Этимология понятий и схема отмывания преступных доходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этимология понятий и схема отмывания преступных доходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.

В работе А.В. Шашковой затрагивается вопрос возникновения термина «легализация», который традиционно увязывается с принятием «сухого закона» в США. Понятие «легализация» («отмывание») преступных доходов появилось в США в 20-х годах 20 века и было связано с деятельностью Альфонсо Капоне. В 1920 г. в США вступила в силу 18-я поправка к Конституции США, так называемый «сухой закон», принятая конгрессом еще в 1917 г.

Принятый закон после вступления в действие повлёк за собой значительный рост подпольного производства алкогольной продукции и их контрабанду, приносящие большие прибыли. Данная прибыль находилась в сфере теневой экономики и требовала своей легализации, т.е. возвращения в законный оборот. По основной версии, полученные преступным путём денежные средства смешивались с законно получаемой выручкой от сети прачечных самообслуживания, принадлежавшей Альфонсо Капоне. Таким способом осуществлялась легализация преступных доходов.

В отечественной истории на примерах памятников русского права, несмотря на отсутствие современного термина «легализация» («отмывание»), можно обнаружить нормы, затрагивающие легализацию как социальное явление. Так, Псковская судная грамота 1467 года разграничивает законное и незаконное получение имущества. Покупатель совершая на торгу сделку купли-продажи должен был дать присягу, что новое имущество приобретено правомерным путём. Подтверждение законности получения имущества в Псковской судной грамоте касалось лишь новых вещей.

Судебник 1497 года в ст. 46 требует доказательств законности сделки на основании свидетельских показаний, данных очевидцами совершённой сделки купли-продажи. При отсутствии очевидцев допускалась присяга.

Судебник 1550 года распространяет требование доказывания правомерности приобретения имущества как на новое, так и на старое («что поношено у носящего или с лавки»). Условием законности сделки купли-продажи является наличие поручительства за продавца, в качестве которого выступает рядовая порука со стороны постоянных продавцов рыночного ряда. При отсутствии таковой купивший теряет право на иск.

В Соборном уложении 1649 года также предусмотрена ответственность за куплю-продажу вещей, совершённую без поруки. Здесь понятие правомерности владения распространяется и до использования данной вещи. Кроме того, предусматривается ответственность не только за укрывательство преступников, но и за приём, хранение или продажу похищенного имущества. Тем самым был юридически предусмотрен запрет на легализацию имущества, добытого преступным путём.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года предусматривает наказание к лицу, совершившему сбыт преступного имущества, украденного или через насилие полученное другим лицом, а также ответственность за скупку недвижимого имущества у неправомерного лица, т.е. незаконно им владеющего. Данные положения достаточно близко лежат с современным пониманием легализации.

В первые термин «отмывание» был использован в 20 веке при освещении в британской газете The Guardian так называемого Уотергейского скандала, событий, связанных с проведение предвыборной кампании президентом Соединённых Штатов Америки Р. Никсоном. По данному событию приведены сведения, что используемые в предвыборной кампании денежные средства в размере 200 тысяч долларов ранее были направлены в Мексику под видом пожертвований.

В настоящее время в международном праве, в частности в ст. 6 принятой 08 ноября 1990 года в г. Страсбурге Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», под легализацией (отмыванием) преступных доходов понимается осуществление с данным имуществом таких действий, которые нацелены на сокрытие преступного источника их происхождения.

В российском законодательстве также приводятся понятия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ N 115 «О противодействии легализации») даны следующие понятия:

«доходы, полученные преступным путём, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»1.

Как видим, явление легализации преступных доходов, вопросы «чистоты» полученного имущества, находились в поле зрения и в прошлые времена, но в современном мире данная проблема становится особенно остро в связи с развитием электронных средств перевода, со становлением в России рыночной экономики, с появлением транснациональной преступности, усложнением схем легализации преступных доходов и запутывания следов преступной деятельности.

