Функции и теории самосознания в психологии

Внутреннее «Я» выражается разными факторами, проявлениями. Самосознание в психологии — сложный психический процесс, через который отражается внутренний мир человека. Каждый индивид по-разному думает о себе. При оценке собственных качеств, способностей человек познает свою индивидуальность.

Список использованных источников:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды в 4-х т.- М., 1980
  2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1980. 429 с.
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- 420 с.
  4. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание.- М., 1984, 335 с.
  5. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал.- 1981,т.2, № 3. С. 25-38
  6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений.—— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  7. Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших школьников.- Н- Новгород, 1999.- 243 с.
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе (пособие для учителя).- , 1999.- 53 с.
  9. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания младших школьников // Шестилетние дети: проблемы и исследования.- , 1998.- С. 207-214.
  10. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2008. № 9 (33). С. 237–240.
  11. Спиридонова С.Б. Исследование индивидуально-типологических особенностей самопознания школьников // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы Междунар. науч. конф. Карачаевск: КЧГУ. 2009. С. 222–227.
  12. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Психологическая наука и образование,- 1996.- №2.- С. 27 -43
  13. Портал психологических изданий — [Самопознание и его роль в развитии школьников — Психология образования в XXI веке: теория и практика].
  14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Зачем нужно самопознание и самосовершенствование?

Проблема жизни.

Как определить, в чем на самом деле у вас сейчас проблема жизни? Очень часто мы заблуждаемся в том, в чем на самом деле у нас проблема, мы думаем, что это в одной какой-то плоскости лежит, а на самом деле в совершенно другой. Мы дадим очень простую технику, которая поможет вам определять самостоятельно, если вы захотите самостоятельно разобраться с чем на самом деле нужно работать.

Очень часто, если мы, например, возьмем сферу отношений, нам кажется, что у нас проблема в отношениях с человеком, но на самом деле, любые проблемы в отношениях, это проблемы с самим собой. Т.е. проблемы внутренние, просто внешние люди, партнеры, например, муж, это чаще всего отображает, потому что он ближе всего к нам, сильнее проявляет какие-то моменты, но также и остальные люди, с которыми мы пересекаемся, и где происходят какие-то трения. Это сигнал, что что-то происходит в вас, что у вас что-то не проработано, поэтому и говорят, что люди – это зеркала. Почему зеркала? Потому что они проявляют и отображают проблему внутреннюю, которая есть у вас.

Пример с мужчиной.

Современным мужчинам очень редко когда нужна действительно такая жена, которая вот на кухне, борщи варит, дома в порядке содержит. Наверняка, очень часто слышите от успешных семейных пар, о том, что мужчина вообще не заинтересован в том, что бы жена делала определенные домашние работы. Некоторые мужчины прямо говорят, что они готовы нанять людей, которым нужно платить деньги, которые будут облегчать быт. Но есть и мужчины, которые не готовы платить за это деньги, но тем не менее тоже говорят о том, что им не нужно, чтобы жена занималась какими-то домашними работами, служила им.

Зачем нужно самопознание и самосовершенствование?

На самом деле мужчинам успешным, нужно, чтобы жена была счастлива, чтобы она делала то, что ее делает счастливой, и вот когда у женщины убеждение, что ее место заниматься домашним очагом, внутренний потенциал огромный и она этот потенциал пыталась запихнуть в маленькую коробочку. От этого, что она сама себя пыталась ужать, происходили некоторые моменты, которые проявлялись в отношениях, как недостаток внимания, или еще какие-то моменты. Поэтому, когда вам кажется что проблемы в одном, они могут оказаться совершенно в другом.

Читайте также:  Эта удивительная Шавасана: медитация из йоги для расслабления

Пример в сфере финансов.

Очень часто некоторые думают, что проблема в деньгах, а она оказывается совершенно в другом месте. Если у вас закрыты базовые потребности, т.е. вам есть что кушать, есть что носить, где жить, то все остальные проблемы в деньгах, это проблемы совершенно другого характера. Например, если у человека проблемы с деньгами, это может быть на самом деле проблемы гендерные, т.е. проблемы в отношениях с мужчинами, если проблемы с деньгами, то это могут быть проблемы с социумом, это недостаток ощущения того, что вы достаточно хороша, достаточно хороша для того, чтобы вас любили. Это желание кому-то что-то доказать.

Это не значит, что не нужно желать большего, что не нужно пытаться расширять себя, потому что когда мы масштабируем свою личность, к нам соответственно приходит больше материальных благ. Это правильно, потому что наша задача прежде всего развиваться и понимать «Откуда ноги растут». Конечно, лучше всего это разбирать индивидуально с специалистом, потому что никто, как специалисты не будет для вас самым идеальным зеркалом. Не кривым зеркалом, которое наступает на ваши больные мозоли, а тем прямым зеркалом, которое может у вас что-то отзеркалить и исцелить за одну эту ситуацию.

Но вы так же можете сделать это самостоятельно мы дадим вам простую технику, которая поможет вам разобраться в чем на самом деле сейчас у вас проблема, а не в том, что вы думаете.

На чем основывается самосознание личности

Самосознание — это способность человека выделять себя из всего, что его окружает. Выстраивание собственной идентичности является важнейшим условием становления и развития личности.

Процесс осознания своего «я» основывается на следующих факторах:

  • сознание собственного существования и его отличия от окружающей природы и общества;
  • понимание своих эмоций, чувств и желаний;
  • способность к оцениванию своих поступков и личностных качеств;
  • понимание своих глубинных мотивов, переживаний и страхов;
  • осознание как имеющихся признаков характера и личности, так и желаемых качеств;
  • формирование устойчивой внутренней целостности, независящей от внешних факторов.

Процесс самосознания — это долгий путь, основанный на узнавании и изучении самого себя. Становление своего «Я» проходит в два этапа: осознание себя через познание другого человека и стадия рефлексии и самоанализа. На основе этих факторов человек составляет о себе собственное мнение.

^ Труд­но­сти само­по­зна­ния

Но сколь важно само­по­зна­ние, столько же и трудно его дости­же­ние. Пре­пят­ствий этому вели­кое мно­же­ство /христ.: Соляр­ский. 1892,

Во-первых, само­лю­бие, по кото­рому чело­век обык­но­венно счи­тает себя гораздо лучше, умнее, доб­ро­де­тель­нее, чем есть на самом деле, скры­вая или умень­шая свои недо­статки и своим заслу­гам и пре­иму­ще­ствам при­да­вая более высо­кую зна­чи­мость. При этом у чело­века фор­ми­ру­ются так назы­ва­е­мая пси­хо­ло­ги­че­ская защита, кото­рая и служит под­дер­жи­ва­нию подоб­ной неадек­ват­ной само­оценки.

Читайте также:  Как правильно выбрать коврик для йоги: обзор идеальных вариантов

Во-вторых, при­вя­зан­ность к неко­то­рым своим сла­бо­стям и поро­кам, из-за кото­рой, не желая отка­заться от них, боимся загля­нуть в самих себя и спро­сить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и заме­чаем иногда какие сла­бо­сти, ста­ра­емся изви­нять их, оправ­ды­вать.

В‑третьих, лег­ко­мыс­лие и рас­се­ян­ность, по кото­рым люди слиш­ком много думают о вре­мен­ных своих заня­тиях, слиш­ком забо­тятся о земных благах, слиш­ком пре­даны жиз­нен­ным удо­воль­ствиям, живут с жела­нием непре­стан­ных раз­вле­че­ний, не помыш­ляя о самих себе. Этому, к сожа­ле­нию, спо­соб­ствует и совре­мен­ный образ жизни – осо­бенно в круп­ных горо­дах. На фор­ми­ро­ва­ние подоб­ного, потре­би­тель­ского, отно­ше­ния к жизни направ­лено и воз­дей­ствие средств мас­со­вой инфор­ма­ции: теле­ви­де­ния, прессы, радио и т. д.

В‑четвертых, нега­тив­ную роль могут сыг­рать удач­ные внеш­ние обсто­я­тель­ства, по кото­рым чело­век, бла­го­ден­ствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно рас­про­стра­нен­ная ситу­а­ция и по отно­ше­нию к хри­сти­ан­ству: пока чело­веку неплохо, он мало заду­мы­ва­ется о рели­ги­оз­ных вопро­сах и далек от хри­сти­ан­ства, и, наобо­рот, когда у него появ­ля­ются серьез­ные про­блемы, тогда он вспо­ми­нает о суще­ство­ва­нии Бога.

В‑пятых, при­твор­ство и лесть наших ближ­них, кото­рые неправ­дой хотят сохра­нить наше к ним бла­го­рас­по­ло­же­ние. Это важ­ней­шая про­блема так назы­ва­е­мых малых рефе­рент­ных групп, к кото­рым можно отне­сти семью, класс (для школь­ни­ков), курс (для сту­ден­тов), рабо­чий кол­лек­тив (для взрос­лых). Если в этих груп­пах не будет дове­ри­тель­ного, чест­ного отно­ше­ния друг к другу, то у чело­века вообще не будет опыта подоб­ного обще­ния (и подоб­ного отно­ше­ния к нему самому). Чело­век полу­ча­ется как бы пси­хо­ло­ги­че­ски ущерб­ным, одно­бо­ким, что не может не ска­заться и на его внут­рен­нем мире.

В‑шестых, ска­зы­ва­ются пред­рас­судки и заблуж­де­ния обще­ства, по кото­рым о доб­ро­де­те­лях и поро­ках часто судят неспра­вед­ливо: иную доб­ро­де­тель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не счи­тают и поро­ком. Причем со вре­ме­нем эта «тер­пи­мость» обще­ства к поро­кам ста­но­вится все шире и глубже, так что, фак­ти­че­ски, обще­ство и госу­дар­ство уже не просто закры­вают глаза на неко­то­рые пороки, а активно их всем навя­зы­вают. Это есть про­блема боль­ших соци­аль­ных групп: клас­сов, наций, наро­дов (и свя­зан­ных с ними поли­ти­че­ских и госу­дар­ствен­ных струк­тур).

Функции и цели

Цели:

  1. Познание, переживание внутреннего мира.
  2. Отражение мира.
  3. Изучение чувств, эмоций.
  4. Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.

Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:

  • интерпретация опыта;
  • определение ожиданий;
  • обеспечение внутренней согласованности;
  • выявление личных границ.

Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.

Самосознание и самооценка личности

В течение жизни развитие самопознания движется в направлении от внешнего исследования себя к внутреннему. Ребенок познает свое «Я» через оценку взрослых и сравнение с другими. Эти ситуативные способы осознания своей сущности вызывают сильные эмоциональные реакции и часто приводят к конфликтам.

Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.

Читайте также:  Дыхание в йоге: каким бывает и чем оно полезно?

Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.

Такое глубинное постижение себя позволяет личности не только управлять своим психическим миром, но и сохранить в целости свое феноменальное «Я». По сути, в этом и заключается мудрость земного существования.

LiveJournal

LinkedIn

E-mail

    Похожие записи
  • Психология воображения
  • Злость
  • Выход из депрессии

« Предыдущая запись

Процесс самопознания: итог анализа

Вот мы и подошли к завершающему этапу.

Человек должен принимать себя таким, какой он есть.

Это бывает сложно, но это необходимо. Это не значит, что нужно остановиться в конкретной точке и не меняться. Саморазвитие личности продолжается всю жизнь, и это хорошо. Но сейчас, когда вы принимаете все на себя, вы осознаете свои сильные и слабые стороны, понимаете свои желания, цели, принципы, ценности. Теперь вы знаете, какие достижения нужны и с чего начать. Порой будет нелегко, но нужно уметь преодолеть возникающие барьеры.

Важно понимать свои недостатки, но не критиковать себя.

Процесс самопознания: итог анализа

Посмотрите на недостатки с разных сторон, найдите в них что-то хорошее. Это позволит воспринимать негативные черты менее болезненно. Дальше все зависит от вас: можете постепенно избавляться от недостатков – не устраивающих вас и мешающих в общении с другими. Делать вы это будете уже осознанно, понимая, как действовать, к чему стремиться. На этом уровне самопознания нужно быть особенно гибким.

Вы постоянно меняетесь, Человек постоянно меняется, развивается, поэтому периодически нужно пересматривать свои выводы и суждения.

Если сейчас видите одни свои черты и цели, уже скоро они могут быть совсем другими. Важно поймать этот момент, чтобы понимание себя соответствовало реальности, не стало устаревшим. Следите за изменениями – так вы будете лучше понимать свою личность и видеть, к чему приводит самопознание, какие результаты дает.

Как развивается самосознание.

Развитие самосознания — это важный этап в процессе развития ребенка. У него появляется представление о том, какие у него особенности и навыки, как видят его другие люди и, почему именно таким образом относятся к нему. Более ярко самосознание выражается в анализировании ребенком своих сильных и слабых сторон, особенностей характера и различных умений.

Строение самосознания

  1. Уяснение ближайших и удаленных целей мотивов собственного «Я»;
  2. Понимание личных истинных и желаемых качеств;
  3. Наблюдение за собой;
  4. Анализ своих переживаний и впечатлений.

Этапы развития самосознания

1. От 1 года до 3 лет:

  • Понимание рубежей собственного тела;
  • Развитие взаимодействия с различными предметами;
  • Начинает осознанно понимать, что отражение в зеркале — его собственное;
  • Именует себя от третьего лица;
  • Появляется «Я», собственная самооценка.
Как развивается самосознание.

2. От 4 до 6 лет:

  • Расценивание поступков окружающих людей и своих личных;
  • Создается очертание личного «Я»;
  • Анализ и выражение своих чувств и эмоций;
  • Начинает ассоциировать себя с прошлым, настоящим и будущим временем;
  • Поверхностная оценка личных особенностей характера и поступков.

3. От 7 до 10 лет:

  • Понимает личные качества;
  • Часто задумывается над своими действиями, основываясь на личных эмоциях и мыслях.

4. От 11 до 17 лет:

  • Ассоциирует себя, как взрослого человека;
  • Открытие своего духовного мира;
  • Адаптация и улучшение коммуникаций с другими людьми.