Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 146. Объект налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Комментарий к ст. 146 НК РФ
Исходя из норм пункта 1 статьи 17 НК РФ одним из таких элементов является объект налогообложения.
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Пунктом 1 статьи 38 НК РФ определено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ.
Статья 146 НК РФ определяет объект обложения НДС, а также операции, которые не признаются таким объектом.
Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Из указанных положений следует, что при отсутствии перехода права собственности на товары, работы услуги от одного лица к другому реализация отсутствует.
Важно!
В пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что по смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 54 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения формирует совокупность совершенных в течение налогового периода финансово-хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).
В связи с этим невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.), влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ.
Так, подпункт 1 пункта 1 комментируемой статьи признает объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
На основании статьи 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.
В силу пункта 1 статьи 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Официальная позиция.
В письме от 28.09.2011 N 03-03-06/1/598 Минфин России рассмотрел ситуацию, в которой ООО предоставляет разделительные пластины, используемые для производственной укладки и транспортировки стеклотары, в аренду и осуществляет их обслуживание. На период аренды право собственности на пластины не переходит к арендаторам, а возврату подлежат именно те пластины, которые были переданы.
При ввозе товаров на территорию РФ импортеры платят на таможне НДС, который рассчитывается в составе таможенных платежей (ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Исключение – ввоз товаров из Республики Беларусь и Республики Казахстан, в этих случаях уплата НДС оформляется в налоговой инспекции на территории России.
Обратите внимание, что при ввозе товаров на территорию России, НДС платят все импортеры, в том числе работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН), и те, кто освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.
Ставка НДС при импорте равна 10% или 20%, в зависимости от вида товаров. Исключением являются товары, указанные статье 150 НК РФ, при ввозе которых НДС не взимается. Налоговая база, на которую будет начисляться НДС при ввозе товаров, рассчитывается как общая сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров).
НДС — «молодой» налог, стал применяться лишь в XX веке, хотя большинство действующих сегодня налогов были введены в практику на целое столетие ранее. Для сравнения, земельный налог и акцизы были известны еще с древних времен.
НДС относится к группе косвенных налогов, которые появляются, когда возрастают потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Первой формой косвенных налогов стали акцизы, но они взимаются с отдельных видов товаров, а обложению НДС подлежат все товары.
В период Первой мировой войны остро не хватало средств, военные расходы были огромными. Тогда и появился сходный с НДС налог с продаж, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Это вызвало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Как следствие, после войны этот налог был упразднен.
Но в период Второй мировой войны налог с продаж был введен вновь. Государственный бюджет был обескровлен, требовались дополнительные источники пополнения доходов.
Налог с продаж претерпел некоторые изменения:
- стал взиматься однократно, что не так сильно замедляло оборот капитала, а поступление налога в бюджет происходило более быстрыми темпами;
- стал взиматься, как правило, на стадии розничной торговли.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Непосвященному человеку может показаться, что посчитать налог на добавленную стоимость — легкая задача, но профессионалы знают, что это далеко не так.
Более половины своего времени бухгалтеры тратят на расчет НДС.
Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Рассмотрим базовый вариант расчета:
НДС, исчисленный при реализации (Исходящий НДС) = Налоговая база х ставка НДС
НДС к оплате считают так:
НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС Восстановленный НДС
Входящий НДС — сумма налога, на которую вам выставили счета-фактуры поставщики, ее можно вычесть из налога.
Восстановленный НДС — часть входящего налога, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ).
При расчете налога важно не только правильно выбрать ставку, но и корректно определить его сумму и верно отразить данные по налогу в учете.
Хочу обратить внимание читателей на то, что налогоплательщик/налоговый агент обязан исчислить НДС, предъявляемый покупателю товаров (работ, услуг), но при этом применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика. Этим правом нужно воспользоваться не позднее квартала, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия данных товаров/услуг/работ к учету.
Чтобы воспользоваться правом на вычет по НДС, необходимо выполнить все условия, прописанные в п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ:
- товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется правильно оформленный счет-фактура от продавца или универсальный передаточный документ (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В России НДС впервые был введен Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», который действовал до 1 января 2001 года.
С 1 января 2001 года была введена глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).
В мировой практике НДС впервые был введен 10 апреля 1954 года во Франции по инициативе директора объединенной налоговой и таможенной службы Мориса Лоре (Maurice Lauré, 1917 — 2001). Сначала, в качестве пилотного проекта НДС был опробован только на крупном бизнесе и, впоследствии, распространен на все категории налогоплательщиков. Международная фискальная ассоциация в 2011 году учредила премию имени Мориса Лоре за научные работы в области косвенного налогообложения.
НДС применяется во многих странах (более 160), но не во всех. Например, в США нет НДС, но применяется иной косвенный налог – налог с продаж.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Добавим, что выручка рассчитывается исходя из поступлений от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах. Включая оплату ценными бумагами. Также в расчет выручки надо брать поступления по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса РФ не признается территория Российской Федерации.
Объект налогообложения по НДС
Согласно статье 146 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по НДС признаются:
Реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ.
В целях главы 21 Налогового кодекса РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Кроме того, реализацией признается продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).
Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Правда, только в том случае, если расходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) не учитываются при налогообложении прибыли.
Напомним: при расчете налога на прибыль доходы уменьшают только те расходы, которые соответствуют критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ. То есть затраты должны быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Также объект налогообложения по НДС возникает в случае передачи структурным подразделениям имущества, приобретенного для собственных нужд. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/132.
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. При этом налогом облагаются лишь те работы, которые выполнены силами налогоплательщика. Работы же, выполненные подрядчиками, налоговую базу по строительству не увеличивают. Это разъяснено в письме МНС России от 24 марта 2004 г. № 03-1-08/819/16.
Под ввозом понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами. Такое определение приведено в подпункте 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ.
Если говорить об операциях, которые не признаются объектом налогообложения, то нам снова необходимо обратиться к Налоговому кодексу РФ.
Недобросовестность налогоплательщика
Налоговый кодекс РФ не содержит ни самого термина «недобросовестность», ни, соответственно, его определения. В Постановлении от 12.10.2006 № 53 Пленум ВАС РФ ввел понятие необоснованной налоговой выгоды, а также критерии признания налоговой выгоды, полученной налогоплательщиком, необоснованной. ВАС РФ разъяснил, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Кроме того, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В судебных решениях указывается, что недобросовестными признаются те налогоплательщики, которые стремятся уклониться от надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.01.2007 № 8300/06 по делу № А21-9656/04-С1 суд признал налоговую выгоду необоснованной, поскольку доказаны согласованность действий общества и его поставщиков по «формальному приобретению» товара и создание схемы незаконного возмещения налога из бюджета. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.05.2006 по делу № А55-12502/2005-3 суд указал, что недобросовестными являются лица, которые стремятся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом. Аналогичные выводы содержат:
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2006 № Ф08-2441/2006-1175А по делу № А53-26150/2005-С6-48, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2006 № Ф08-2366/2006-1149А по делу № А32-6339/2005-56/309.
Не признаются облагаемыми НДС операции:
- Связанные с обращением валюты, кроме случаев с нумизматикой;
- Передача имущества организации ОС, НМА правопреемнику, вызванная реорганизацией;
- Передача имущества бюджетным или общественным, некоммерческим организациям для деятельности, кроме предпринимательской;
- Передача имущества инвестиционного характера, вклады в УК для ООО и другое, паевые взносы и так далее;
- Передача имущества, имущественных прав по концессии;
- Возврат имущества в пределах взноса в УК при ликвидации организации или выходе участника из состава товарищества;
- Передача жилых помещений физлицам для приватизации в государственном и муниципальном жилом фонде;
- Безвозмездная передача жилых домов и иных помещений социально-культурного и жилищно-хозяйственного назначения, а также сооружений, дороги, электросети, газовые сооружения и так далее, государственным и муниципальным органам;
- Безвозмездная передача объектов ОС органам государственной и муниципальной власти;
- Продажа земельных участков и долей в них;
- Передача имущественных прав организации правопреемникам;
- Услуги по передаче в бесплатное пользование органам государственной и муниципальной власти имущества, не закрепленного за органом государственной и муниципальной власти;
Место реализации услуг при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности
В пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ перечислены виды работ и услуг, место реализации которых определяется по месту деятельности их покупателя. К таким услугам относится передача прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты гражданских прав: передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и иных аналогичных прав.
Место осуществления деятельности покупателя устанавливается так же, как и место деятельности исполнителя работ (услуг), то есть на основании государственной регистрации. При отсутствии регистрации оно соответствует месту, указанному в учредительных документах организации, месту управления организации, месту нахождения ее исполнительного органа или постоянного представительства.
Если покупателем имущественных прав является российская организация, то у нее возникают обязанности налогового агента, предусмотренные п. 1 ст. 161 НК РФ. Таким образом, она должна исчислить, удержать у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Порядок определения места реализации услуг по перевозке, транспортировке и непосредственно связанных с ними услуг (работ) установлен в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ. Исключение — услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Указанный порядок применяется ко всем работам (услугам) независимо от вида транспорта, которым осуществлена перевозка или транспортировка.
Услуги (работы) будут считаться оказанными в России при соблюдении двух условий. Во-первых, если транспортные услуги оказывает российский перевозчик (организация или индивидуальный предприниматель). Во-вторых, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на российской территории. Значит, когда российские компании осуществляют перевозки на территории иностранных государств, не пересекая границы России, местом реализации этой услуги территория Российской Федерации признаваться не будет.
— По агентскому договору организация-принципал реализует товары через агента. В какой момент должна быть определена налоговая база по НДС у принципала: на дату получения отчета агента или на дату реализации, указанную в отчете?
— Статья 167 НК РФ не содержит особых правил для момента определения налоговой базы по НДС при заключении посреднических договоров, в том числе агентских. В п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указано, что положениями статьи 167 НК РФ не предусмотрены специальные правила в отношении момента определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) с привлечением третьих лиц на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров. Следовательно, налогоплательщик обязан определять налоговую базу по правилам статьи 167 НК РФ и в том случае, когда осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) с участием поверенного (комиссионера, агента), обеспечивая в этих целях своевременное получение от поверенного (комиссионера, агента) документально подтвержденных данных о совершении операций по отгрузке (передаче) товаров (работ, услуг) и их оплате.