Состав простой легализации преступных доходов, предусмотренный ч.1 ст.174 УК РФ

  1. Объект: легальный финансово-экономический оборот, нарушаемый путем внедрения незаконно добытых денежных средств или имущества.
  2. Объективная сторона: придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом, добытым третьими лицами незаконным путем (то есть перевод активов из теневой экономики в экономику официальную). Отмывание совершается путем совершения финансовых операций и сделок. К финансовым операциям относятся любые операции с деньгами – переводы, размен, обмен, наличные и безналичные расчеты и т.д. К сделкам относятся действия, направленные на установление, корректировку или завершение гражданских прав и обязанностей.
  3. Субъект: вменяемое физлицо, достигшее 16 лет.
  4. Субъективная сторона: прямой умысел. Цель – придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом.

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Откуда и как уходят деньги

Атака на банки может идти по двум сценариям — непосредственно на инфраструктуру банка и счета или же на банкоматы и связанные с ними системы. Разумеется, схемы вывода и последующего отмыва денег после этого немного различаются. Но суть одна — злоумышленники пытаются вернуть средства, добытые неправомерными способами, в экономику.

Традиционно в криминалистике непосредственный процесс отмывания денег делят на три стадии:

  • размещение — первый перевод со счета жертвы на счета мошенников или вклад похищенной наличности;
  • наслоение — проведение многочисленных операций, которые призваны скрыть происхождение средств и их настоящего владельца;
  • интеграция — отмытые деньги инвестируются в легальный или криминальный бизнес.

Последний этап — интеграция уже отмытых средств обратно в экономику — это отдельная тема, которая заслуживает отдельного поста. Поэтому подробно рассматривать его здесь мы не будем. Однако поскольку поиск методов отмывания денег после успешной атаки — не вариант, добавляется еще одна фаза. Задолго до того, как финансы будут похищены и механизмы легализации финансов придут в действие, начинается процесс подготовки.

Схемы легализации средств в России

Существует несколько распространенных рабочих схем по легализации денежных средств.

Например, это «иностранная система», когда 2 компании заключают между собой договор. Одна из таких фирм находится на территории России, другая — за границей.

Читайте также:  Порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа

В договоре прописаны все нюансы, в том числе и порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций. После заключения договора российская фирма получает деньги, но не оказывает услуг (например, не осуществляет поставку товара). Зарубежные партнеры подают в суд, выигрывают дело.

Неустойку в виде той или иной суммы с помощью судебных приставов перевозят за границу (в страну, где находится данная иностранная компания).

Следует сказать, что руководители этих двух организаций находились в предварительном сговоре, их действия позволили беспрепятственно перевести деньги на иностранный счет, после этого указанными средствами можно воспользоваться на законных основаниях.

Весьма распространенным способом легализации является, так называемая, банковская схема.

Руководящие работники банка оформляли кредиты на персонал своей же организации (уборщики, неквалифицированные рабочие), причем сумма данных кредитов была весьма значительна.

Данным сотрудникам говорили, что договор оформляется только на бумаге, обещали выплатить крупные премии за их согласие на участие в махинации.

По факту получалось так, что долг по невыплаченному кредиту оставался на банковском балансе, а кредитные обязательства — на сотруднике банка, подписавшем договор.

Транзитный коридор — еще одна распространенная схема отмывания денег. Данный способ предполагает сотрудничество российских компаний и банков с иностранными фирмами.

Согласно договору, российские фирмы переводят иностранным партнерам деньги за оказание тех или иных услуг. По факту — это просто действенный способ перевода финансов на заграничные счета, которые не регулируются российским законодательством.

Другими способами отмывания считаются:

  1. Использование подставного лица — индивидуального предпринимателя.
  2. Использование подставных финансовых учреждений.
  3. Использование чужих документов.
  4. Незаконное использование терминалов оплаты.
  5. Незаконное обналичивание материнского капитала на цели, не предусмотренные законом.

