Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональная ориентация – новые точки роста и развития». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего — история успешного профессионала, четвертого — экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг
– систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.
Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас «главное действующее лицо» профориентации, то мы уверены, что это родитель
. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.
Автор:
Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку
.
Методы профориентации школьников
Элементы профориентационной работы внедряют в учебно-воспитательный процесс еще в детском саду, однако особенное значение она обретает в школе, в частности в старших классах. Для ее проведения применяют как активные, так и пассивные методы.
В 1-4 классах пассивные методы в основном сводятся к мероприятиям вроде «Встреча с профессией». На них ребенок получает возможность ознакомиться с разными видами деятельности и рассказать своим одноклассникам, кем работают его родители. В 9-11 классах профессиональному самоопределению школьников способствуют встречи с реальными специалистами, внеклассные уроки и тематические занятия, на которых обсуждается будущий выбор и нюансы той или иной профессии. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников тесно связаны между собой. Например, предмет «Технология» в школе входит в учебную программу 1-9 классов и отлично подходит для внедрения элементов профориентации.
Среди активных методов профориентационной работы выделяют:
- организацию детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, натуралистов и так далее;
- занятия с детьми в разных кружках (моделирование, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивных секциях;
- предложение тематической литературы по разным видам деятельности;
- просмотр кинофильмов о профессиях.
Чтобы давать учащимся хорошие рекомендации и оказывать им помощь в выборе профессии, нужно проводить диагностику профориентации старшеклассников. Для этого используются специальные опросники, онлайн-тесты и виртуальные кабинеты. Рассмотрим каждую из этих методик подробнее.
Значение и функции профориентации
Человек, трудящийся по призванию, с большей долей вероятности будет продуктивен. И чем больше таких эффективных сотрудников, тем лучше это скажется на общем состоянии экономики. Однако на данный момент нельзя сказать, что в России уровень профориентации, помогающей людям выбрать дело своей жизни, находится на должном уровне.
Методы ранней профориентации
Разработано значительное количество техник профориентации. В зависимости от конкретной цели используют наиболее подходящие. Для повышения эффективности предпочтительно вместо применения каждой из методик по отдельности обращаться к комплексу способов для анализа склонностей ученика.
Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.
Задачи проекта:
-
Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
-
Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
-
Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.
Преимущества проекта:
-
Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
-
Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
-
Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
-
Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.
Результаты проектной деятельности:
-
Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
-
Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
-
Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
-
Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.
Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.
Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.
Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.
Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.
Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.
В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.
Для этого в группе создается определенная среда:
• Дидактические игры.
• Настольно-печатные игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Картотека экскурсий
• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.
Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.
С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.
В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.
Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.
Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.
Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.
Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.
Что ещё почитать?
Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе
Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО
Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения
Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу
Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников
Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:
-
физико-математическое;
-
физико-химическое;
-
биолого-географическое;
-
химико-биологическое;
-
филологическое;
-
социально-экономическое;
-
агротехнологическое;
-
социально-гуманитарное;
-
информационно-технологическое;
-
электротехническое;
-
оборонно-спортивное;
-
индустриально-техническое;
-
инженерно-технологическое;
-
медико-биологическое;
Главные цели проекта:
- закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
- формирование трудолюбия и его поощрение;
- ориентация на созидание и творчество.
Вот каких результатов достигают дошкольники, которые уже занимаются по «Навигатуму»:
- сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
- хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
- узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
- проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.
Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.
Задачи проекта:
- Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
- Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
- Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.
Преимущества проекта:
- Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
- Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
- Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
- Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.
Учащиеся не только занимаются изучением теории, но и закрепляют полученные знания на практике с помощью современного оборудования. Кроме того, они имеют дело с программными продуктами, которые используются в настоящем производстве, научно-технических лабораториях и центрах, в ВУЗах
Результаты проектной деятельности:
- Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
- Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
- Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
- Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.
Среда инженерной культуры
Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.
Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:
- Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
- Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
- Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
- 3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.
Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.
Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность
Сужение рамок для выбора профессии.
Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.
Выявление предпочтений
Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Знакомство с профессиями
Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.
- Определение важнейших качеств для профессии.
- Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.
На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.
- Личный профессиональный план работы с инвалидами.
Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.
- Определение возможностей трудоустройства.
- Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.
Состояние системы профориентации в школах РФ
Многим родителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк), но умы их слишком незрелые, чтобы определить какую именно профессию они предпочтут в будущем.
