Особенности Бхакти-йоги, как философского учения

Практика Хатха-йоги подробно описана в средневековых текстах. Их довольно много, мы рассмотрим наиболее значительные.

Как попасть в ашрам

Этот вопрос волнует многих, ведь подобные организации – подходящее место для отдыха от житейских проблем. Если в индийских семьях распространена традиция отправлять детей в ашрам на несколько месяцев, то иностранцам не так просто там оказаться.

Ездить за рубеж к гуру у американцев и европейцев стало популярно после 1968 года, когда «Биттлз» посетили Махариши. Чтобы побывать в классической коммуне, не обязательно заранее записываться в очередь – зачастую есть места для каждого. Там разрешают селиться на любое время: несколько недель, месяцев, лет. Естественно, не стоит путать духовные индийские общины и сектантские организации, похожие на ашрам Шамбалы – это разные вещи.

Саптариши Ашрам, Харидвар

С современными крупными заведениями необходимо созваниваться или списываться – у них есть сайты, где указаны номера телефонов. В центрах следует оплачивать занятия йогой, койко-место гостиницы или общежития. Есть пункты без определенных расценок – каждый вносит пожертвования, которые обычно не слишком большие. Таким образом, в зависимости от условий стоимость проживания составляет 2-60 долларов в сутки.

Ашрам – место, где стоит побывать

Как попасть в ашрам

Каждый человек, который становится на путь поиска внутреннего «Я», хотя бы раз в жизни задумывается о посещении лекций какого-нибудь известного гуру. Такую возможность предлагает ашрам. Популярность подобных организаций неукоснительно растет. Сюда съезжаются, чтобы спастись от существующих проблем внешнего мира, получить новые знания, погрузиться в изучение постулатов религии и просто разобраться в себе. И это, определенно, помогает.

Vishalakshi Mantap

Как попасть в ашрам

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада — мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары — двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар — самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары — поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара — в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва — индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева — древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка — теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья — именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна — был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда — его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.
Читайте также:  Вывих тазобедренного сустава при шпагате

Грех есть отрицание собственной глубинной природы

«Почему убийство считается грехом? Потому что в вас заключена та же жизнь, что и во всех живых существах. Отказывать кому-либо в праве на жизнь – значит отрицать реальность той универсальной жизни, которую вы же сами и выражаете. Поэтому, с духовной точки зрения, убийство является самоубийством.

Почему грешно воровать? Потому что в том, в чём вы отказываете другим, вы отказываете в них самим же себе, поскольку «Я» других это и ваше собственное высшее «Я.» Вор, в конце концов, неизбежно обкрадывает себя самого. Придавая эгоистическим желаниям большее значение, нежели реализации своего универсального «Я,» он отрезает себя от единого истинного Источника жизни и всякого изобилия. Отнимая у других ради личного обогащения, он ограничивает, а не расширяет, как ему кажется, собственное естество. Отдача же себя другим, напротив, расширяет наше естество.

Почему грешно лгать? Потому что нечестностью человек отрезает себя от реальности и от той высшей истины, которая одна только и способна, по словам Иисуса, «сделать вас свободными». Говоря неправду, человек лишается поддержки, которую вселенная даром и с любовью предлагает всем, кто хочет жить в гармонии с её законами.

Лжец разрушает саму основу всего, что пытается совершить в этом мире. Всё, созданное им, в конечном итоге окажется домом, построенном на песке. С другой стороны, простые слова правдивого человека имеют своим основанием всю вселенную.

А почему грехом является вожделение? Потому что похоть это ложная любовь. Она уводит человека совсем в другую сторону от удовлетворения истинной любовью. Истинная любовь божественна – это самоотдача, которая никогда не бывает эгоистичной.

Похотливый человек, ищущий удовольствия у других, теряет силу, даже если ему и мнится, что он получает её. Он отрезает себя от той радости, которую способна дать душа, хоть и воображает, будто достиг вожделенного счастья. В конечном же итоге он преуспевает лишь в разрушении гармонии в себе и других.

Гармония это путь любви, а дисгармония – путь эгоистического самоутверждения. Похотливый человек теряет здоровье, душевный покой и то самое удовлетворение, которое, как ему кажется, он нашёл. Он становится всё более утомлённым и нервным и преждевременно стареет, а всё потому, что отрицает божественную любовь – источник истинного и прочного благополучия.

И так с каждым грехом. Грех есть отрицание собственной глубинной природы – той Бесконечной Жизни, что составляет основу реальности всего сущего».

Необходимость правильного питания

Правильное питание по йоге – это вегетарианство с включением молока, молочных продуктов, масла гхи и всего спектра растительной пищи, которую только можно найти. В этой традиции кто-то считает калории и макронутриенты, кто-то полагается на аппетит, в общем, каждый находит свой путь сам.

Часто йогу путают с диетой и гимнастикой и начинают чуть ли не насильственно отказываться от мяса и рыбы, страдать, поститься и пытаться так стать лучше. Но на самом деле, это неприемлемо. Человек должен дойти до этого сам.

Комплекс асан для новичков в домашних условиях

Все асаны, входящие в практику Раджа-йоги, легко выполняются в домашних условиях.

Сначала практикующий должен пройти 3 стадии:

  • изначальное упражнение – задержка дыхания;
  • на второй стадии нужно научиться максимально замедлять свои мыслительные процессы, при которой все лишние мысли должны уйти с головы;
  • на третей ступени нужно постигать медиативные практики, при которых нужно научиться доходить до недр своего сознания.

Все асаны, входящие в Раджа-йогу простые. Доступны даже новичкам. Зачастую не требуется помощь опытных йогов. Все можно изучить самостоятельно. Подходят следующие асаны:

Комплекс асан для новичков в домашних условиях
  • поза Тадасана, при которой нужно встать прямо и выпрямить спину, колени подобрать вместе и задержаться в положении на 2 минуты;
  • поза треугольника, при которой следует стать около стены и делать наклоны сначала в одну сторону, а потом в другую при разведенных в стороны руках;
  • позу дерева, при которой следует ступню одной ноги прижимать к внутренней стороне ноги, ближе к промежности, а ладони сложить вместе и тянуть вверх;
  • наклон вперед, при котором следует поставить ноги шире плеч и сделать наклон туловища вперед, а руками при этом обхватывать ноги для опоры.

Во всех асанах нужно задерживаться на 2-3 минуты. Дыхание в это время должно быть ровным и спокойным. Лучше всего выполнять все асаны на природе. Если это невозможно, нужно выбирать для занятий просторную комнату, где ничего не будет отвлекать.

Заниматься нужно в свободной одежде, которая не будет стеснять движения. Перед занятиями помещение нужно проветрить и убрать все предметы, которые могут отвлекать в момент выполнения асан или при медитации.

Читайте также:  Аштанга Виньяса йога – почему это йога для избранных

Тождество макро и микрокосмоса

Подобно древнегреческим философам Шива Самхита утверждает тождество макро и микрокосмоса.

2.1. В этом теле Меру — позвоночный столб — окружен семью островами. Там расположены реки, моря, горы, поля и владыки этих полей.

2.2. Там — пророки и мудрецы, а также все звезды и планеты. Там – священные места паломничества; храмы и управляющие храмами.

2.3. Солнце и луна, источники создания и разрушения, также движутся в теле. Эфир, воздух, огонь, вода и земля тоже тут.

2.4. Все существа, которые обитают в трех мирах, тоже могут быть обнаружены в теле. Окружая Меру, они заняты своими делами.

2.5. Обычные люди не знают этого. Знающий это — йогин.

Согласно древним представлениям о мире, в его центре находится гора Меру, позвоночник в Аюрведе называют Меру-данда. И проводя аналогию с древними представлениями об устройстве мира, в теле находятся все боги, демоны и прочие существа.