Когда товары или деньги в банкоматах получают сообщники, действующие сознательно, то добыча легализуется по давно отработанным схемам обычной преступности. Деньги обмениваются на свободно конвертируемую валюту (чаще всего доллары); вещи (чаще всего электроника) сдаются скупщикам. Разумеется, и у обменных пунктов, и у магазинов, скупающих предметы, должны работать какие-то механизмы для выявления потенциально незаконных сделок, однако они чаще всего обходятся — либо благодаря халатности, либо с использованием взяток. Полученные деньги через какие-нибудь третьи руки передаются организаторам схемы. Разумеется, мулов могут поймать. Но максимум, что могут найти представители закона — это самих мулов и их процент. Ни основной части похищенного, ни контактов организаторов преступления обнаружить не удается.

Далее наличные о преступным схемам: покупка драгоценностей или металлов (этот бизнес до сих пор часто предпочитает работать с наличностью) или покупка и последующая продажа фишек в казино.

Если же деньги переводятся дальше безналично, то к процессу подключаются подставные компании, работающие в разных государствах. Обычно они находятся в странах, где нет жесткого контроля за финансовыми транзакциями, либо где очень строгие законы, охраняющие тайны коммерческих сделок. Несколько переводов с дроблением и конвертацией в разные валюты — и вот уже происхождение денег не отследить. И это не обязательно фирмы-однодневки, у них может быть и частично легальный бизнес, в который похищенные деньги вливаются незаметным потоком.

Сравнительно недавно для отмывания денег стали использовать криптовалюты. Они привлекают злоумышленников тем, что для совершения транзакций пользователю не нужно предоставлять свои персональные данные. Однако этот метод не так прост, как кажется. Ведь наряду с анонимностью валюты на базе блокчейна еще и абсолютно прозрачны. Так что для вывода средств приходится делать множество транзакций. Например, в 2020 году группировка Lazarus после взлома криптовалютной биржи вывела $30 миллионов, а потом за четыре дня совершила 68 переводов между разными кошельками.

Комментарии к статье 174 УК РФ

Судебное толкование признаков состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».

Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение действий с доходами от криминальной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких денег (БВС РФ. 2008. N 7. С. 18.)

Объект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права. Предметом преступления являются также и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления.

Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума ВС РФ N 32).

Предметом преступления являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признаком конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

Под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте РФ или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства.

Под иным имуществом понимается движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).

Деньги и иное имущество должны быть приобретены преступным путем, т.е. в результате совершения любого преступления на территории России или за ее пределами (например, хищение, вымогательство, получение взятки). Доходы, полученные иным незаконным путем, в частности в результате административного правонарушения, не являются предметами данного преступного посягательства.

Денежные средства, «сэкономленные» в результате уклонения от уплаты налогов, не могут быть предметом легализации, так как они изначально не были приобретены преступным путем.

Объективная сторона преступления выражается в совершении финансовых операций и других сделок с предметом преступления (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32):

«Под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).

К сделкам как признаку указанных преступлений могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей.

При этом, по смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением)».

Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.

Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.

Преступление путем совершения финансовой операции следует считать оконченным с момента, когда лицо, действуя с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, непосредственно использовало преступно полученные денежные средства для расчетов за товары или размена либо предъявило (передало) банку распоряжение о переводе денежных средств и т.п.

Так, например, если руководитель предприятия, заведомо знавший о том, что денежные средства были добыты преступным путем, с целью придания им правомерного вида оплатил ими какие-либо услуги (допустим, юридические), его действия могут квалифицироваться как отмывание денег.

Преступление путем совершения сделки следует считать оконченным с момента фактического исполнения виновным лицом хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли им встречное исполнение по сделке).

Легализация преступных капиталов — понятие, значение и особенности трактовки преступления в законодательстве РФ

Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.

Читайте также:  Договор дарения и согласие супруга

Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.

Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.

С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.

Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».

Состав и ответственность

Как и любой вопрос, касающийся финансов, вопрос легализации денежных средств, полученных преступным путём, невероятно сложен и запутан. К рассматриваемой теме непосредственное отношение имеют положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.

Но за скобки следует вынести и положения ст. 15.27 КоАП РФ, которая, в свою очередь, устанавливает административную ответственность для должностных и юридических лиц, не оказавших противодействия «отмыванию» незаконных доходов третьих лиц, полученных преступным путём. Отсутствие противодействия может проявляться как в форме конкретных действий, так и в форме абсолютного бездействия.

Санкционная составляющая не отличается видовым разнообразием и носит лишь вид административного штрафа — минимально 10000 рублей, максимально — 50000 рублей.

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем / Официальный портал

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем

Понятие легализации дано в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Цель запрета легализации заключается в предупреждении преступной деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, относится преступлениям экономической направленности. Ответственность за данные деяния предусмотрена статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

За легализацию денежных средств на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, то есть в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового. Если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или (и) лицом с использованием своего служебного положения, то данное деяние наказывается принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Более строгое наказание предусмотрено за легализацию денежных средств организованной группой или (и) на сумму шесть миллионов рублей, то есть в особо крупом размере: принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковоголибо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  • Помощник прокурора
  • Белогорского района
Читайте также:  Давность привлечения к уголовной ответственности

Разработано и функционирует несколько способов, манипуляции по которым просчитаны следственными органами и проверяющими инстанциями. Но в силу их многочисленных вариаций и видоизменений, не всегда получается своевременно пресечь преступную схему, действующую тем или иным способом.Самым ярким и всем известным примером легализации грязных денег можно считать ситуацию в кинофильме «Бриллиантовая рука», когда нетрудовым доходам шефа была придана форма «клада». Широко распространенным способом отмывания в 90-е годы 20 века было структурирование, то есть, дробление доходов искусственно на множество мелких операций, поступления от которых помещались в различные банки, ПИФы, ломбарды, перечислялись через отделения почты, и, в конечном итоге, собирались на один легальный счет. Для более крупных сделок применялась сеть фиктивных предприятий. Их учредители – подставные лица или номинальные объекты по похищенным паспортам. На их счета, корпоративные и личные, поступают определенные суммы денежных средств, и затем – выводятся на счет третьих лиц (какой-либо компании, находящейся в оффшорной зоне и т. п.). Однако ввиду распространенности современных средств коммуникации, связи и слежения, электронного оборота и документации, сегодня эти схемы уже не являются жизнеспособными и быстро вычисляются на практике.

Как известно «отмывание» денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинство об этом знают больше понаслышке и из криминальных детективов. А толком, что это из себя представляет и какую ответственность влечет, мало кто понимает.

Понятие, история правоприменения

Из этого перечня не исключены и иные виды преступных доходов. В истории России практика отмывания преступных доходов является совершенно новым видом правоотношений, правоприменение в сфере которых только формируется, что связано прежде всего со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором легальный оборот крупных денежных средств в частном секторе был вообще невозможен. Хотя криминальный бизнес все же существовал.

И когда брали подпольных советских миллионеров, громкие дела которых стали яркими моментами в истории советской криминалистики, то у них обнаруживались крупные денежные средства запрятанные самым тривиальным способом в домашнюю мебель и утварь или еще где. Вспомните знаменитый советский фильм «Прохиндиада или бег на месте» про такого же субъекта, который среди ночи заказывал такси на кладбище, чтобы отрыть запрятанные капиталы, поддавшись на развод других жуликов.

Сейчас же уже нет никакой необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Пришедшие времена рыночной экономики позволили владеть крупными капиталами на законной основе, при условии законности их получения. И вот тут то и встает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и по ним банк дает отчет по требованию фискальных органов.

Именно легализация преступных доходов в России и является самой сутью этой криминальной операции, которая стала сейчас просто видом криминальной индустрии. Гораздо больший опыт с которой имеют иные страны с длительной историей развития бизнеса, такие как США, в которой в 80-х годах и возник этот термин.