Несмотря на то, что ВАС РФ не уточнил значение понятия «своевременное», в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2011 г. по делу N А56-16941/2010 содержится развернутый анализ данной ситуации: » …апелляционная инстанция исходя из добытых налоговым органом письменных доказательств признала занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 2 и 3 кварталы 2008 года на сумму реализации комиссионером товара покупателю, обоснованно посчитав, что в силу статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является дата отгрузки комиссионером товара покупателю, а не дата представления им отчета о такой реализации. Правомерным в этой связи следует признать и вывод апелляционного суда о том, что неисполнение комиссионером своей обязанности по извещению комитента о факте отгрузки товара покупателю не является обстоятельством, исключающим налоговую обязанность ООО по отражению этих операций в налоговом учете в том налоговом периоде, когда они объективно имели место. В этом случае гражданско-правовые отношения между комитентом и его комиссионером в части ненадлежащего исполнения стороной договорных обязательств не имеют никакого правового значения при исполнении этими сторонами публично-правовых обязанностей, вытекающих из законодательства РФ о налогах и сборах». Таким образом, моментом определения налоговой базы по НДС у принципала является не дата получения отчета агента, а момент реализации товаров агентом или момент поступления аванса агенту. При этом стороны должны в договоре предусмотреть своевременность поступления соответствующей информации от посредника к принципалу.
— Организация, которая осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции, реализовала два земельных участка, принадлежащих ей на праве собственности. Следует ли при расчете доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, учитывать доходы от реализации земельных участков в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период?
— В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения НДС. Пунктом 4 ст. 170 НК РФ установлена обязанность по ведению раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом НДС принимается к вычету либо учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Поскольку в п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ идет речь об операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), то можно предположить, что операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС согласно п. 2 ст. 146 НК РФ (в том числе реализация земельных участков), не должны учитываться при определении пропорции распределения «входящего» НДС.
Вместе с тем такой подход является ошибочным. В пункте 4 ст. 170 НК РФ содержится отсылочная норма на п. 2 ст. 170 НК РФ, в котором перечислены операции, не подлежащие налогообложению НДС. Среди них — операции, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ. А это значит, что при определении пропорции для распределения входящего НДС должны учитываться все операции реализации за налоговый период, как являющиеся объектами налогообложения НДС, так и не являющиеся таковыми.
Этот вывод подтверждают и судебные решения. ВАС РФ в постановлении Президиума от 05.07.2011 N 1407/11 указал: «Предусмотренное пунктом 4 статьи 170 Кодекса правило ведения раздельного учета сумм этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 Кодекса. Иное толкование пункта 4 статьи 170 Кодекса не согласуется с изложенным в пункте 2 этой статьи общим порядком отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, 5 процентов», установленное в п. 4 ст. 170 НК РФ, и не вести раздельный учет?
— Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не распределять «входной» НДС в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ. Во-первых, для применения данного правила определяется доля расходов по необлагаемым операциям в общей величине расходов налогоплательщика, а не доля выручки по необлагаемым НДС операциям в общей сумме выручки. Во-вторых, правило «5 процентов» имеют право применять налогоплательщики, осуществляющие облагаемые и необлагаемые НДС операции.
Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, является облагаемой НДС операцией: в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0%.
При этом п. 1 ст. 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. В соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. То есть налогоплательщик, реализующий товары как на внутреннем рынке, так и на экспорт, обязан организовать налоговый учет НДС таким образом, чтобы определить налоговые базы и суммы налоговых вычетов, приходящиеся на операции, облагаемые по ставкам 18% (10%) и 0%.
Перечень реализации услуг, не подлежащих налогообложению
Льготы по налогам и сборам, вместе с акцизами, представляют собой определенные преимущества, которые могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Льгота может быть выражена в полном освобождении от уплаты предусмотренного налога с акцизами, либо в его уплате в меньшем размере.
В перечень основных услуг, которые не будут подлежать налогообложению, в основном входят государственные услуги, либо услуги, оказываемые сторонними организациями, какие необходимы для обеспечения нормального функционирования государственных органов, органом местного самоуправления и т.д.
Например, услуги по поставке в Россию важнейшего медицинского оборудования, необходимого для поддержания и улучшения существующей системы здравоохранения не будут облагаться соответствующим налогом и акцизами.
Перечень данного оборудования и иных сопутствующих услуг реализации в области здравоохранения утвержден действующими налоговыми органами.
При этом освобождение от налогообложения, наравне с акцизами, будет происходить исключительно на основании действующего удостоверения, в котором будет содержаться установленный код ОКП, входящий в действующий перечень.
В процедуре освобождения от налогообложения могут участвовать и иные услуги, главное, чтобы данное освобождение было подтверждено соответствующими основаниями и документальными доказательствами.
Освобожденные ранее от налогообложения услуги могут быть включены в систему налогообложения, в том числе и с акцизами, в том случае, если сущность, либо иные важные обстоятельства, характеризующие эти услуги, изменились.