Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт социального работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным разработчиком данного Стандарта является Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, а соразработчиками — ряд учреждений соцобслуживания Москвы и Московской области.
- 03-10-2019
- Елена Олейникова
- 10 минут
На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.
Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.
В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.
К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
- Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.
Данный Стандарт был разработан Московским городским психолого-педагогическим университетом (главный разработчик), который привлек к работе по созданию Стандарта очень большое число других организаций — учреждений соцобслуживания, вузов, некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления из различных российских регионов.
Утвержден Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 681н.
Стандарт касается трудовой деятельности по социальной реабилитации несовершеннолетних, трудоспособных граждан и пожилых граждан с разными видами «уязвимостей» (инвалидность, отсутствие постоянного места жительства, наркотическая зависимость, антисоциальное поведение, тяжелые хронические заболевания и т.д.).
В Стандарте две обобщенные трудовые функции: 1) социальная реабилитация уязвимых категорий населения; 2) организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. Уровень квалификации по первой функции — 6-й, по второй — 7-й. Первая функция относится к такой должности, как специалист по комплексной реабилитации (реабилитолог), вторая — к должности руководителя реабилитационного подразделения. По обеим функциям требуется наличие у работника высшего образования и дополнительного профессионального образования по специальным программам. По первой функции требование к наличию опыта практической работы не предъявляется, по второй есть требование о наличии стажа работы в социальной сфере в качестве специалиста по комплексной реабилитации, врача, психолога, педагога, специалиста по социальной работе или руководителя подразделения не менее трех лет. Требование об отсутствии судимости есть только по первой функции (см. сноску 2).
Относительно обобщенной трудовой функции «социальная реабилитация уязвимых категорий населения» названы три трудовые функции, относительно организации реабилитационной помощи уязвимым категориям населения — две (с соответствующими перечнями трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой). Например, для выполнения такой трудовой функции, как организация и управление реабилитационным случаем, которая входит в состав второй обобщенной функции по организации реабилитационной помощи, работник должен выполнять 21 трудовое действие (от первичного приема клиента до разработки методических документов по внедрению инновационных технологий и методов оказания реабилитационной помощи), обладать 24 умениями (от получения информации о гражданине до ведения своевременных, точных, полных и разборчивых отчетов) и владеть 19 видами знаний (от законодательства в социальной сфере до основ делопроизводства и документооборота).
При выполнении всех трудовых функций от работника требуется соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии (без ссылки на конкретный документ).
С 2008 года Центром социального маркетинга была выявлена тенденция увеличения спроса на высококвалифицированных специалистов.
Работодателю достаточно сложно было проводить аттестацию рабочих мест до тех пор, пока не появился профессиональный стандарт социального работника в социальной сфере. Это особенно актуально было для организаций, не имеющих достаточного опыта, где часто возникали конфликтные ситуации между руководителем и сотрудниками. Заканчивались они, как правило, судебными разбирательствами.
За 2001 год судами общей юрисдикции было рассмотрено больше 864 тысяч трудовых споров.
Стандарт профессиональной деятельности социального работника дает возможность избегать многих проблем, включая и оценку качества работы сотрудников. После его разработки существенно снизилось количество разбирательств, связанных с квалификацией.
Профессиональный стандарт социального работника значительно упрощает процедуру присвоения квалификации сотрудникам этой сферы деятельности.
Например, в европейских странах уже есть положительный опыт введения подобных норм. Это существенно упростило процедуру принятия на работу, увеличило шансы квалифицированных специалистов получить высокооплачиваемое рабочее место.
Общая трудовая функция
Социальный работник должен иметь профессиональное среднее образование или общее среднее образование и профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте. Сотрудник обязан пройти специальный учебный курс по оказанию первой медицинской помощи.
В профессиональном стандарте нет особых требований к опыту практической деятельности социального работника. Однако к работе могут быть допущены только те лица, которые не имеют судимости за преступления, установленные законодательством РФ.
Профстандарт определяет основные трудовые функции социального работника:
- определение лиц, которые находятся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в социальном обеспечении;
- покупка за материальные средства клиента продуктов питания, доставка их на дом;
- помощь в приготовлении пищи из продуктов, имеющихся у клиента;
- приобретение за материальные средства подопечного промышленных товаров из списка предметов первой необходимости, доставка их на дом;
- для клиентов, проживающих без центрального водоснабжения, отопления, социальный сотрудник доставляет воду, растапливает печь;
- сдача за счет средств подопечного его личных вещей в химчистку, прачечную, мастерскую, доставка отремонтированных вещей клиенту.
Данный документ утвержден приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 № 677н. Основным видом деятельности в профессиональном стандарте социального работника названо предоставление клиентам услуг социального плана.
Трудовая функция одна — оказание социальных услуг. Выполнять ее должен сотрудник, имеющий 4 уровень квалификации. Такой уровень квалификации, согласно приказу Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, предполагает наличие у работника либо среднего специального образования, либо среднего общего с прохождением обучающей стажировки на рабочем месте. Опыта работы не требуется.
Также профстандарт соцработника содержит требование о прохождении курсов по оказанию первой помощи. Особыми условиями допуска к социальной работе названы отсутствие судимости на момент устройства на работу или в прошлом и прохождение периодических медосмотров.
Применение профессионального стандарта социального работника не является обязательным для работодателя и не может служить поводом для увольнения сотрудника, не подпадающего под критерии стандарта. При этом данный профстандарт вполне может служить ориентиром при разработке кадровой политики организации и управлении персоналом.
Приказ Минтруда РФ от 18.06.2020 N 353Н
В Школе собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта.
Например, учителю русского языка стоит пройти программу Преподавателю математики – … Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась.
В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.
На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования: педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог. Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв.
приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей.
Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
Приказ Минтруда России № 354н от 18 июня 2020 г.
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
A/01.6
Определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации и предупреждения ее возникновения
A/02.6
Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности
A/03.6
B
Деятельность по планированию, организации и контролю за реализацией социальных услуг и мер социальной поддержки
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг, мер социальной поддержки
B/01.7
Организация деятельности подразделения (группы специалистов) по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки
B/02.7
Контроль качества и эффективности социального обслуживания граждан и предоставления мер социальной поддержки
B/03.7
Подготовка предложений по формированию социальной политики, развитию социальной помощи и социального обслуживания населения
B/04.7
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения
Код
Уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
Возможные наименования должностей
Специалист по социальной работе
Требования к образованию и обучению
Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности
Требования к опыту практической работы
—
Особые условия допуска к работе
Отсутствие медицинских противопоказаний 3
Дополнительные характеристики
Пример использования профстандартов в рекомендательных целях
Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2020 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.
К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:
- грамотно определять названия должностей;
- функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
- выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.
То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.
Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.
/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/
Требования к образованию и обучению
- Высшее образование — бакалавриат или
- Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
- Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда
Требования к опыту практической работы
- Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
- Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.
Особые условия допуска к работе
- Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)
Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.
В чем состоит необходимость изменений?
Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Что нового в профстандарте?
В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».
В чем состоит необходимость изменений?
Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».
В чем состоит необходимость изменений?
Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:
- специалист по охране труда;
- руководитель службы охраны труда.
Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.
В чем состоит необходимость изменений?
Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).
Действующие профстандарты педагогов
Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:
- Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
- Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
- Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
- Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
- Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).
Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.
Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).