Как видно из источника происхождения данного понятия, оно возникло как следствие преступности организованной, то есть целого криминального бизнеса, который требовал себе соответствующую особую финансовую систему обращения денежных средств для возможности свободного распоряжения ими. Организованная преступность в этой сфере достигла такого масштаба, что вышла на международный уровень, потребовав международного правового регулирования мер борьбы с ней. Это привело к тому, что в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была предусмотрена отдельная статья о легализации доходов от преступной деятельности.

В статье 3 документа под легализацией понималось:

В дальнейшем была принята Конвенция Совета Европы №141 от 8 ноября 1990г., которая расширила отмывание «грязных» денег, рассматривая ее не только как доходы от наркотрафика, но и иных видов преступной деятельности. Статьей 6 этой конвенции были даны наиболее широкие примеры действий при легализации преступных доходов:

Юридическая квалификация и борьба с отмыванием в России

За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность статьями 174, 174.1 УК РФ, где дано четкое определение понятия состава преступления: «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

И то же самое, если это делается самим лицом, получившим преступные доходы. За отмывание денег, в зависимости от их размера и способа легализации, предусмотрены различные виды наказаний. Но видно, что самую большую общественную опасность имеют действия лиц, совершенные организованной группой или в особо крупном размере. То есть, когда такое отмывание превращается в самостоятельный преступный бизнес.

Превращение такого рода махинаций с «грязными» деньгами для их легализации привело к принятию отдельного закона для борьбы с ними. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ ввел определенные формы контроля за оборотом финансовых средств, позволяющие выявлять легализацию преступных доходов и иных активов сомнительного происхождения.

В качестве мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов, Законом предусмотрено:

Для отмывания денежных средств изобретены различные «хитроумные» схемы и способы. Эксперты ООН к моделям таких операция относят трехфазовые и четырехфазовые. Трехфазовая состоит из первоначального размещения «грязных» денег в финансовом секторе экономике (рlасеment).

И этот этап самый рискованный, потому как предполагает большую возможность для выявление легализации преступных доходов. Размещение происходит в кредитных учреждениях или сфере торговли. Потом расслоение (layering), то есть непосредственный отрыв денежных средств от их источника формирования путем совершения многочисленных финансовых операций, которые делают затруднительным установление источника их первоначального образования.

Интеграция (integration) — эта стадия конечного перехода денежных средств в легальное владение выгодоприобретателя таких операций. В процессе интеграции денежные средства возвращаются в экономику уже под видом обычных легальных средств, когда в банковском секторе уже не возникает вопросов об их возникновении.

Четырехфазовая модель более сложная и предусматривает сеть третьих лиц, через которые проходят финансовые средства, для придания законности их происхождения, а также возможный вывод за границу.

Существует также и двухступенчатая модель отмывания средств. Она самая простая, так как предусматривает только введение нелегальных средств в финансовый сектор и их легализацию.

В целях оптимизации судебной практики Верховным судом России было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32. В пункте 1 данного постановления Верховный суд обратил внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признак легализации преступных доходов, например, хищения, получения взятки, но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление, например, за убийство по найму, либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

При этом вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:

Какие-то предположения в данном случае недопустимы. Сами по себе сомнения легальности денежных средств без установления их реального криминального источника получения, что должно быть подтверждено вышеуказанными актами юстиции, не может являться основанием для вывода об их отмывании и не должно повлечь за собой уголовную ответственность.

Это очень ценное указание Верховного суда РФ, которое ограничивает возможность правоохранительных органов использовать уголовное преследование по данной статье, как форму давления на бизнес, что могло иметь распространение без четких указаний высшей судебной инстанции.

Однако это также не должно являться препятствием для борьбы с нелегальной сферой криминального отмывания денег, в которой учитывая новые электронные финансовые инструменты, появляется все больше возможностей и способов для совершения таких действий. Это и побудило 7 марта 2019 г. Пленум Верховного суда внести в вышеуказанное постановление изменения, приравняв к безналичным денежным активам также и электронные деньги и виртуальные активы (криптовалюты).

И если раньше преступники могли облегченно вести операции по отмыванию денежных средств путем сделок с криптовалютой, биткоинов, то теперь это никак не спасает их от уголовной ответственности.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *