Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон разрешает оспаривать любое решение дорожных инспекторов, если штраф, по мнению автомобилиста, выписан необоснованно. Занимается подобными вопросами суд. Подача заявления особенно актуальна, если вас лишили прав.
Объезд по встречной полосе при препятствии на дороге
Чтобы наверняка выиграть судебный процесс, вам нужно предоставить доказательства. Словесных аргументов будет недостаточно — фотографируйте, а лучше снимайте на камеру все происходящее на дороге. Рекомендуется иметь установленный в автомобиле видеорегистратор, который помогает многим водителям в подобных спорных ситуациях.
Вы можете объехать препятствие без штрафных последствий, если вызовете инспектора ДПС на место происшествия, однако такой вариант не очень эффективен. Пока тот приедет на место вызова, может образоваться километровая пробка.
Знак 4.1.4 «Движение прямо или направо»
Дорожный знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» применяют для указания направления движения на ближайшем пересечении проезжих частей только прямо или направо.
На широких дорогах знак «Движение прямо или направо» дублируют. Дублирующий знак 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с разделительной полосой — на разделительной полосе, а на нешироких дорогах без разделительной полосы — на левой стороне дороги.
Зона действия знака 4.1.4 «Движение прямо или направо» распространяется на пересечение проезжих частей, перед которыми установлен знак (на первое пересечение за знаком).
Действие знака 4.1.4 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Знаки, запрещающие объезд
Кроме обозначений, которые предписывают водителю совершать маневр определенным способом, на дороге устанавливаются указатели, которые объезд запрещают.
Такие таблички касаются случаев наличия сплошной разметки на дороге с четырьмя и более полосами движения, а также перед переездами через железнодорожные пути.
Если участник движения не имеет возможности преодолеть препятствие, не нарушив при этом ПДД, то он обязан прекратить движение, вплоть до устранения такой помехи.
Одним из наиболее безопасных видов маневра является объезд справа. Такой вариант исключает выезд на полосу встречного движения и как следствие исключает риск возникновения аварийной ситуации.
ППД устанавливают несколько видов знаков, которые прямо запрещают совершать какие-либо маневры. Указатель «въезд запрещен». Так называемый «кирпич» прямо запрещает проезд по участку, над которым он установлен. Его действие не касается общественного транспорта.
Указатель «движение запрещено» исключает использование дороги в обоих направлениях. В ПДД такой знак указан под номером 3.2. Его действие не распространяется на технику, движущуюся по заданному маршруту, а также средства, которыми управляют инвалиды первой и второй групп, а также средства, которые перевозят указанных лиц и детей-инвалидов. При этом такие автомобили должны быть оборудованы знаком «Инвалид». Отдельный запрещающий знак 3.3 касается механических транспортных средств.
Также ППД определены указатели «движение грузовых автомобилей запрещено» и «движение мотоциклов запрещено».
Кто здесь главный на перекрестке. Проверь себя на знание ПДД
Объезд препятствия разрешен только со стороны, указываемой стрелкой.
Направление объезда препятствия требует объезда препятствия только со стороны, указанной стрелкой.
Выиуждевиая остановка трактора. |
При объезде препятствия транспорт, движущийся по свободной стороне, имеет право двигаться первым. Так, тракторист ( рис. 117, б) должен пропустить автобус, движущийся по свободной стороне, и только после этого продолжать движение.
Направление объезда препятствия требует объезда препятствия только со стороны, указанной стрелкой.
Перед началом обгона или перед объездом препятствия водитель подает сигнал указателем левого поворота, а при обгоне ( объезде) с выездом из занимаемого ряда справа — указателем правого поворота.
Выиуждевиая остановка трактора. |
Особые случая движеяяя: я — встречное движение на уклоне; 6 — встречное движение при объезде препятствия.
Объезд препятствия через сплошную линию
Поскольку речь идет об объезде, необходимо понимать следующую разницу: «объезд по встречной полосе» и «объезд по встречной полосе через сплошную линию». Другими словами, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, то объезд препятствия будет признан как нарушение, и за него последуют санкции за неправильный объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП.
В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с разметкой 1.1 посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через сплошную линию 1.1 не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.
Осевая дорожная разметка 1.1 наносится на участках двухполосных дорог, где выезд на встречную полосу запрещен. И не смотря на то, что прямого запрета на объезд препятствия в этих условиях нет, рекомендуется им пользоваться в крайних случаях, когда нет другой возможности для объезда. В противном случае могут быть наложены санкции за нарушение дорожной разметки (ст.12.16 ч.1 – предупреждение или штраф 500 руб. (цифры на момент выхода статьи)).
Другим путем (не через встречную полосу, в т.ч. по обочине и тротуару) Правила объехать препятствие не запрещают, в том числе, если вынужденный объезд пройдет через сплошную линию, разделяющую попутные полосы (другого выхода все равно нет), но объезжаемый объект в этом случае должен являться препятствием. Если объезжаемый объект НЕ является препятствием, то к водителю может быть предъявлено нарушение дорожной разметки (ст.12.16 ч.1).
Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.
Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.
В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:
- объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
- объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
- объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).
За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).
Тонкость с отсутствием виновности
В ситуации, когда вы стоите на однополосной (в вашем направлении) дороги, и просто нет возможности объехать припаркованную машину иначе, чем с нарушением Правила, вам деваться некуда – придётся нарушать.
Однако, это противоречит одному из главных принципов правил назначения наказания. Дело в том, что вас могут наказать только в том случае, если присутствовало не только событие нарушения, но и ваша вина. Если вины нет, то нарушение есть, а правонарушения – нет, и вместе с этим не должно быть наказания.
Какие варианты у вас есть избежать нарушения:
- объехать стоящий автомобиль без нарушения: перестроившись на соседнюю полосу, если нет сплошной,
- поехать назад до ближайшего места, где можно развернуться, если движение задним ходом не запрещено.
Оба варианта могут быть невозможны. Например, и слева, и справа от вас сплошные, а обочины нет. А, поехав назад, вы наткнётесь на пешеходный переход, а через нельзя ехать задом.
Следовательно, вы вынуждены нарушить, и вины вашей в этом нет. Такое нарушение не подлежит наказанию.
Порядок действий при наезде на неподвижный объект
Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.
Порядок действий в данной ситуации:
- Остановить немедленно транспортное средство. Включить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак.
- Покинуть транспортное средство. Оценить сложившуюся ситуацию (есть ли погибшие или раненые, уровень материального ущерба).
- При наличии пострадавших вызвать бригаду медиков. Оказать первую помощь раненым.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
- Если состояние раненого человека крайне тяжелое, необходимо доставить его на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Водитель в этом случае может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого он должен вернуться.
- Разрешено освободить дорогу, если в результате ДТП значительно затруднилось движение других транспортных средств. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что имеет отношение к данному дорожно-транспортному происшествию. Это можно сделать с помощью видео- или фотокамеры.
- Записать имена, контакты и адреса проживания очевидцев.
- Оставаться на месте и дожидаться бригаду скорой помощи и сотрудников полиции.
Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).
Что считается препятствием?
Правила дорожного движения дают четкую формулировку понятию препятствие. Это неподвижный объект или дорожная ситуации, полностью заблокировавший движение по данной полосе. Неправильно припаркованный автомобиль, автобус, совершающий посадку пассажиров, затор или негабаритный транспорт не считаются неподвижными объектами.
Ниже перечислены типы часто встречающихся препятствий для объезда:
- неисправное транспортное средство, обязательно с включенной аварийной сигнализацией и соответствующим знаком;
- предмет, находящийся на проезжей части и мешающий проезду. Размер такого объекта не уточняется;
- повреждение дорожного полотна (яма, открытый канализационный люк или ливневка), пересечение которых может нанести вред автомобилю или создать аварийную ситуацию. Этот пункт наиболее популярен в России и спорен при возможной остановке сотрудниками ГИБДД;
- работа ремонтных служб. При этом должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.
Согласно правилам к неподвижному препятствию не относятся:
- Транспортные средства, припаркованные с нарушением ПДД.
- Временная помеха движению (автобус на остановке или пробка).
- Медленно движущееся транспортное средство (аварийный автомобиль или спецтехника).
Объезжать такого рода препятствия с выездом на полосу встречного движения и пересечением сплошной разметки – запрещено. Действия квалифицируется как неправильный обгон и наказываются штрафом.
Действия водителя при составлении протокола
При составлении протокола сотрудником ГИБДД, водителю следует обратить внимание на следующие пункты:
- Протокол составляется на месте нарушения, никакие переносы и отложенное оформление – недопустимы.
- При отсутствии фото и видео подтверждения необходимо привлечение двух свидетелей.
- Водителю также рекомендуется самостоятельно зафиксировать (сфотографировать или снять на видео) текущую обстановку на дороге. Должны быть видны дорожные знаки, разметка и само препятствие.
- Если протокол планируется обжаловать, то на нем стоит обозначить желание рассмотрения дела по месту проживания водителя.
- Несогласие с протоколом обязательно указывается в нем. Подтвердить правоту можно замером ширины дороги и других важных факторов.
- Необходимо проследить за точностью описываемой в протоколе ситуации. Понятия выезд на встречную и неправильное завершение обгона – различаются.
Как было упомянуто выше, существует несколько видов препятствий на дороге. При этом их практически невозможно преодолеть, не нарушив действующие правила. Значит объезд должен быть осуществлен таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде штрафа минимального размера.
Если препятствие на дороге создано искусственным образом (примером являются конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), на данном участке должны находиться специальные знаки (их изображение представлено ниже).
Символы указывают водителю на то, с какой стороны ему необходимо перемещаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезд препятствия слева», человек, управляющий транспортным средством, обязан пересечь проблемный участок только с указанной стороны. При этом не нужно обращать внимание на разметку. Это обусловлено тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нанесенными на дорожное полотно и имеющими как постоянный, так и временный характер. Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями знака, он избежит административной ответственности.
Если никаких символов не установлено, необходимо оценить дорожную ситуацию. Первоначально нужно удостовериться в том, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки сложившейся ситуации следует остановиться на обочине (что указано в ПДД).
Если объект является препятствием, водителю нужно попытаться освободить проезжую часть самостоятельно или с помощью третьих лиц. Если это невозможно, необходимо его объехать с максимальной осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для иных участников должна быть минимальной.
Если проезжая часть имеет несколько полос, предназначенных для движения в попутном направлении, нужно просто перестроиться на соседний свободный ряд. Это не будет считаться нарушением действующих правил. Важно лишь при этом не выехать на встречный ряд.
ПДД РФ, 11. Обгон, опережение, встречный разъезд
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
(см. текст в предыдущей редакции)
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Что такое препятствие в ПДД
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, «препятствие» — это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Когда имеется дефект дороги, или когда на проезжей части лежит посторонний предмет, затрудняющий движение, то обстоятельства понятны — если оные мешают проезду, то являются препятствием.
Но если неподвижный объект представляет собой транспортное средство, то сначала нужно выяснить причину его неподвижности.
Если ТС стоит по причине ДТП (Правила требуют остановиться) или потому, что оно сломалось (возникла поломка, не позволяющая освободить проезжую часть), то оно является препятствием.
Факт ДТП и факт возникновения неисправности визуально идентифицировать нетрудно. Дополнительно, об этом подскажет включенная аварийная сигнализация и (или) выставленный знак аварийной остановки.
НЕ являются препятствиями:
Например, автобус (троллейбус) на остановке, остановившийся таким образом, что его невозможно объехать без нарушения ПДД, не является препятствием.
Фразу «не является препятствием ТС, остановившееся в соответствии с требованиями Правил» не следует воспринимать буквально. В конкретной ситуации может сыграть роль фактор времени, и ваше мнение о случившемся изменится.
Например, водитель остановливает автомобиль в соответствии с требованием ПДД, предположим, на запрещающий сигнал светофора. А после этого, по каким-то неведомым для всех вокруг причинам, он продолжает неподвижно стоять на месте.
Т.е. включился «зеленый», все вокруг поехали, а он стоит. То ли сломался, то ли водителю стало плохо. Для идентификации ситуации нужно какое-то время.
И тот факт, что автомобиль стоит неподвижно в то время, когда он должен ехать, и в таком месте на проезжей части, где останавливаться запрещено, позволяет идентифицировать данный авто как препятствие.
Включение аварийной сигнализации на неподвижно стоящем автомобиле — это тоже сигнал к тому, что он является препятствием.
Если вы убедились (обычно на это не уходит много времени), что перед вами препятствие, и дальнейшее движение по своей полосе невозможно, можно приступить к выбору пути объезда.
Объезд препятствия по встречной полосе
В перечисленных выше пунктах (9.2, 9.3 и 15.3) сформулирован запрет на выезд на встречную полосу. Соответственно, объезд препятствия по встречной полосе в перечисленных условиях недопустим.
Объезд препятствия запрещается:
Проезжая часть может быть разной ширины, дорожная разметка в месте объезда может отсутствовать, и если ситуация попадает под пункты 9.2, 9.3 и 15.3, перечисленные выше, то объезд препятствия с левой стороны (по ходу движения) будет считаться нарушением.
После фиксации объезда в этих условиях последуют санкции как за «неправильный» объезд по ст.12.15 ч.3 КоАП. В перечисленных выше случаях следует объезжать препятствие только справа по ходу движения.
На двухполосной дороге, на которой разметка отсутствует, или на которой имеется прерывистая разметка 1.5 посередине, объезд препятствия по встречной полосе НЕ запрещен, поскольку в данном случае отсутствуют условия, запрещающие выезд на встречную полосу.
Знак объезд препятствия справа
Знак 4.2.1 «Объезд препятствия справа» устанавливается на определенных участках дороги, которые не могут быть восстановлены для нормального движения автомобилей в ближайшее время. Знак указывает путь, по которому можно без проблем объехать препятствие, не нарушая при этом правил дорожного движения.
Чаще всего табличка крепится в случае проведения ремонтных работ на дороге или начала разделительной полосы.
Знак 4.2.1 разрешает объезд какого-либо объекта исключительно справа, других вариантов нет. За осуществление маневра в другую сторону грозит штраф или лишение прав на определенный срок.
Водителю стоит воспринимать знак не в качестве раздражительной таблички, а как оптимальный вариант преодолеть препятствие без последствий.