Статистика говорит о том, что 30% учеников покидают школу, имея лишь смутное представление о возможностях трудоустройства, плохо оценивая свои способности и интересы относительно подходящей карьеры. Многие поступают в высшие учебные заведения независимо от того к какой специальности они наиболее подготовлены или имеют природную склонность. Соответственно, неправильный выбор ВУЗа и направления обучения чаще всего приводит к зря потраченным годам. То есть молодые люди обучаются в той предметной области, в которой заведомо никогда не будут работать.
Специалисты отмечают, что на сегодняшний день среди учащихся школ зафиксирована очень низкая осведомленность о карьерных перспективах. Несмотря на то, что тестирование на выявление профессиональных интересов прошел каждый второй старшеклассник, каждый пятый школьник говорит о том, что школа никак не помогает ему определиться с будущей профессией. При этом ученики отмечают, что уроки профориентации в большинстве своем скучные, абсолютно не вызывают интереса и в лучшем случае ограничиваются парой экскурсий на предприятия города, носящие исключительно формальный характер.
А вместе с тем профориентация – это процесс развития, который должен облегчить для школьников приобретение профессиональных навыков, знаний и отношений. Инструменты профориентации должны способствовать самопознанию учащихся и помогать им серьезно взглянуть на свое будущее, исследуя разные варианты профессий. Именно такой формат профориентации в конечном итоге приведет к принятию ребятами обоснованных решений с заранее разработанными планами по достижению карьерных высот.
Отметим, что системным подходом к вопросу профориентации школьников на данном этапе занялись только экологи. Именно при их активном участии в России был реализован социальный проект «Зеленая кисточка», направленный не только на развитие детской профориентации, но и на формирование экологического сознания и культуры у подрастающего поколения.
Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:
- работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
- возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
- нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
- плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.
Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.
Физики или лирики: подходы к ранней профориентации детей
22 февраля 2019 / 14:00/ Образование Дилемма родом из шестидесятых актуальна и сегодня. Но если раньше спор вёлся о том, кто их них – физики или лирики – полезнее для общества нарождающегося коммунизма, то сегодня этим почти гамлетовским вопросом задаются родители завтрашних первоклашек при выборе образовательного учреждения. Как распознать в ребёнке будущего Циолковского, говорит ли увлечение дочери конструктором о том, что она станет второй Захой Хадид, а излишняя мечтательность о поэтическом складе души дошколёнка? «Диалог» решил помочь папам и мамам и собрал группу экспертов, работающих с детьми и для детей, – психологов, педагогов и создателей успешных обучающих проектов – готовых напутствовать родителей в их нелёгком выборе.
фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»
Куда бы отдать малыша?
Этим вопросом родители начинают задаваться с самых ранних лет своих отпрысков. Детей ещё до школы стараются увлечь как можно большим количеством развивающих занятий, чтобы успеть отсеять те из них, в которых ребенок преуспевает меньше. Так родители пытаются сузить круг интересов и раскрыть талант, который дремлет в каждом ребенке. И тому есть несколько причин.
Первая — на раннем развитии сегодня настаивают почти все детские педагоги и психологи. Вторят им и образовательные учреждения, мотивированные государством на воспитание граждан, уже со школьной скамьи готовых к профессиональной реализации.
Причина вторая – актуальность тех или иных знаний. «Эта тенденция общая для мировой педагогики – дать ребенку как можно больше знаний в раннем возрасте, — рассказывает Дарья Пауте, специалист по работе с детьми, методист и педагог неформального образования, — И не просто знаний, а знаний подходящих, актуальных. Какие они – эти знания, – сегодня широко обсуждается. Что будет важно для человека будущего? А что можно оставить как пережиток прошлого? И современные родители эту тенденцию интуитивно чувствуют».
Причина третья – конкуренция. Чем раньше родители «нащупают» склонность ребенка к тому или иному занятию, тем оперативнее они начнут её развивать, а значит, успеют вложить в своё чадо больше знаний и навыков.
Причина четвертая – скрытая от глаз. Гиперопека, которая встречается у некоторых родителей. Они стараются уже сегодня позаботиться о взрослой жизни ребенка, всё за него решить и проявить свою родительскую волю в выборе будущего профессионального призвания.
Опыт работы по теме: «Ранняя профориентация дошкольников»
Опыт работы по теме:
«Ранняя профориентация дошкольников»
воспитателя МБДОУ
«Детский сад №440»
Сульдиной О.Н.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации развивающей предметно-пространственной среды ребенок испытывает радость от труда.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Актуальность:
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.
Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист, депутат. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я пришла к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности.