C».

Полученные водительские права дают возможность управлять всеми имеющимися в распоряжении транспортными средствами, но только при условии наличия открытых соответствующих категорий. Соответственно, в случае конфискации водительских прав, человек лишается законного права управлять всеми, без исключения, имеющимися в его собственности, транспортными средствами. В связи с этим можно уверенно утверждать, что при лишении прав на вождения автомобиля, человек автоматически лишается возможности использовать трактор на дорогах общественного пользования.

Характеристики спецтехники

Помимо основных классификационных признаков (по сфере применения, по типу передвижения, по типу машин), спецтехника имеет ряд определенных характеристик, которые необходимо учитывать при ее покупке:

  • Размеры (длина, высота, ширина). Особенно важно учитывать размеры при покупке спецтехники для использования в ограниченном пространстве (в городских условиях, в густых лесных насаждениях и пр.).
  • Масса. В техпаспорте любого ТС указывается полная масса вес машины с максимальной загрузкой. Соответственно, чем ниже собственная масса спецтехники, тем больший вес груза она может перевезти. Также на многих региональных и федеральных трассах существует ограничение по массе тяжелые ТС не могут самостоятельно передвигаться по этим дорогам.
  • Мощность (грузоподъемность).
  • КПД. Чем выше КПД, тем лучше. Другими словами, производители стремятся повысить эффективность работы спецтехники, добиваясь максимального результата при минимальных затратах.
  • Дополнительное оборудование. Обычный трактор сам по себе не несет особой ценности. Но ситуация кардинально меняется, если использовать его в комплексе со специальным навесным оборудованием с его помощью можно перевозить грузы, обрабатывать землю, убирать урожай и т.д.
  • Степень инновации. Чем современнее оборудование, тем оно эффективнее. Новейшие разработки призваны удовлетворять растущие запросы покупателя, повышать эффективность работы машин и агрегатов.

Основной порядок сдачи экзамена

Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:

  1. Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
  2. Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
  3. Сдача теории по ПДД.
  4. Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:

  • начало движения на подъеме с места;
  • разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
  • заведение машины в бокс задним ходом;
  • постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
  • остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.

При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.

Подводные камни при сдаче экзаменов

Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.

Читайте также:  В какой срок после выписки нужно прописаться?

Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.

Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.

Экзамен в Гостехнадзоре

Для сдачи экзамена Гостехнадзора на право управления самоходными машинами необходимо отучиться в лицензированном учебном центре. В процессе обучения, обучающийся должен изучить основы управления самоходными машинами, правила дорожного движения для самоходных машин, а также пройти производственную практику. То есть обучение подразделяется на практическое и теоретическое.Обращаю Ваше внимание что, для разных категорий разное требование по возрасту, то есть к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста:16 лет — для самоходных машин категории «АI»;17 лет — для самоходных машин категорий В, С, Е, F;18 лет — для самоходных машин категории D;19 лет — для самоходных машин категорий АII, АIII;22 лет — для самоходных машин категории АIV.Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется по месту жительства (регистрации), либо по месту нахождения учебного центра после окончания обучения.До проведения экзамен Гостехнадзора необходимо оплатить госпошлину и предоставить инспектору следующие документы: чек оплаты, заявление, документ, удостоверяющий личность (паспорт), медицинскую справку, документ об образовании или квалификации, водительское удостоверение (для категорий АII, АIII, АIV – обязательно, для остальных при наличии). После рассмотрения документов, назначается время и место проведения экзамена. Так же сдается экзамен ПДД Гостехнадзора.

Экзаменационные билеты Гостехнадзора состоят из вопроса и нескольких вариантов ответов, среди которых один верный. Так же некоторые вопросы могут включать интерактивную картинку. Билеты по категориям включают от 6 до 20 вопросов (в зависимости от категории). Вопросы формируются из НПА, регулирующую деятельность связанную с управлением, эксплуатацией самоходных машин, поднадзорных Гостехнадзору. Билеты Гостехнадзора и включают следующие темы:- правила безопасной эксплуатации самоходных машин и основ управления ими;- правила эксплуатации самоходных машин, сельскохозяйственных машин и оборудования и основ управления ими (для категории «F» и квалификации тракториста-машиниста;- законодательство РФ в части, касающейся обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды при эксплуатации самоходных машин, а также уголовной, административной и иной ответственности при управлении самоходными машинами;- факторы, способствующие возникновению аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий;- элементы конструкций самоходных машин, состояние которых влияет на безопасность жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;- методы оказания первой помощи пострадавшим при авариях, несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;- Правила дорожного движения РФ и ответственность за их нарушения.

Более мощные представители

Например, ДТ-75. Этот трактор к какой категории относится? Как и его сородич под индексом 175, машина причислена к третьему классу. Применяется техника при добыче руды и других полезных ископаемых, а также в аграрной сфере. К представителям этой группы также можно отнести: «Агромаш-90», «Джон Гир-6»,» Нью Холанд», «Беларус-1523».

Четвертый класс тракторов представлен несколькими колесными и гусеничными вариантами. Среди них: «Беларус -2022/2103», ХТЗ-181, АТМ-3180, седьмая серия от американского , а также обновленная версия «Нью Холанд».

Пятая категория техники оснащается полным приводом и гусеницами либо протекторами с широким, глубоким рисунком. Машины применяются в разнообразном спектре аграрной сферы, а также выполняют функцию тягача при передвижении по бездорожью. Среди пятого класса наиболее востребованными являются марки: «Беларус-2522/3022», «Кировец», «Магнум», Т-250/501.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *